Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Застревание в привычной колее и подзарядка




Закрывая книгу

Подведение окончательного итога — существенный момент в завершении отношений коучинга, придании им целостности. Важно понять, были ли они эффективными, плодотворными, близкими или по какой-то причине ничего не дали. Подводя ито­ги, как бы перелистываешь последние страницы книги. Может быть, в будущем коуч с этим клиентом возобновит отношения коучинга. В любом случае, нельзя просто встать и уйти. Это на­рушает все тончайшее устройство отношений коучинга. В этих отношениях говорят правду, признают, идут на риск, открывают что-то и учатся, поэтому момент их завершения позволяет со­хранить все это и унести с собой.

Самый простой способ для клиента завершить отношения — составить перед последней сессией список всех плюсов и мину­сов — что работало, а что не работало. Это может быть момен­том пересмотра достижений клиента. Чем он гордится больше всего? Когда ему было страшно? Когда он сильнее ощущал обо­дрение и поддержку? В какой момент он больше всего сам себя удивил? Какие изменения он отмечает в самом себе и в своих взаимоотношениях с другими людьми? Данный список позволя­ет клиентам увидеть весь размах своего опыта и продвижение в той работе, которую они проделали. Это последняя возмож­ность для коуча признать, кем должен был быть клиент, чтобы совершить то, что ему удалось совершить. Это последняя воз­можность потренировать клиента в представлении Себя-В-Бу-дущем и так далее.

Переживание, как будто мы что-то заворачиваем, упаковыва­ем и движемся дальше, естественным образом приходит к нам в конце каждого года. Многие коучи используют ритуал завершения в конце каждого календарного года как способ собрать и вновь актуализировать все то, чему человек научился за прошед­ший год. Мы выбрасываем старый мусор и входим в Новый год чистыми и обновленными. Из этого можно в буквальном смысле слова сделать упражнение, попросив клиента составить список всех плюсов и минусов прошедшего года и зачитать коучу вслух на последней сессии в году, а затем порвать, сжечь или как-то иначе уничтожить этот листок. Ритуал завершения может вклю­чать в себя также определение целей, приоритетов и направле­ний на будущее.

Давайте будем честными. Бывают времена, когда коучи увяза­ют в процессе. Они впадают в рутину повседневности, в при­вычную колею работы с одними и теми же людьми по одним и тем же поводам, они используют те же самые вопросы и те же самые техники — и постепенно засыпают... Коуч проделал ог­ромную работу, чтобы сделать клиента ответственным за терри­торию его жизни и деятельность, но сам при этом начинает уга­сать и чахнуть.

Есть очень много разнообразных способов подзаряжать «коу-чинговые батарейки». Во-первых, в одну какую-нибудь неделю коуч может рассказать клиенту о своих собственных задачах и проблемах. Это радикальный шаг. После всего сказанного о кли­ентах, обязанных самостоятельно расчертить и пересоздать тер­риторию своей жизни, перемена ролей в подобной ситуации за­ставит и коуча, и клиента по-новому взглянуть на все существу­ющие задачи. Очень часто клиенты очень высоко оценивают та­кую психологическую интервенцию. Они чрезмерно устают ре­шать на каждой сессии свои собственные задачи, и такая смена ролей дает им передышку.

Вырваться из рутины можно многими разными способами.

Для начала нужно попросить клиента прочесть книгу, относя­щуюся к делу, которую коуч сам уже читал, а потом обсудить с ним, каким образом он планирует применять то, что почерпнул из этой книги.

Для еженедельной работы с дневником следует выбрать тему, которая не совпадает с той конкретной задачей, которую стремится решить клиент, но каким-то образом обеспечивает ее ре­шение или способствует ему. В таких случаях для исследований подходят, например, такие «серьезные темы»: «Где и каким об­разом я сам себя "подставляю"? Где и как я выставляю себя на посмешище? Где и как я принимаю себя не всерьез?».

Можно порекомендовать клиенту попросить своих друзей или сослуживцев ответить на такие вопросы: «От чего Вам сей­час приходится отказываться в своей жизни?» или: «Какова моя репутация?».

Клиент может описать коучу собственные представления о своей жизненной перспективе или сложить об этом песню, или сделать коллаж из журнальных картинок. Цель этого задания — найти способы творческого выражения центральных «жизнен­ных тем» клиента.

Примерно раз в три или четыре месяца хорошо бы просто спросить клиента: «Что должно случиться, чтобы ценность коу-чинга для Вас возросла в четыре раза?».

Некоторые коучи раз в четыре или шесть месяцев повторяют ознакомительную сессию. При этом они как бы отступают на­зад, но зато перестают сосредотачиваться только на одном ас­пекте. Например, можно потратить час исключительно на про­яснение ценностей клиента или его образа Себя-В-Будущем, или его жизненных целей. Или попробовать нарисовать про­филь «освоенной» личностной деятельности, а также обозна­чить три или четыре навыка или умения, которые клиент хотел бы приобрести. В течение последующих сессий коуч сможет об­ращаться к этому профилю.

Некоторые коучи заранее придумывают «темы на месяц» или «темы на неделю» и делятся ими с клиентом. Серия подобных тем может создавать «каскадный эффект» обучения. На одной сессии можно спросить клиента: «Чего Вы ожидаете от жиз­ни?», на другой: «Как Ваши ожидания помогают Вам в вашей жизни?», на третьей: «Чем Вам приходится расплачиваться за реализацию своих ожиданий? Какова цена Ваших ожиданий для вас?». Далее: «Что и как могло бы заставить Вас отказаться от своих ожиданий или помешать их реализации?». Затем: «К чему Вы привязаны настолько, что ничто не может заставить Вас отказаться от этого?». И так далее, как по ниточке...

Выбраться из привычной колеи коучинга можно, изменив внешние условия (а не только содержание). Если коуч обычно разговаривает с клиентом сидя, то можно попробовать для раз­нообразия одну неделю разговаривать стоя. Или переставить те­лефон в другую комнату. Или отправиться на горный курорт и проводить телефонный коучинг в комнате, из окон которой от­крывается великолепная панорама снежных вершин... Исклю­чительно ради того, чтобы вырваться из привычной рутины...




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 380; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.