Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Максимизации прибыли




Спрос и предложение на монопольном рынке. Ограничения

Антимонопольная политика государства.

Эффективность функционирования рынка в условиях чистой монополии.

Особенности ценообразования монополии.

Условия максимизации прибыли монополии в долгосрочном периоде.

Условия максимизации прибыли и минимизации убытков монополии в краткосрочном периоде.

Спрос и предложение на монопольном рынке. Ограничения максимизации прибыли.

 

Противоположностью совершенной конкуренции является чистая монополия (от греч. «моно» - один, «полио» - продаю), где отрасль состоит из одной фирмы, т. е. понятие «фирма» и «отрасль» совпадают. Она возникает обычно там, где нет близких заменителей, выпускаемый продукт в известной степени уникален. На таком рынке фирма может влиять на цену, контролируя количество товара, т. е. фирма обладает монопольнойвластью.

В зависимости от типов обстоятельств, в силу которых фирма может стать единственным поставщиком товара на рынок, различают 3 вида монополий:

- Закрытая монополия, защищена от конкуренции с помощью юридических ограничений. Примером может служить монополия почтовой службы США на доставку почты первым классом. Другими вариантами возникновения закрытой монополии является патентная защита, институт авторских прав.

- Естественная монополия. Отрасль, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком, а увеличение числа фирм вызывает рост средних издержек. Типичным примером естественной монополии являются муниципальные коммунальные службы. В основе естественной монополии лежит экономия на масштабах производства.

- Открытая монополия. В этом случае фирма на некоторое время становится единственным поставщиком какого-либо продукта, не обладая никакой специальной защитой от конкуренции, как это имеет место в случае закрытой или естественной монополии. В ситуации открытой монополии часто оказываются фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией.

Такая классификация монополии несколько условна. Некоторые фирмы могут принадлежать сразу к нескольким видам. Базовые, железнодорожные компании могут быть отнесены как к естественной монополии (присутствует эффект масштаба) так и к закрытой монополии, так как существуют барьеры для конкуренции. Фирма, имеющая патентное свидетельство – закрытая монополия на краткосрочном временном интервале и может стать открытой в долгосрочном временном интервале, когда действие патента закончится или конкуренты изобретут новый товар – заменитель.

Кривая спроса на продукцию монопольной фирмы имеет отрицательный наклон(а не абсолютно неэластичная), так как потребители всегда отвечают снижением спроса на повышение цены. Монополист может установить либо цену своего товара, тогда количество определится рыночной ценой спроса, либо объем выпуска, тогда будет зависеть от кривой спроса на товар.

 

Из вышеизложенного следует что:

- Цена на монопольном рынке превышает предельный доход. Кривая предельного дохода всегда лежит ниже кривой спроса (рис.56). Поскольку кривая спроса имеет отрицательный наклон, то монополия может увеличить продажи, только если она установит более низкую цену на единицу продукции. Поэтому предельный доход (MR) становится меньше чем цена (средний доход) для каждого уровня производства, кроме первого.

- Общий доход или выручка от продажи продукции (TR) увеличивается до тех пор, пока MR>0.

- Тот факт, что монополия контролирует совокупное предложение, говорит о том, что она не просто влияет на цену, а «диктует ее». Но это не означает, что монополист назначает самую высокую цену, так как он все равно ограничен своей кривой спроса, согласно которой, больший объем продукции можно продать по низкой цене, а по высокой – только ограниченное количество;

 

 

На (рис. 57.) продемонстрирована взаимосвязь спроса, совокупного дохода и предельного дохода в условиях чистой монополии. Совокупный доход равен произведению цены на объем выпуска в каждой точке кривой спроса TR = P×Q.

Когда спрос эластичен, предельный доход больше нуля (MR>0) - совокупный доход растет. Когда спрос неэластичен, предельный доход меньше нуля (MR<0) - совокупный доход падает. Предельный доход меньше цены при всех уровнях выпуска продукции.Предложение монополии является рыночным предложением.

Монополия, также как и конкурентная фирма в своей деятельности стремится максимизировать прибыль. Однако на этом пути она сталкивается со следующими ограничениями, которые необходимо учитывать при принятии управленческих решений:

 

- издержки производства.

- спрос на продукт.

Так как монополия доминирует на рынке, кривая спроса для фирмы и кривая спроса для всего рынка идентичны и имеют отрицательный наклон. Монополист выбирает такую комбинацию «цена – количество», которая приносит максимальную прибыль, т.е. он ищет наиболее «доходную» цену из набора возможных цен. Монополист – «искатель цены» (price-searcher).

Кроме общих ограничений, действующих на фирмы всех рыночных структур, необходимо учитывать ограничения, касающиеся только монополии:

 

- антимонопольная политика государства по ограничению цен и обеспечению

условий конкуренции

 

- равные условия продажи. Монополист должен продавать всю свою продукцию по одинаковой цене всем потребителям. Монополия, при которой соблюдается это условие, называется простой монополией.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 624; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.