Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Декреты советской власти по вопросам культуры




Сущность революции, цель, средства, отношение к культуре.

Революция по общему определению – это глубокое, качественное, резкое, скачкообразное изменение в развитии общества.

Революция – это переворот, это перерыв в постепенности развития общества

Революция – это антипод эволюции, реформам, спокойному, эволюционному, естественному постепенному движению к прогрессу.

Революция в России всколыхнула все сферы жизни, все слои общества.

Революций, как подтверждает история, без причин не бывает. Социалистическая революция 1917 года проходила под лозунгами: хлеба, мира, Земли, правды, равенства, свободы.

Практически все население было поставлено перед выбором.

С одной стороны - либо принять революцию с ее принципами, правилами, законами, жить и действовать в русле музыки революции, ждать, когда она очистит, освежит страну, омолодит культуру.

С другой стороны - не принять революцию, отвергнуть ее, как фактор, разрушающий старые устои общества, как посягательство на его бывшие экономические, политические, юридические, духовные основы. В основе выбора и тех и других лежали такие важные вопросы, как судьба России, пути ее развития, осуществление человеческих устремлений и идеалов: демократии, свободы, равенства, правды.

Несмотря на то, что революция всколыхнула все общество, противоборство коснулось прежде всего мыслящей части общества, создателей идеологических концепций, создателей духовных ценностей. Илья Эренбург когда-то сказал, что культура – это не пирог, который можно разрезать, отмечая единство культурного процесса.

Часто в литературе, передачах радио и телевидения, особенно в последний период перестройки, утверждается, что интеллигенция боролась с властью после революции из-за любви к России, спасая ее на основе патриотизма. Известно, что такие люди не поддерживали власть, не помогли ей, ступали в непримиримую оппозицию, за что нередко их высылали из страны. Многие из них из-за рубежа не прекращали бороться с советской властью, помогая недругам России.

Есть и другая сторона этой проблемы. Часто не берутся во внимание мнения, взгляды, позиция, желания основной массы населения, которая, например, после революции, в тяжелейшие времена не была лишена патриотизма, желания помогать стране строить, растить хлеб, создавать оборону. Именно это единство народа, поддержка власти помогло советскому Союзу позже разгромить фашизм.

Какие же особенности культурного процесса были заметны и утверждались в первые годы советской власти в российском обществе.

1. Утверждалась тенденция политизации культуры, то есть привнесения в нее идеологического начала, превращения культуры в орудие коммунистического воспитания масс. В частности, искусство превращалось в прямую функцию идеологии: действия персонажей театра и литературы обсуждались и оценивались как действия реальных людей, ответственность за их дела и мысли нес автор.

2. Культура революционного периода – это культура, порвавшая в своем развитии преемственность поколений, из-за идеологического неприятия культурных ценностей прошлого, из-за эмиграционного опустошения культурного пространства, из-за приоритета прагматизма в культуре, т.е. бытовой ее стороны перед достижениями вековой истории и культуры.

3. В послереволюционный период левое направление в революции объясняло, что ради революционной целесообразности необходимо отвергнуть старую культуру как буржуазную, создать новую классовую чисто пролетарскую культуру. Так Богданов – руководитель «Пролеткульта» говорил: «Я новый мир хотел построить, да больше нечего ломать»

4. В руководстве культурным процессом в России повсеместно сказались факторы, которыми являлись недостаточная общая и теоретическая подготовка руководящих кадров, слабое знание ими основ культуры и искусства, упрощенное восприятие ими ленинской концепции культуры.

В.И. Ленин в 1918 году говорил: «Поскольку главная масса интеллигенции старой России оказывается прямым противником Советской власти, опираться на эту интеллигенцию мы не будем никогда. А будем опираться только на авангард пролетариата, ведущих за собой всех пролетариев и всю деревенскую бедноту. Другой опоры у партии коммунистов быть не может». Но уровень научного прогнозирования не возможен был без определенного интеллектуального потенциала, многовариантных подходов. И Россия для своего собственного развития должна была иметь интеллектуальную сферу: политиков, ученых, писателей, актеров. Для этого первоначально нужно было элементарно просветить народ, обучить население.

Эти задачи воплотились в емкое, широкое и многомерное понятие – культурной революции. Основой всех социалистических преобразований В.И. Ленин понимал культуру, сознание, образованность народа.

Еще Н.Г. Чернышевский в свое время говорил: Не нужно доказывать, что образование – самое великое благо для человека. Без образования люди и грубы, и бедны, и несчастны».

 

С первых дней советской власти Правительство во главе с В.И. Лениным издавало декреты, которыми преследовалась многосторонняя цель:

1). национализировать музеи и крупные коллекции в общенародную собственность;

2). охранять художественные ценности;

3). издавать большими тиражами произведения классиков литературы, для приобщения населения к просвещению;

4). реставрировать архитектурные памятники общероссийской ценности, создавать новые памятники.

Для этой работы в ноябре 1917 года была создана коллегия по делам музеев, старины.

В период 1918 – 1919 годы изданы декреты:

- Об охране библиотек и книгохранилищ;

- О постановке на учет и хранение памятников искусства и старины. В связи с этим создан государственный музейный фонд, где сосредоточены музейные ценности, они изучались, учитывались, систематизировались, распределялись по стране;

- О признании научных, литературных, музыкальных, художественных произведений государственным достоянием;

- О национализации Третьяковской галереи, частных галерей Щукина, Морозова, Остроухова, Эрмитажа, Русского музея, частных собраний и коллекций, Кремле и соборов на его территории;

- Об учете произведений и памятников искусства.

Согласно этому декрету национализированы царские дворцы в Петрограде, Гатчине, Царском селе, Павловске и превращены в музеи. Национализировали и также прекращены в музеи-усадьбы помещичьи усадьбы: Абрамцево, Марфино, Мураново, Мелихово, Архангельское, Марьино, Михайловское, Останкино, Надеждино, ясная Поляна, Приютино, Кусково, Константиново, Приютино, и многие другие. Этот процесс привел к тому, что в 1919 г. народных музеев было 87, к 1921- 210.

В апреле 1918 года принят декрет СНК «О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей, их слуг и выработке проектов памятников Октябрьской социалистической революции». Согласно декрету:

1. создана комиссия по просвещению и имуществу, которая определяла какие из памятников подлежит снимать

2. снимались указанные памятники, демонтировались, убирались

3. они помещались в склады, часть из них использовались в утилитарных целях (переплавка)

4. мобилизовались художественные силы, проводились конкурсы по выработке проектов памятников, посвященных Великой Октябрьской социалистической революции.

5. поручалось декорировать города к Первомаю и другим праздникам, украшая улицы эмблемами, гербами, флагами, лозунгами и др.

 

30 июля 1918 г. утвержден список лиц, которым будут воздвигаться монументы. В нем:

- революционные и общественные деятели;

- писатели и музыканты;

- философы и ученые;

- художники;

- композиторы;

- артисты.

 

Так памятники К. Марксу были поставлены в Петрограде – скульптор Матвеев, в Калуге – Манизер, в Симбирске – Меркуров, в Пензе – Щуко, в Омске – Шадр. Скульптор Коненков подготовил памятник «Павшим в борьбе за мир и братство народов» - 1918 год.

Таким образом в период отражения итогов революции Россия не только оформлялась монументально, но и потеряла множество ценнейших исторических памятников, поскольку подход к этому был идеологически насыщен.

Революция внесла в российскую жизнь много кардинальных мер. В том числе: уничтожена сословная система, отменены дореволюционные чины и награды, установлена выборность судей, проведена секуляризация гражданских состояний, установлено бесплатное образование и медицинское обслуживание, женщины уравнивались в правах с мужчинами. Декрет о браке вводил институт гражданского брака. Декретом СНК от 20 января 1918 г. церковь отделена от государства и системы образования.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 2515; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.