Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предпосылки и этапы формирования и развития логистики




ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПОНЯТИЙИНЫЙ АППАРАТ ЛОГИСТИКИ

 

 

До 1950-х гг. логистика эволюционировала как военное направление деятельности, когда идея логистики как интегрального инструмента снижения общих затрат и управления материальными потоками в бизнесе не была востребована. До этого этапа отдельные процедуры и операции были важны с точки зрения снижения составляющих затрат, например, в производстве, при транспортировке и складировании. Однако общие экономические условия, уровень развития технологии и менеджмента не способствовали проявлению логистики в решении экономических и организационных задач.

Развитие логистики прошло несколько этапов или периодов – становление, формирование, собственное развитие. В каждом периоде на ее направление деятельности влияли соответствующие факторы, характеризующие в общей степени экономическое положение и функционирование бизнеса. На рис. 1.1 представлены обобщенные периоды развития логистики, факторы, повлиявшие на ее развитие, и основные направления деятельности логистики за эти периоды.

 

Факторы развития логистики Периоды развития логистики Направление деятельности
Разобщенность функциональных процедур и операций до 1950-х годов Военная сфера деятельности и коммуникации
Колебание рыночных уровней 1950-е годы Координация транспортного и складского хозяйства
Сервис поставок как основа стратегии рынка 1960-е годы Развитие информационных сетей и банков данных
Энергетический кризис, экспансия Японии в производстве и торговле 1970-е годы Общая координация складского и транспортного хозяйства
Несовершенство межфункционального планирования 1980-е годы Оптимизация в сфере торговой деятельности
Признание коммерческой роли транспорта и снабжения 1990-е годы Повышение конкурентоспособности компаний
Развитие мировых интеграционных процессов 2000-е годы Максимальная интеграция логистики

 

Рис.1.1. Основные этапы эволюции логистики


Период 1950-х гг. характеризуется формированием предпосылок становления логистической концепции, а также инструментов управления материальными потоками и снижения общих затрат (как производственных, так и логистических). В данный период были сформулированы предпосылки будущего внедрения логистических концепций, которые заключаются в следующем: возрастание запасов и транспортных издержек в системах дистрибьюции; рост транспортных тарифов; появление и быстрое распространение концепций маркетинга; развитие теории и практики военной логистики. К характерным чертам периода 1950-х гг. относится локальное решение логистических задач: закупки сырья, материалов, комплектующих изделий; транспортировки продукции; складирования и грузопереработки; управления запасами продукции; упаковочной индустрии.

Период 1960-х гг. характеризуется интенсивным развитием теории и практики логистики. Одним из ключевых факторов этого развития явилось появление концепции общих (тотальных) затрат в физическом распределении – перегруппировка затрат в дистрибьюции таким образом, что общий уровень затрат на продвижение продукции от производителя к потребителю снизился. В этот период наступили изменения в моделях и отношениях потребительского спроса – развитие олигополистических рынков, что привело к поиску новых путей координации спроса и предложения, повышению качества обслуживания потребителей. Одновременно возникли новые логистические подходы к сокращению циклов заказа и производства продукции, к совершенствованию товаропроводящих структур и снижению затрат в процессах физического распределения. К характерным чертам периода 1960-х гг. относятся теоретические разработки в области логистического менеджмента, физического распределения готовой продукции, производственного менеджмента.

Период 1970-х гг. ознаменовался резким ухудшением экономического положения Европы и США. Растущая инфляция и безработица, ожидание социального взрыва потребовали разработки срочных мер по стабилизации и улучшению ситуации в сфере экономики. Тогда специалисты обратились к логистике как одной из эффективных форм интеграции снабжения, производства и транспорта, а также распределения продукции рынка с широким привлечением современных технологий и технических средств. В этот период были сформулированы принципы бизнес - логистики как интегрального инструмента менеджмента. Акцент логистики сместился на производство (снижение себестоимости производства продукции и рациональное использование материальных ресурсов) на форе значительного роста общих логистических издержек.

В 1970-х гг. практически завершилась так называемая «тарно-упаковочная революция», которая коренным образом изменила складской процесс, его операционный состав, организацию, техническое и технологическое обеспечение. Значительное развитие получило производство транспортно-складского оборудования, новых видов тары и упаковки, современных автоматизированных складских комплексов, активно начала внедряться контейнеризация перевозок грузов.

К характерным чертам периода 1970-х гг. относится появление понятий бизнес- логистики и промышленной логистики как прикладных направлений теории логистики. Важной характерной чертой развития логистики этого периода является также управление качеством продукции – разработка и распространение новейших систем управления качеством, которые выдвинули перед процессом товародвижения повышенные требования, в частности приспособление к различным вариантам обеспечения полного удовлетворения запросов потребителей и повышенным требованиям их обслуживания.

Период 1980-1990 гг. представляет собой бурное развитие логистики – максимальная за все предыдущие периоды интеграция логистических процедур и операций, осуществляемых в компаниях, и ее партнеров в полной логистической цепи «закупка – производство – дистрибьюция - продажи» для достижения конечной цели бизнеса с минимальными затратами. Продвижению логистической концепции в бизнесе способствовал быстро развивающийся рынок электронных коммуникаций. Определяющую роль в становлении и утверждении интегральной концепции логистики сыграла возможность постоянного контроля за материальными потоками в реальном масштабе времени в режимах удаленного доступа через информационные системы связи. Данный период определил логистику как один из важнейших стратегических инструментов в конкурентной борьбе для многих предприятий и организаций. К характерным чертам периода 1980-1990 гг. относятся разработки в области интегрированной дистрибьюции, микропроцессорной коммерциализации, информационно-компьютерной технологии, гибких производственных систем и технологий.

Третий период (1980-е гг.) представляет собой уже частично интеграционные функции: сфера закупок и снабжения (источники сырья – складирование) – производство – сфера физического распределения (складирование – потребитель). На этом этапе логистические процедуры и операции контролируются от закупки сырья до обслуживания конечного потребителя продукции. К дополнительным функциям были отнесены: доставка сырья на предприятие, прогнозирование сбыта, производственное планирование, добыча (или закупка) сырья, управление запасами промежуточной продукции в незавершенном производстве. Работа логистики оценивалась не путем сравнения затрат прошлого периода, а сравнения со стандартом качества обслуживания. При этом компании стремились повысить производительность системы товародвижения, а не сократить расходы, как это характерно для логистики предыдущих уровней развития. Управление осуществлялось не по принципу непосредственного реагирования, а было основано на планировании упреждающих воздействий.

Четвертый период (1990-е гг.) характерен интеграцией функций: сфера закупок и снабжения – управление материалами в сфере производства – сфера физического распределения (включая источник сырья, складирование материалов и готовой продукции, производство, потребителей). На этом этапе развития логистики интегрируются не только процессы планирования и контроля логических процедур и операций, но и операции маркетинга, сбыта, производства и финансов. Управление логистикой осуществляется на этом этапе на основе долговременного планирования, а работа логистики оценивается с учетом требований международных стандартов. При этом компании осуществляют свою деятельность, как правило, на глобальном уровне, а не только на национальном и региональном.

Период 2000-х гг. характеризуется максимальной интеграцией логистики на фоне мировых интеграционных процессов – глобализация экономики (бизнеса), что приведет к передаче логистике значительной части функций производственно-хозяйственной деятельности экономических и социальных систем. Поэтому экономическое значение логистики одинаковы во всем мире – язык, культура и стиль управления не создают практических различений.

Логистика сегодня распространена во всех сферах экономики. Она создает условия для нормальной деятельности той сети, которая призвана обеспечивать нормальную жизнедеятельность предприятий и организаций. Повышение производительности, достигнутое в логистике как системе, создает источник рационализации и оптимизации, который можно использовать в любой другой сфере хозяйствования. Таким образом, логистика представляет собой позитивный фактор, влияющий на развитие хозяйственной деятельности в целом, и становиться одним из существенных направлений экономического прогресса.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 1309; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.