Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эффект замещения и эффект дохода




В

А

 

 

 

 

F1 F2 F3 F4

 

 

D

 

 

 

На рис. 32А точки на оси Qx, показывающие количество товара Х, которое потребитель мог бы купить, если бы он потратил весь доход на данное благо, обозначены F1, F2, F3, F4. Цена на товар Х в любой точке может быть подсчитана как І/F. Отмечая эту цену на нижнем графике напротив Qx потребленного в неделю, мы получаем еженедельную линию потребительского спроса на товар Х. Так как расходы на все другие блага при данных обстоятельствах равны нулю, бюджетное ограничение было бы:

I=P1 F1 +0

oтсюда

P1=I/F1.

При цене I/F1 потребительское равновесие соответствует точке Е1, где он потребляет Q1 единиц блага Х. на рис. 32В величина Q1 перенесена вниз прямо на ось, на которой отложено количество блага: цена отмечена на оси цен отдельно как величина, парная количеству блага Q1.

Когда цена равняется Р1объем спроса – Q1. По мере того, как цены на благо X падают, бюджетная линия сдвигается вдоль оси X. Соответственно возрастает координата точки пересечения с осью X. Когда пересечение есть точка Е2, цена равна 1/F2 или Р2. Р2 должна быть меньше Р1, потому как F2 больше чем F1. В этом случае новое равновесие потребителя будет в точке Е2, и количество потребленного блага X возрастает до Q2. Координаты (P2; Q2) отмечены на нижнем графике в качестве еще одной точки на кривой спроса.

Точно так же, если цена на X падает до Р3 и Р4, количество потребленного блага X в неделю продолжает возрастать. Объединяя в пары цены и объемы спроса при этих ценах, получаем кривую спроса (рис. 32В).

Эта кривая показывает объем спроса отдельного потребителя при различных ценах на благо Х. Кривая спроса и кривая "цена-потребление" - это просто два различных способа описания того, как спрос на товар изменяется при изменении цены товара (при прочих равных условиях).

При анализе кривой «доход – потребление» мы рассматривали влияние изменения дохода, при анализе кривой «цена – потребление» - влияние изменения цен на относительное замещение одного блага другим. Проанализируем, в какой степени изменение спроса на благо X вызвано изменением цены, а в какой – реального дохода. Для этого обратимся к таким понятиям как: эффект замещения и эффект дохода.

 

При снижении цены товара возникают два эффекта. Во-первых, потребитель заменяет подешевевшим товаром некоторые другие товары, и спрос на данный товар увеличивается (эффект замещения). Во-вторых, реальный доход покупателя увеличивается, поэтому он увеличивает спрос на некоторые товары, к которым обычно принадлежит и подешевевший товар (эффект дохода).

Реальный доход - этомаксимальная полезность, которую может получить потребитель, обладающий данным денежным доходом. Таким образом, характер зависимости объема спроса от цены товара определяется эффектом замещения и эффектом дохода.

Эффект замещения — это изменение объема спроса, вызванное изменением относительной цены товара при неизменном реальном доходе потребителя.

Эффект дохода — это изменение объема спроса, вызванное изменением реального дохода при неизменной относительной цене товара.

Общий эффект изменения цены — это изменение объема спроса, равное сумме эффекта замещения и эффекта дохода.

Определим общий эффект и сумму эффекта замещения и эффекта дохода.

1.При снижении цены товара Xбюджетная линия повернется против часовой стрелки вокруг точки пересечения с осью координат (точка Вна рис. 33). При этом равновесный набор переместится из точки Е1в точку Е2, а объем потребления продукта увеличится с Х1 до Х 2. Общий эффект равен Х2 1.

2.Проведем воображаемую бюджетную линию АоВо,касательную к старой кривой безразличия а1и параллельную новой бюджетной линии А1В.Равновесный набор Е0, соответствующий воображаемой бюджетной линии, отвечает случаю, когда потребитель получает старую полезность (набор лежит на старой кривой безразличия) при новом соотношении цен (наклон бюджетной линии определяется этим соотношением). Таким образом, для наборов Е1и Е0выполнено условие из определения эффекта замещения. Поэтому эффект замещения равен Х0–Х1, где Х0 — объем потребления продукта Xв наборе Е0.

3. Наборы Е2и Е0 соответствуют случаю, когда реальные доходы различаются (наборы лежат на разных кривых безразличия), а относительные цены одинаковы.

 
 

 

 


Рассмотрим направленность эффекта замещения и эффекта дохода, когда оба товара являются благами. Эффект замещения всегда положителен. При уменьшении цены товара X воображаемая бюджетная линия всегда более полога по сравнению с исходной бюджетной линией, поэтому в точке Е0предельная норма замещения меньше, чем в точке Е1(рис. 33 ). Учитывая, что с увеличением объема потребления продукта предельная норма замещения убывает (ее свойство), можно утверждать, что «воображаемый» объем потребления больше исходного объема.

Эффект дохода положителен для нормальных товаров и отрицателен для некачественных товаров. Общий эффект положителен, если эффект замещения и эффект дохода положительны, либо когда положительное воздействие эффекта замещения превышает отрицательное воздействие эффекта дохода. Если же доминирует отрицательный эффект дохода, то общий эффект отрицателен и закон спроса не выполняется.

Если оба продукта являются антиблагами, то эффект замещения может быть отрицательным (Х0 1 рис. 34). Эту ситуацию объясняет эффект Веблена, когда при снижении относительной цены нормального товара спрос на него сокращается в силу того, что он становится менее «престижным» (рис. 34). Эффекты дохода и замещения дополняют друг друга, обуславливая способность и желание потребителя купить большее количество определенного товара по низкой цене, чем по высокой.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 742; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.