Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ситуации самокритики и самосозерцания




Ситуации самооценки

С и т у а ц и я 1. Угрызения совести от поступка.

Танечка, постарайся сегодня прийти пораньше. Наши новые соседи пригла­сили нас на чай, будем знакомиться, — попросила мама.

— Чао, мамочка. Приду в шесть. — И дочка выскочила на улицу.

Дальше Таня вспоминает:

«В автобусе, когда ехали домой, мы с Мариной увидели свободные места, сразу же на них сели и стали говорить о том, что было сегодня в школе. На остановке вошла и встала как раз рядом с нами пожилая женщина, в руках у нее были две полные сумки.

— Девочки, — слышу, говорит кто-то, — вы бы уступили место женщине с сумками.

— Вот еще! — резко ответили мы.

—Да, молодежь пошла...

— Ну, завели...

Мы так увлеклись разговором с Мариной... А потом нас сразу все стали воспи­тывать, говорили с нами грубым тоном. Мы тоже в долгу не остались.

В восемь часов вечера мы с мамой и папой, принарядившись, постучались к новым соседям.

— Пожалуйста, милости просим, — дверь открылась, и мои ноги приросли к полу. — На пороге стояла та самая женщина из автобуса, а на столе были угоще­ния из тех самых тяжелых сумок...»

В о п р о с ы и з а д а н и я

1. Какое представление о воспитанности Тани и ее подруги получила соседка при встрече в автобусе?

2. Что может подумать соседка о семье Тани?

3. Что значит быть воспитанным человеком?

4. Чем могла бы закончиться эта история, по вашему мнению?

С и т у а ц и я 2. Ценности современной молодежи.

«Раньше я была очень слабой и доброй. Я не умела ни выразиться крепко, ни защитить себя. Сейчас я совсем другая, все меня побаиваются... Можно быть талантливым, даже трижды талантливым, но если при этом у тебя нет хоть чуть-чуть жестокости, если ты не сильная личность, то ты ломаного гроша не стоишь... Наше время — это время сильных людей, которые умеют отстоять свое место в жизни».

«Мне кажется, что я могу ответить на вопрос: почему мои сверстники не хотят особенно чего-то достигать, что-то делать, из-за чего-то стараться. Для нас не су­ществует этого "чего-то"... Если бы мы жили в период войны, мы были бы други­ми. Тогда всем все было ясно — или ты честный защитник своей Родины, или ты предатель. А сейчас что защищать, кого?»

 

В о п р о с ы и з а д а н и я

 

1. О чем свидетельствуют эти суждения?

2. Сравните суждения и сделайте выводы.

3. Что можно сказать о ценностных ориентациях молодежи?

4. Какие педагогические советы можно дать в первом и во втором случае?

 

 

С и т у а ц и я 1.

Д о ч ь (Д.): Папа, что тебе нравилось в девочках, когда ты был мальчиком?

Отец (О.): Похоже, ты хочешь знать, что тебе нужно сделать, чтобы нравить­ся мальчикам?

Д. Да. Мне кажется, я почему-то им не нравлюсь, и я не понимаю, почему?..

О. Ты не можешь понять, почему ты им не нравишься.

Д. Ну, допустим, я мало разговариваю. Я боюсь разговаривать в присутствии мальчиков.

О.То есть в присутствии мальчиков ты чувствуешь себя скованно и тебе труд­но расслабиться?

Д. Да. Боюсь ляпнуть что-нибудь такое, из-за чего они посчитают меня ду­рочкой.

О. Ты не хочешь, чтобы они считали тебя глупой?

Д. Конечно. А когда я молчу, я нисколько не рискую.

О. Молчать, конечно, безопаснее.

Д. Да, но это ничего мне не дает, поскольку из-за этого они все считают меня скучной.

О.Молчание не дает тебе того, к чему ты стремишься?

Д.:Не дает. Наверное, все-таки надо рискнуть?!

В о п р о с ы и з а д а н и я

 

1. Какой можно сделать вывод из содержания диалога?

2. Какой стиль преобладает в отношениях отца и дочери?

3. Оцените форму педагогического руководства со стороны отца в ходе анализа поведения дочери и в ее поиске стиля взаимоотношений с мальчиками.

4. Какова роль родителей в подготовке детей к взрослой жизни?

С и т у а ц и я 2.

Катя, ученица 7-го класса, страдает от того, что ее рост уже сейчас 171 см. В классе она выше всех. К доске выходит сгорбившись, поджимает ноги, сутулит­ся. Каждый выход к доске — страдание. Поэтому иногда отказывается отвечать — пусть лучше «два», чем еще одно унижение. В ее сознании постоянно звучат реп­лики мальчишек: «Эй, каланча!», замечание учителей: «Что это тебя так перекру­чивает?», когда она выходила к доске, просьба матери: «Да не сутулься ты, расправь плечи, смотри какая у тебя фигура симпатичная». А тут еще Пашка нра­вится, а он на полголовы ниже ее. Разглядывая себя перед зеркалом вечерами, Катя горевала:

—Ах, эти ужасные руки, они ниже колен! Ну разве у нормального человека бывают такие руки?.. И шея длиннющая, но с ней можно что-то придумать, если ее втянуть или поднять воротник, а вот ноги куда денешь?..

 

В о п р ос ы и з а д а н и я

 

1. Какими психологическими особеностями подросткового возраста обусловле­ны суждения и действия Кати?

2. Как помочь Кате в решении ее проблем?

3. Какое влияние оказывает процесс самопознания на воспитание человека?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 883; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.