Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Реформирование системы образования в первые годы Советской власти




Культурная революция, ее цель, пути решения, итоги. Пролеткульт

 

Решению грандиозных экономических, культурных воспитательных задач предполагалась планомерная работа по созданию новой системы народного образования, воспитанию старой и подготовке новой социалистической интеллигенции. Этим самым отмечалось, что культура не есть нечто изолированное, вне времени и пространства, а тесно увязывается со всеми сторонами жизни.

Прежде всего необходимо обратить вниманию на важнейший документ, принятый Советом Народных Комиссаров РСФСР 20 января (2 февраля) 1918 г. Это Декрет о свободе совести, церковных и религиозных обществах. Согласно ему церковь отделяется от государства, запрещается в пределах Республики издавать законы, ограничивающие свободу совести, гражданин исповедует любую религии или не исповедует никакой, действия государственных органов не сопровождаются религиозными обрядами, никто не уклоняется от исполнения своих гражданских обязанностей, ссылаясь на свои религиозные воззрения. Школа отделяется от церкви, преподавание религиозных вероучений во всех государственных, общественных и частных учебных заведениях не допускается, граждане могут обучать и обучаться религии частным образом. Принудительное взыскание сборов и обложений в пользу церкви не допускается. Никакие церковные и религиозные общества не имеют права владеть собственностью, прав юридического лица они не имеют.

Вопросы культуры постоянно рассматривались на заседаниях Совета Народных Комиссаров (СНК), на съездах партии, конференциях, Пленумах ЦК, собраниях. Была разработана программа культурной революции. Различные участки культурного процесса возглавили А.В. Луначарский, М.И. Калинин, Н.К. Крупская, А.С. Бубнов, М.Н. Покровский, Е.М. Ярославский.

Какую цель преследовала многогранная, грандиозная программа культурной революции? В ее содержание входили:

- ликвидация неграмотности населения;

- развитие народного образования и высшей школы;

- подготовка квалифицированных рабочих кадров;

- создание новой, народной интеллигенции;

- развитие науки и техники;

- создание социалистической литературы и искусства всех наций и народностей страны;

- утверждение маркистско-ленинской идеологии.

 

Практика показала, что ликвидация неграмотности превратилась и переросла в массовое образовательное и социально-демократическое движение, в котором приняли участие миллионы передовых рабочих, колхозников, студентов, представителей интеллигенции.

Начало этой массовой работе положили два исторических документа:

¾ Декрет СНК, принятый в декабре 1918 г. «О мобилизации грамотных»

Согласно ему все грамотное население страны привлекалось к разъяснению неграмотным законов и постановлений Советской власти, а также обучению неграмотных.

¾ Декрет СНК, принятый в 1919 г. «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР»

¾ В июне 1920 года при Наркомпросе был создан чрезвычайный орган – Всероссийская Чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности» (ВЧК ликбез), ее руководитель В.Р. Менжинская.

В июне 1930 г. принято постановление ЦК «О всеобщем обязательном начальном образовании». В этих целях приписано использовать помещичьи усадьбы, кулацкие дома.

В августе 1931 г. принято постановление «О начальной и средней школе».

В мае 1934 г. принято постановление «О структуре начальной и средней школы в СССР». Этим установлена единая сеть школ:

Начальное образование 1-4 классы

Неполное среднее образование 5-7 классы

Среднее образование 8-10 классы

 

Динамика изменения количества школ:

 

  1914 год 1927 год 1940 год 1988 год
школ 124 тыс. 119 тыс. 192 тыс. 130 тыс.
учащихся 9 млн. 11 млн. 34 млн. 43 млн.
учителей 280 тыс. 346 тыс. 1 млн. 216 тыс. 3 млн. 207 тыс.

 

в 1996 году 26% школ работали в 2и 3 смены

 

¾ В 1923 году создано общество «Долой неграмотность» Председателем его правления стал Председатель ВЦИК М.И. Калинин, членами его – В.И. Ленин, Н.К. Крупская, А.В. Луначарский. Общество работало до 1936 г., по выполнении задач оно было ликвидировано.

Несмотря на тяжелое для страны время, на ликвидацию неграмотности были выделены значительные денежные средства, бумага, учебные пособия, отпечатано около 5 млн. букварей для взрослых, улучшено продовольственное снабжение работников ликбеза. Горячее участие в работе принял А.М. Горький, подготовивший специальную серию книг для малограмотных.

Для чтения использовались газеты «Правда» и «Беднота». Букварей не хватало, и по предложению Н.К. Крупской один-два раза в неделю печатались приложения к газете «Беднота» - специальный листок для обучающихся грамоте. Особенно велико было количество неграмотных в деревне. Ничтожным был процент грамотных среди национальных меньшинств. Так, в Чувашии до революции было 7% грамотных, среди татарского населения бывшей Казанской губернии – 12,7%, марийцев – 3,5%, таджиков – 3%, казахов – 1%, киргизов – 0,6;, туркмен – 0,7%, якутов – 0,7%

Работа в национальных районах затруднялась почти полным отсутствием букварей и книг на национальных языках. При ВЧК ликбеза в 1920 г. была создана секция нацменьшинств. Уже через год, в 1921 году, было подготовлено два выпуска курсов инструкторов по ликбезу среди нацменьшинств. Вскоре было составлено 39 букварей на национальных языках для взрослых. Начата разработка письменности для более чем 40 народов, не имевших ее до революции. В результате уже к 1932 году грамотность в национальных районах заметно возросла: в Туркмении до 61%, в Узбекистане – до 72%, в Таджикистане до 36%, республиках Закавказья – до 79%.

Громадный размах получила эта работа среди комсомольцев и бойцов Красной Армии: к 1 мая 1922 года весь личный состав Красной Армии был грамотным, а среди комсомольцев неграмотность была ликвидирована уже к 1920 году. Комсомол сам стал играть активную роль в ликбезовской работе. Согласно месячникам ликбеза, объясняемым комсомолом, каждый комсомолец должен был обучать одного неграмотного. Первый месячник превратился в массовый культпоход, длившийся несколько лет. В этот период, как отличала Н.К. Крупская, кроме достижений совершались ошибки, шумиха, спешка, элементы командования.

По планам ликвидировать неграмотность предстояло к 10-летию Октября. Но даже колоссальная работа не закончилась успехом. Неграмотность была в основном ликвидирована среди кадровых рабочих. Среди населения от 9 лет и старше грамотность составила только 51, 1%.

В 1929 году была поставлена задача превращения районов сплошной коллективизации в район сплошной грамотности. Для чего в каждом сельсовете открывались избы-читальни, на работу в них мобилизовали из городов до 10 млн. комсомольцев и коммунистов. И если за 3 первые года Советской власти было обучено грамоте 4 млн. человек, то за 2 пятилетки около 40 млн. человек.

 

 

В тридцатых годах в ВУЗы России идет массовое привлечение молодежи. Она отбиралась из рабочих семей, как тогда полагали, с правильным классовым мировоззрением. Именно для нее создавались рабфаки (рабочие факультеты). Эти учреждения готовили молодежь, не имевшую среднего образования, для поступления в ВУЗы. Обучение длилось на дневном отделении 3 года, а на вечернем – 4.

Первый рабфак был открыт в 1919 году в Московском институте народного хозяйства (сейчас им. Плеханова).

В сентябре 1920 года подписан декрет СНК «О рабочих факультетах».

В 1921 году в стране насчитывалось 87 рабфаков – 28 тыс. обучаемых, в 1929 г. – 243 рабфака – 70 тысяч обучаемых, в 1933 г. – 1025 рабфаков – 340 тыс. обучаемых. В числе поступавших на первый курс вузов рабфаковцы составляли 44%.

В 1919 году рабочие среди рабфаковцев составляли 40%, в 1933 году – 67%, в 1935 году – 60%. Поскольку в 1941 году увеличился выпуск общеобразовательных школ со средним образованием все рабфаки были закрыты. Таким образом, рабфаки способствовали изменению социального состава будущей интеллигенции, ускоряли темпы подготовки грамотного слоя народа.

Распространенной формой подготовки интеллигенции из рабочих и крестьян было выдвиженчество. Суть его в том, что людей, имеющих жизненных опыт, передовых рабочих и крестьян на руководящую работу в государственные, хозяйственные, кооперативные и другие органы.

Выдвигались люди гласно, способные, активные, желающие и способные учиться без отрыва от производства. В 1933 г. практики, люди, не имевшие высшего и среднего специального образования, среди управленцев составляли 1,4 млн. человек.

Созданию и сплочению интеллигенции способствовало создание многих ассоциаций, обществ, академий.

С 1917 по 1929 г. работала Всесоюзная ассоциация инженеров в составе 10 тыс. человек, в 30 местных отделениях.

С 1924 по 1933 год были созданы и работали научные марксистские общества:

- воинствующих материалистов – 1924 г.

- историков-марксистов – 1925 г.

- врачей-материалистов – 1927 г.

- физиков и математиков материалистов – 1929 г.

- аграрников-марксистов – 1929 г.

- педагогов-марксистов – 1929 г.

а также техников, краеведов, государственников, экономистов, литературоведов-марксистов. В 1933 году деятельность научных марксистских обществ была исчерпана.

Продолжали работу в обществе и те научные сообщества, которые образованы еще в XVIII- XIX веках в России: экономическое, медицинское, географическое, истории и древностей, научно-техническое и другие.

Нужно отметить, что до начала перестройки (1985 г.) при Академии наук работало более 200 научных всесоюзных обществ, которые помогали издавать труды членов обществ, развивали их связи с учеными.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 915; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.