КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ситуации создания успеха и обеспечения роста достижений
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ
К ситуациям, имеющим педагогическое значение, можно отнести: 1) ситуации стимулирования; 2)ситуации выбора; 3) ситуации успеха; 4) конфликтные ситуации; 5) проблемные учебные ситуации, ситуации решения проблемных учебных задач; 6) ситуации риска; 7) ситуации критики и самокритики; 8) ситуации помощи и взаимопомощи; 9) ситуации угрозы наказания; 10) ситуации самооценки; 11) ситуации общения; 12) ситуации подчинения; 13) ситуации убеждения; 14) ситуации обвинений и выдержки; 15) ситуации быстрого переключения в работе и общении; 16) ситуации соревнования и соперничества; 17) ситуации сопереживания; 18) ситуации проявления невнимания; 19)ситуации ограничения; 20) игровые ситуации; 21) ситуации ответственных решений; 22) ситуации освоения новых способов деятельности; 23) ситуации выражения веры и доверия; 24) ситуации предъявления требований; 25) тренинговые ситуации; 26) ситуация расхолаживания дисциплиныи дезорганизации. С и т у а ц и я 1 Первоклашке (в 1998 году) дали нестандартное задание: — В каком году твоя бабушка пошла в первый класс? Это непростая задача, но я уверен, — сказал учитель, — что ты сможешь сам ее решить. — Моей бабушке сейчас 50 лет. — Сколько ей было лет, когда она пошла в первый класс? — Столько же, сколько и мне, 7 лет. — Хорошо, как узнать, сколько лет прошло, как твоя бабушка пошла в школу, если ей сейчас 50 лет, а пошла она с 7 лет в школу? — В школу она пошла в 7 лет, значит, — рассуждает малыш, — она пошла в первый класс — от 50 отнять 7 — 43 года назад. От 1998 отнять 43, получится 1955. Ура! Я знаю, в каком году моя бабушка пошла в первый класс — в 1955 году. — Молодец! Ты правильно рассуждал и успешно справился с такой сложной задачей. В о п р о с ы и з а д а н и я 1. Когда приобретенные знания становятся личностно значимыми и личностно воспринятыми? 2. Как связаны отношения первоклассника к учебе, к себе и к бабушке? 3. Какими принципами руководствовался учитель? 4. Что можно сказать об атмосфере на уроке? 5. На какой тип взаимоотношений с учениками ориентирован учитель? Обоснуйте свой ответ. С и т у а ц и я 2. В 6-й «а» перевели мальчика Юру, который не успевал по русскому языку. В классе, куда он попал, русский язык преподавал очень внимательный к детям и талантливый педагог. Подросток был умным и сообразительным учеником, но с учителем русского языка в предыдущем классе отношения не сложились. И Юра стал пропускать уроки русского языка и небрежно относился к заданиям по этому предмету. Новая учительница через несколько уроков предложила Юре заниматься дополнительно после уроков. Однажды в минуту откровенности он сказал ей: — Екатерина Алексеевна, не трудитесь зря. Не тратьте напрасно время. Мне ничего не поможет. Я не буду успевать, мне это давно известно. Я неспособный. — Откуда тебе известно? — Все так говорят. — И ты веришь в это? — Верю... — Придется тебе доказать обратное. Ты слышал выражение:кто хочет — тот добьется? И ты можешь добиться. Надо только много работать. Давай заниматься. Занимались они усердно целую четверть. И вот Юра получил первую четверку по русскому языку. Она была вполне заслуженной. Мальчик хорошо ответил на уроке и выполнил грамотно письменное задание. На следующий день пришла к учительнице мама Юры. — Скажите, пожалуйста, это правда, что мой сын получил четверку по русскому языку? — Правда. Он стал лучше заниматься. — Екатерина Алексеевна, Вы не представляете,что у нас было вчера дома. Прибегает Юрий из школы и с порога кричит: — Четверка! Четверка! — Я не сразу поняла, в чем дело. Спрашиваю: какая четверка? — Учительница мне поставила четверку по русскому языку. Успех окрылил подростка. С тех пор Юрий стал усерднее учиться не только по-русскому языку. Случались, конечно, и промахи. Но по русскому языку он уже успевал и шел на уроки с интересом. В о п р о с ы и з а д а н и я 1. Что лежит в основе успеха Юры? 2. Дайте оценку педагогическим действиям учителя. 3. Подтверждает ли приведенный факт утверждение В. А. Сухомлинского, что ”обучение – не механическая передача знаний от учителя к ребенку, а прежде всего человеческие отношения”? 4.Назовите основной механизм изменения отношения Юры к учению. С и т у а ц и я 3 Однажды из всех желающих пойти ответить по карте географ Олег Иванович выбрал Кузина Мишу. Ученик был мальчиком старательным, но не всегда успевал хорошо приготовиться к уроку. К тому же был неповоротлив, неуклюж и мешковат… Вопрос ему учитель задал нетрудный: найти на карте Австралию. Услышав, что его вызывают, Миша так растерялся, что еле-еле встал из-за стола. Робко подойдя к столу учителя, он виновато поглядел на него и повернулся к карте. Учитель, видя его состояние, подошел к нему, положил руку на плечо и ласково произнес: — Не волнуйся все будет хорошо. Вот указка, начинай смелее! Ты же знаешь… --- Олег Иванович старался внушить подростку уверенность. Кузин…медленно направился к карте. Но вместо Восточного полушария…он оказался у Западного. В классе нарастал шум. — Минуточку, друзья, не будем мешать человеку,–– сказал учитель. ––Миша сейчас сам разберется. Только, пожалуйста, спокойнее… Но Кузин стоял на прежнем месте. С ним явно происходило что-то неладное. Потом мальчик будет клясться и божиться, что он видел на карте не два, а одно полушарие… Между тем Олег Иванович вел себя выдержанно. Другой бы на его месте сделал бы за время этой нелепой сцены не одно замечание, кое на кого прикрикнул бы и посадил Мишу на место. Но лицо у учителя было по-прежнему спокойным, взгляд внимательным, но не строгим. Успокоив класс жестом, он подозвал к себе Мишу и сказал: — Такие случаи бывают, Миша. Человек хочет рассказать очень важное и хорошо подготовлен, но ему что-то мешает, скорее всего, волнение. Такое случалось даже со знаменитыми артистами: зная наизусть роль, они, едва выйдя на сцену, почему-то ее забывали, и положение спасал только суфлер… Пойдем к карте и хорошо подумаем… Взяв мальчика за руку, Олег Иванович подвел его к карте полушарий и сказал: — Ответь-ка сначала, сколько полушарий? Ты же это наверняка знаешь... — Два — Западное и Восточное, — ответил Кузин. — Вот видишь, хорошо! Я не сомневался, что ты ответишь. А теперь вспомни, в каком полушарии больше частей света? — В Восточном полушарии, — сказал Миша. — Правильно. Подумай теперь, где нам искать Австралию? К какому из полушарий нужно подойти? Как впоследствии признавался Миша, только после этих слов перед глазами у него появились два круга, раскрашенных разными цветами, выплыла зеленая Австралия, которую он безуспешно искал в Западном полушарии. И тут Кузин заговорил, заговорил как никогда бойко и уверенно... Олег Иванович, не двигаясь с места до конца ответа, чтобы не отвлечь его и не помешать, слушал Мишу с большим вниманием. Он не скрывал своей радости за успех Миши. Когда ученик закончил свой рассказ, Олег Иванович громко сказал: — Молодец! Вот умница! Ты же все отлично знаешь, дальше больше, чем написано в учебнике. Спасибо за ответ! Миша, раскрасневшийся, счастливый, смущенно глядел на носки своих ботинок. На перемене он ходил по коридору настоящим героем.
В о п р ос ы и з а д а н и я
1. Опишите состояние школьника в данной ситуации. 2. Дайте мотивированную оценку характера взаимодействия педагога со школьником. 3. Зависит ли манера поведения и стиль отношений педагога от его возраста и стажа работы? Дайте аргументированный ответ. 4. Какое влияние на учеников класса может оказать такой стиль деятельности педагога? С и т у а ц и я 4. Зная застенчивость Наташи, учительница предупреждает: — Скоро спрошу. Приготовься. Вот текст, с которым ты справишься самостоятельно. Она дает девочке карточку с текстом, который та должна прочитать. У Наташи есть время побороть смущение, собраться с мыслями. Многим учительница уже выставила поощрительные оценки по данной теме, а у Наташи отметки пока нет. Девочка очень возбудимая, учеба дается ей нелегко. В о п р о с ы и з а д а н и я
1. В чем педагогическая ценность такой организации проверки знаний? 2. Какие установки дает педагог? 3. Какой подход к организации образования реализован в данной ситуации? С и т у а ц и я 5. Пятиклассник Миша плохо запоминал стихотворения и рассказы. У доски обычно произносил две-три первые фразы и умолкал или начинал говорить совсем не то. Каждая его двойка больно отзывалась в сердце и учительницы и ученика. От ребят она узнала, что Миша очень самолюбив. — Тогда я рискнула поиграть на его самолюбии, — рассказывала потом Мария Александровна коллегам. — После очередного вызова к доске поставила в дневник Мише тройку, сказав, что сегодня он намного лучше выучил, чем раньше, и можно было бы поставить четыре, если бы не погрешности в интонации. Мальчик просиял и гордо пошел к своей парте. — Назавтра я вновь вызвала Мишу к доске. И всем на удивление он отлично пересказал содержание рассказа. В журнале и дневнике появилась первая пятерка по литературе. Это была победа. Вскоре Миша стал успешно учиться и по литературе. В о п р о с ы и з а д а н и я
1. На какие психологические и личностные особенности ученика опирался в своих решениях и действиях учитель? 2. Как следует действовать педагогу в дальнейшем?
Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 1304; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |