КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Интенсивность эпизоотического процесса
Эпизоотический очаг. Виды. Эпизоотическая цепь, звенья эпизоотической цепи. ЭП свойствен всем инфекционным болезням, которые существуют в природе только в результате последовательной цепи заражений животных, обусловленной выделением возбудителя заражённым организмом – пребыванием возбудителя во внешней среде – новым попаданием его в организм восприимчивого животного (заражением) и т.д., теоретически до бесконечности. Эпизоотический процесс – взаимодействие источника возбудителя инфекции, механизма его передачи и восприимчивого организма животного, что в итоге приводит к распространению инфекций и инфекционных болезней. Можно дать и другое определение. Эпизоотический процесс – непрерывный процесс возникновения и распространения болезней, связанный с цепной передачей возбудителя от заражённых животных к здоровым. Эпизоотический процесс (среди популяции животных) и инфекционный процесс (в организме конкретного животного) – не одинаковые понятия, но между ними существует тесная взаимосвязь. Поскольку ЭП фактически представляет собой цепь следующих друг за другом случаев инфекционных болезней, то можно сказать, что ЭП формируется из множества отдельных инфекционных процессов. Однако ЭП – это не просто цепь инфекционных процессов, а результат взаимодействия популяций животных и микроорганизмов в пространстве времени. Инфекционный процесс можно анализировать на основе результатов клинических, патологоанатомических, лабораторных и других исследований, а ЭП невозможно понять без социально-экономических, природно-географических, экологических и других закономерностей, а также без философского обобщения. ЭП – качественно иной, более высокий уровень проявления инфекционных болезней, характерными чертами которого служат: биологический механизм, в основе которого лежит паразитизм – взаимодействие возбудителя инфекции с организмом хозяина; непрерывность, связанная с контагиозностью (заразностью) инфекционной болезни, то есть способностью распространяться от животного к животному, что обеспечивает сохранение в природе патогенного микроорганизма как вида, а инфекционной болезни как биологического явления. В целом нарушение равновесия в системе возбудитель – хозяин – среда приводит к возникновению инфекционных болезней.
Новые случаи инфекционных болезней могут возникнуть при наличии так называемой эпизоотической цепи (ЭЦ), которая состоит из трёх обязательных элементов (звеньев) (рис.2). Многие годы между представителями различных наук шли споры о том, какое из звеньев считать главным. Микробиологии - сторонники казуальной (причиной) теории, делали упор на возбудителе болезни, то есть 1-м звене. Физиологи, генетики, иммунологи главным видели 3-е звено – устойчивость или чувствительность организма. Гигиениста ведущую роль отводили влиянию внешней среды (2-е звено). В настоящее время эти споры отошли в историю. Наличие всех звеньев обязательно, так как при выпадении одного из них ЭП прерывается, но в конкретных условиях и при конкретных болезнях значение каждого из звеньев может быть неодинаково. При наличии и взаимодействии всех звеньев ЭЦ, ЭП продолжается достаточно долго. Таким образом, перечисленные звенья ЭЦ (источник возбудителя инфекции, механизм передачи и восприимчивые животные) служат условием существования ЭП, то есть являются его первичными (непосредственными, биологическими) движущими силами.
Поскольку ЭП протекает под воздействием природных, экономических и других факторов, все они оказывают влияние на первичные движущие силы ЭП. В эпизоотологии принято выделять ещё одну группу движущих сил – вторичные (посредственные). К ним относят природно-географические и социально-экономические (хозяйственные) факторы.
Обязательным условием возникновения и распространения инфекционной болезни служит наличие источника возбудителя инфекции. Источник возбудителя инфекции (ИВИ) – заражённый организм животного, в котором патогенный микроорганизм сохраняется, размножается и выделяется во внешнюю среду. В этом случае организм животного представляет собой естественную среду обитания патогенного возбудителя инфекции (естественный биологический реактор, пусковой элемент ЭП). Взаимоотношения микроорганизм - хозяин, формирующие понятие ИВИ, очень сложны. Оба партнёра подвержены различным воздействиям окружающей среды. Сроки сохранения микроорганизма в макроорганизме различны и зависят от биологических свойств самого возбудителя, особенностей течения инфекции и иммунореактивности организма животного. Вне организма животного сроки сохранения возбудителя-паразита могут быть различными (часто очень короткими) и зависят как от свойств возбудителя, так и от факторов внешней среды. Не всякое заражение (инфекция) и даже инфекционная болезнь приводят к формированию ИВИ. Возбудитель должен не только попасть в организм животного и размножиться в нём, но, самое главное, выделяться (!) тем или иным эволюционносложившимся способом, для того чтобы заразить другой организм. В процессе эволюции идёт постоянная борьба за выживание видов: при это организм животных стремится повышать свою устойчивость (резистентность, сопротивляемость), чтобы противодействовать заражению и заболеванию инфекционными болезнями, а возбудитель – свою патогенность, с тем чтобы преодолеть эту устойчивость. Существование ИВИ поддерживается генотипическими (патогенность) и фенотипическими (вирулентность) свойствами микроорганизма. Каждый возбудитель имеет определённый круг хозяев (потенциальных жертв) – источников возбудителя инфекции. При этом абсолютное большинство возбудителей инфекционных болезней способны только переживать и сохраняться во внешней среде более или менее длительное время, но не размножаться, однако есть и исключения: некоторые микроорганизмы могут при благоприятных условиях определённое время не только сохраняться и накапливаться, но и размножаться в продуктах питания, кормах, некоторых объектах внешней среды. Например, сальмонеллы размножаются в молоке при нарушении условий его хранения и переработки; листерии способны накапливаться в силосе (при относительно низкой температуре и определённом рН); лептоспиры – в воде; иерсинии – в продуктах питания (при низких температурах); возбудитель сибирской язвы сохраняется в почве. Кроме этого, есть группа инфекционных болезней, при которых фактором патогенности служат токсины (яды) возбудителя. К ним относят, в частности, микотоксикозы, возбудители которых размножаются не в организме, а во внешней среде, кормах и растениях, в которых затем накапливаются их токсины. При поедании этих кормов возникают соответствующие заболевания. Однако поскольку указанная группа болезней немногочисленна, в общей эпизоотологии принято считать, что: источник возбудителя инфекции = организм заражённого животного. Степень опасности заражённого организма неодинакова и зависит от периода, остроты течения и формы проявления инфекционной болезни. В целом, источником возбудителя инфекции могут быть животные на любой стадии инфекционного процесса: клинически больные, животные при скрытых инфекциях и в инкубационный период, животные – реконвалесценты, микробоносители (микробовыделители). Резервуар возбудителя инфекции – совокупность определённых биологических видов, являющихся естественными хозяевами тех или иных патогенных микроорганизмов и обеспечивающих их существование в природе. Например, жвачные животные, в основном овцы, могут быть резервуаром возбудителя бруцеллёза для людей, дикие плотоядные – бешенства, грызуны – туляремии, лептоспироза, листериоза и т.д. Различие понятий «источник возбудителя инфекции» и «резервуар инфекции» состоит в том, что источником может быть отдельное животное, а резервуаром лишь популяция. Кроме того, следует отметить, что при сапронозах основным резервуаром возбудителя служат субстраты внешней среды (почва, вода, поверхность растений и пр.).
Даже при наличии источника возбудителя инфекции и восприимчивых животных (1-го и 3-го звеньев) болезнь не распространяется, если не обеспечена передача возбудителя, иными словами должен существовать определённый механизм передачи возбудителя от больных животных к здоровым. Механизм передачи возбудителя инфекции (МП) – выработанная в процессе эволюции видовая способность возбудителя передаваться от источника возбудителя к восприимчивому животному. Практически МП представляет собой связующее звено 1 – 2 – 3, обеспечивающее непрерывность ЭП с одной стороны и сохранение возбудителя как вида с другой, иначе болезнь иначе болезнь просто перестала бы существовать. В МП различают, фазы, способы, пути и факторы передачи возбудителя (табл.). У каждого микроорганизма в процессе эволюции выработался специфический механизм передачи. Фазы передачи возбудителя. Специфичность локализации (тропизм) возбудителя во многом определяет характер всех трёх фаз, например: -локализация возбудителя в дыхательных органах выделение с воздухом - внешняя среда - воздух заражение при вдыхании; -локализация возбудителя в желудочно-кишечном тракте - выделение с фекалиями - внешняя среда - подстилка, почва, навоз, корма, вода - заражение через рот.
Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 2205; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |