Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Долгосрочное равновесие фирмы




Более отчетливо специфика монополистической конкуренции как особого типа рынка проявляется в долгосрочном периоде рис.(72).

Рис.72 Долгосрочное равновесие фирмы при монопольной конкуренции

 

Для простоты изложения примем, что кривая затрат не меняется, допустим также, что первоначально фирма получает экономическую прибыль (линия D1 лежит выше минимального уровня LATC). В условиях чистой монополии такая ситуация имела бы тенденцию к закреплению на длительное время, так как господствующая фирма не допустила бы на рынок новых производителей. При монополистической конкуренции вход на рынок сравнительно свободен. Поэтому в долгосрочном периоде на него неизбежно проникнут привлеченные экономической прибылью компании, которые станут производить товары, по своим характеристикам, близкие к продукции рассматриваемой фирмы.

В результате кривая спроса на продукцию существующей фирмы сдвинется влево, так как часть клиентов перейдет к конкурентам и ее сегмент рынка сократится. Очевидно, что этот процесс будет продолжаться до тех пор, пока не исчезнет экономическая прибыль и кривая спроса не займет положение касательной к кривой затрат D3 рис.(72).

Рассмотрим состояние устойчивого долгосрочного равновесия фирмы на рынке монополистической конкуренции соответствующего точке А, которая лежит на кривой LATC. Таким образом, монополистическая конкуренция обнаруживает тенденцию к получению фирмами нулевой экономической прибыли. Это является следствием свободы вхождения на рынок и выхода из него.

Другая важная особенность положения точки долгосрочного равновесия заключается в том что, находясь на кривой LATC, она не совпадает с точкой минимума средних затрат. Так как кривая спроса может быть касательной к кривой затрат в точке их минимума только в том случае, если кривая спроса горизонтальная, а при монополистической конкуренции кривая спроса имеет отрицательный наклон. Если же кривая спроса не касается, а проходит через точку минимума затрат под углом (кривая D2 на рис 72), то это значит, что какая-то ее часть проходит выше кривой затрат, т.е. существует зона экономической прибыли. В этом случае сохранится приток новых фирм в отрасль и кривая спроса продолжит свое смещение, пока не займет положение касательной в какой-то иной точке.

Из несовпадения точки долговременного равновесия с точкой минимума средних затрат вытекают три важных последствия:

Во-первых, равновесная цена при монополистической конкуренции в долгосрочном периоде превышает равновесную цену, которая установилась бы при совершенной конкуренции. Другими словами, структура рынка монополистической конкуренции заставляет потребителя переплачивать за разнообразие товара.

Во-вторых, при монополистической конкуренции объем производства каждой фирмы несколько меньше оптимального, потому что весь рыночный объем товара мог бы быть произведен дешевле – более крупными по размерам фирмами.

В-третьих, поскольку в точке долгосрочного равновесия цена выше предельных затрат фирмы, найдутся покупатели, которые согласятся заплатить за дополнительную единицу товара больше, чем израсходует на производство этой единицы фирма. И такая ситуация возникает на всех сегментах рынка. С точки зрения покупателей, отрасль недоиспользует ресурсы для производства нужного покупателям товара. Но увеличение выпуска не в интересах фирм, так как при этом сократилась бы их прибыль.

В долгосрочном периоде любая фирма на рынке монополистической конкуренции, может увеличить производство путем введения новых мощностей. Могут также появиться новые фирмы, обладающие возможностью производить безалкогольный напиток с теми же характеристиками, что и пользующегося успехом товар, так как в краткосрочном периоде фирма может получать экономическую прибыль, которая привлечет новых продавцов. На рынках монополистической конкуренции этот процесс инновации и имитации продолжается все время. Когда одна компания предлагает новый напиток, не содержащий кофеина, то ее соперники быстро делают то же самое, конечно, если они могут извлечь из этого экономическую прибыль.

По мере того как число фирм, выпускающих новый напиток, и предложение подобных товаров увеличивается, цена за литр, будет снижаться, а кривая спроса, как и кривая предельного дохода на товар, сместится вниз. Это значит, что в долгосрочном периоде из-за возросшего предложения товара цена и предельный доход, снизятся. Вероятно также, что спрос на товар каждой отдельной фирмы также будет стремиться к тому, чтобы стать более эластичным при данной цене. Это происходит потому, что увеличение цены конкурирующими фирмами, увеличивает число имеющихся в наличии заменителей. Новые фирмы продолжают входить на рынок до тех пор, пока можно получать экономическую прибыль. Следовательно, долгосрочное равновесие на рынке монополистической конкуренции аналогично конкурентному равновесию, когда все фирмы получают нормальную прибыль, а цена равна средним издержкам.

 

MR=LMC=LAC

 

 
 

 


 


 

 


Рис.73 Долгосрочное равновесие фирмы при монопольной конкуренции.

 

При долгосрочном равновесии кривая спроса на товар любой фирмы в отрасли является касательной к долгосрочной кривой средних затрат фирмы. На рис.(73) фирма выпускает 3000 литров своего продукта в месяц, после расширения производства для использования преимущества более низких, в долгосрочном плане, ежемесячных средних издержек. Это выпуск, при котором MR = LMC после изменения спроса, из-за появления конкурентов. Равновесная цена при этом составит только 1,5 гривны за литр соответствуя точке А на кривой спроса. При этом выпуске средние затраты так же равны 1,5 гривны за литр и, следовательно, прибыль равна нулю как с одного литра, так и со всего объема. Свободный вход на рынок препятствует фирмам извлекать экономическую прибыль в долгосрочном периоде.

Этот процесс работает и в обратном направлении, если бы спрос на рынке с монополистической конкуренции снизился после достижения равновесия, то фирмы покинули бы рынок. Это происходит потому, что сокращение спроса сделало бы невозможным для фирм покрывать свои экономические издержки.

 

 

 


 

 


 

 

 
 

 

 


Как показано на рис. 74, при выпуске Q1 при котором MR=LMC после сокращения спроса типичный продавец находит что цена Р1, которую он должен установить, что бы продать это количество товара, меньше, чем средние затраты AТC1 на его производство. Поскольку при таких обстоятельствах фирмы не могут покрывать свои экономические издержки, они выйдут из отрасли переместят свои ресурсы в более выгодные предприятия. Когда это произойдет, кривая спроса и кривые предельного дохода оставшихся на рынке продавцов сместятся вверх.

Это произойдет потому, что сокращение имеющегося в наличие количества товара увеличит максимальные цены и предельный доход, характерные для любого его выпуска, и которые могли бы получать оставшиеся продавцы. Выход фирм из отрасли будет продолжаться до тех пор, пока не будет достигнуто новое равновесие, при котором кривая спроса опять является касательной к кривой LATC, а фирмы получают нулевые экономические прибыли




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 894; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.