Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Образование




Преобразования в области культуры Петра I.

В 1700 году последовал указ о запрещении носить длиннополое платье, практиковать немецкие и венгерские кафтаны, в случае нарушения - пошлина или обрезание одежды прямо на улице.

Совершенствованию семейного уклада служили указ 1702 года о новом порядке бракосочетания, 1714г.- указ об образовательном цензе для дворян при заключении брака, в 1717 г. обязательное наставление дворянам о воспитании детей в труде, выполнении обязанностей, обучении грамоте, танцам, верховой езде. "Юности честное зерцало" поучает юношу трем достоинствам и добродетелям: смирен, приветлив и учтив, девиц - 20 достоинствам: страх перед богом, смирение, трудолюбие, милосердие, стыдливость, бережливость, целомудрие, верность, молчаливость, чистоплотность, умение краснеть - последнее - показатель нравственной чистоты.

Не случайно, что при Петре I заметно насаждение образования. Так, в беседе с патриархом Адрианом в конце XVII века он говорил: "чую, многие желают учить детей своих свободным наукам, многие желают свету видеть", так он осознавал потребность страны, народа в знаниях. Петр I чувствовал неуверенность, уязвленное самолюбие, говорил, что без свободных наук и добрых рукоделий не может государство стяжать себе умного имения". Надо срочно готовить людей, способных делать дело, чаще всего новое, прежде малоизвестное или вовсе неслыханное.

Именно при Петре I создаются первые светские школы, дающие начальные практические знания, необходимые в обстановке реформ и напряженной внешней политики.

Среди них можно назвать:

§ Московские школы (Славяно-греко-латинская академия). Преподавал Леонтий Филиппович Магницкий (1687г.), навигационная школа (1701).

§ Математическая штурманская школа

§ Пушкарская артиллерийская школа - Москва, 1701г (набирали детей от 7 до 25 лет).

§ Медицинское училище - 1707г.

§ Инженерная школа - 1712г.

§ Русские школы, где учили читать и писать (Воронеж, 1703г., Петербург, Кронштадт, Ревель и др.)

§ Цифирные школы - 1714г. Были во всех губерниях, принимались дети от 10 до 15 лет, учили чтению, письму, арифметике. С 1716г. освобождены от обучения в них только дети дворян, 1722 г - дети духовенства, в 1722 училось 1389 учеников, закончили по всей России - 93 ученика.)

§ Горнозаводские школы - 1721г. С 1744г. слились с гарнизонными.

§ Петербургская хирургическая школа - 1716г.

В провинции начальное образование давали 42 епархиальных (церковных) школы, 46 цифирных – готовили местных мелких чиновников, гарнизонные – для обучения солдатских детей, а также несколько частных школ с изучением иностранных языков, философской мудрости, в городах возникали адмиралтейские русские школы готовившие детей мастеровых людей, дающих им грамоту, счет, мастерство. К концу царствования Петра I почти во всех крупных городах были 2 школы – духовная и светская.

В числе педагогов-теоретиков были Иван Тихонович Посошков («Завещание отеческое»), Василий Никитич Татищев предлагал педагогику утилитарную, для пользы отечества. Он предлагал учить крестьянских от 5 до 10 лет грамоте и письму, а от 10 до 15 лет – ремеслам. Нередко молодых посылали обучаться за рубеж. С 1703 г. печатались учебники: «Арифметика, сиречь наука числительная», Магницкого, «Букварь», «Грамматика славянская» - Поликарпова, «Первое обучение строкам» Феофана Прокоповича и др.

Петербургская академия наук создана в 1724г. При ней были открыты три уровня учебных заведений.

1 – это университет, то есть собрание ученых для обучения молодых людей наукам.

2 – гимназия, готовящая молодых людей для поступления в университет.

3 – собрание ученых и искусных людей. Таким образом академия совмещала научные и педагогические кадры.

Руководил академией Шумахер и к 1740г. привел их в упадок, запрещал вести занятия и читать лекции на русском языке. До 1760г. из гимназии ни одного человека не попало в студенты (лишь Котельников и Протасов - будущие академики). Иностранные учителя секли учеников, сокращали занятия, не преподавали славянские науки. Позже М.В. Ломоносов сказал: "Что до меня надлежит, то я сему себя посвятил, чтобы до гроба моего с неприятелями наук российских бороться".

Академический университет прекратил существование во второй половине XVIII века после открытия Московского университета. В 1818 году организуется новый самостоятельный Петербургский университет. Для него характерно:

§ отсутствие сложившийся педагогической теории;

§ отсутствие системы воспитания, традиций, опыта;

§ наличие противоречивых, часто противоположных взглядов на обучение и образование;

§ наличие трудностей отхода от религиозного к светскому образованию.

В петровские времена шло много споров о том, нужно ли учить крестьянских детей. Так купец Пенцы Любавцев считал, что для крестьян училищ не надо иметь, наук земледельцу не нужно. И.Т. Посошков считал, что немалая пакость крестьянам чинится, от того, что грамотных людей у них нет, и в поборах много с них излишних денег емлют".

Напротив, Волынский и Татищев считали, что нужно учить грамоте и закону божьему - это позволит помещику иметь послушных и умелых приказчиков, писцов, мастеровых.

Граф Строганов говорил, что "учение полезно для крестьян, оно уменьшает их свирепства к хозяевам, выводит из тьмы невежества".

Создавая дворянское сословие Петр I поощрял дворовых за честный труд, в награду давал деревню с крепостными крестьянами. Дворяне должны были растить детей для армии. Лично сам Петр I пишет руководство отрокам и юношам «Юности честное зерцало», в котором он рекомендует и утверждает настойчиво для молодых людей:

- избегать грубых слов, вести учтиво. Когда просят чего-либо сделать, то отвечай: «Что изволите, государь батюшка? Я уразумел, учиню так, как приказали». А не смехом делать, якобы их презирая и не слушая их повеление слов, исправно примечать все, что им говорено будет, а многожды назад не бегать, и прежнего другорядь не слушивать;

- отвечай пристойно, рукою не маши, головою не кивай, подобно немым;

- носом не хрипеть, не моргать, головою не трясти, руками не шалить, иначе опозоримы будете;

- учтив должен быть, не драчлив, шапку сними, не доходя три шага, а не здоровайся проходя мимо;

- в гостях беседу старших не прерывай;

- другим недостатки не указуй;

- молодой дворянин должен быть обучен: языкам, езде верхом, танцам, должен уметь биться на шпагах, вести беседу красноречиво;

- платье своего и книг береги прилежно;

- со лжи люди не мрут, а впредь веры не имут;

- в нос не втягивай, как бы часы кто заводил, гнусным образом воздух не втягивать, не заглядываться яко осел;

- в гости идти чистым, хорошие манеры помнить;

- обрежь свои ногти, умой руки, сиди чинна, не жри яко свинья, не дуй в кость, чтоб везде брызгало, не сори егда ешь. Ногами не мотай. Не утирай губ рукою. Не облизывай перстов, не грызи костей, но обрежь ножом. Зубов ножом не чисти. Вилками, ножами не чертить, не колоть, не стучать;

- над ествою не чавкай, как свинья, и головы не чеши, не проглотив куска, не говори, горок, забор из костей не делай;

- рабы невежливы, упрямы, бесстыдливы и горды бывают, того ради надобно их смирять, покорять, унижать;

- слуги всегда хотели больше права иметь, нежели господин, для того не надобно им попущать;

- если такой заведется – то его надо наказать или сослать в дальнюю вотчину, ибо от него все стадо пострадать может.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 384; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.