КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Художники и картинные галереи
Серьезные изменения произошли в начале XVIII века в изобразительном искусстве. Оно все более насыщалось реалистическими тенденциями. Особое предпочтение отдавалось портретам в живописи. Это была не просто форма и метод реализации дарований художников, но и способ запечатлеть на века в холсте и масле реформаторов России, ввести их в память истории. Из мастеров кисти ведущее место в начале XVIII века принадлежит Ивану Никитичу Никитину, которого считают поистине отмеченным божьим даром, награжденного крупной творческой индивидуальностью. Сын священника, окончил типографскую школу при московской оружейной палате, учился на немецкого живописца Таннауэра. В 24 года Никитин пишет портреты, создавшие ему репутацию, позволившие в 1714году Петру I сказать о нем с гордостью "Зело борзо пишет, добрый мастер из нашего народа". Его портреты племянницы Петра I царевны Прасковьи, сестры Петра I - Натальи Алексеевны (1715г.), царевны Анны Петровны (1716) отличаются выразительной светотенью, простотой компоновки, гармоничностью, объемностью. Иван Никитич вместе с братом Романом 1716 году во главе первой группы петровских пенсионеров - художников усовершенствуется в рисунке в Венеции и Флоренции. В 1720 -1721г.г. он неоднократно вызывался писать портреты Петра I. Он пишет портрет Петра I в круге. В центре внимания только лицо, сильный характер, выразительный взгляд и влажный блеск в глазах. На портрете - воля и деятельная натура Петра, царь - работник. Он пишет холст "Петр I на смертном ложе". По неизвестным причинам работа не окончена. Отмечают, что талантливыми приемами Никитин даже у мертвого государя изобразил на лице печать проделанной работы, суровость, нахмуренные брови, сомкнутые уста, жаждущие покоя и отхода от борьбы. Трудный жизненный путь героя окончен. После себя Никитин оставил портрет барона Сергея Григорьевича Строганова, потомка крупнейших русских купцов и промышленников, организаторов похода Ермака; портрет национального гетмана, потрет канцлера Головкина, иконостас "Снятие с креста", который позднее Елизавета подарила Разумовскому Алексею Григорьевичу. Дальнейшая судьба художника трагична. В период бироновщины он был в подчинении Каравакка - французского живописца, который не давал ему работы. Заточили его в Петропавловскую крепость, били плетьми, сослали в Сибирь. Затем разрешили вернуться в Петербург, но по дороге домой художник умер (1690-1742г.г.). Одаренным портретистом был современник Петра Андрей Матвеевич Матвеев (1701-1739г.г.). Пятнадцати лет он при покровительстве Екатерины I был послан учиться живописи в Голландию к знаменитым Боонену и Моору. Вернувшись в Россию в 1727году, уже после смерти Петра, он пишет иконостасы "Воскресение Христа", "Преображение Христа". Он считается также в числе основоположников светской живописи. Его творчество раскрывается в портретах Голицыных, в станковой вещи "Аллегория живописи". Широкую известность получил его автопортрет с женой (1729г.). Его работы отличаются от кисти Никитина мягким, лирическим колоритом, непосредственностью, пространственностью, отсутствием нарочитой демонстрации. Он приложил руку к созданию живописных композиций, украшающих храмы и дворцы Петербурга. Художник умер в полном расцвете сил, в возрасте 38 лет, отвергнутый, как и Никитин, Каравакком, униженный и оскорбленный. Однако истинную любовь Петр I питал к Александру Захарову. Он изучал живопись в Голландии, Италии. Из Италии прислал Петру несколько картин. Петр ими восхищался, показывал многим, хвалил. Заявил, что никогда еще в своем государстве он не имел столь искусного и сильного живописца. Петр послал ему денег и приказ в самых милостивых выражениях срочно прибыть к нему в Петербург. Захаров был принят Петром и назначен придворным живописцем и смотрителем всех картин. Писал многочисленные портреты Петра, картины для алтарей и иконостасов. После смерти Петра его не ценили, уменьшили в два раза жалованье. Художник забросил живопись и умер молодым в 1731 году. Таким образом, личностное начало Петра помогало формированию отечественного портретного искусства, но оно приобретало довлеющий утилитарный характер. Художники, в основном, обязывались писать царствующих особ, Петр рекомендовал придворным иметь его и свои портреты. Верным будет отметить, что именно при Петре I в России просыпается вкус и интерес к иностранному искусству. Известно, что во время заграничных путешествий он также купил в Голландии значительное количество брабантских (провинция Нидерландов), итальянских, французских картин. Во дворце в Петербурге и увеселительном дворце в Петергофе он устроил картинные галереи. Из первого путешествия Петр привез с собой двух рисовальщиков и гравера (Пиккарди - римлянин). Затем направил юношей в обучение за границу. Из второго путешествия привез портретиста Данхауэра, мастера кисти Кселля (маклер-торговец). За ними потянулись в Россию и другие. При нем работали француз Каравакк (писал внуков и детей Петра), итальянец Джаванни Тарсиа, немец Люттенс. Известны портреты баварца Танауэра (учитель Никитина), Меньшикова, Апраксина, царевича Алексея. Камергер Петра Кологривов скупает по свету живопись, антику, статуи. Так, уже в 1725 году в Монплезире (дворец "Мое удовольствие") в Петергофе было 204 картины. Знатные придворные подражали вкусу Петра, покупали у заморских купцов в Петербурге Архангельске картины, украшали свои дома. Благодаря этому, позднее многие имели богатые коллекции, которые после смерти хозяев передавались в различные музеи. Так, граф Шереметев имел 28 работ; граф Чернышов - 89 работ; граф Разумовский - 43 работы; граф Богосельский - 27 работ камергер Шувалов более 200; в 1764г. 100 картин куплено для Академии художеств. Картины отражали различные вкусы хозяев, но самые видные зарубежные художники были представлены.
Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 434; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |