Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учебно-методическое и Информационное обеспечение дисциплины




ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Вопросы для самостоятельной работы.

1. Источники и движущие силы развития общества.

2. Субъекты исторического процесса.

3. Соотношение революционных и эволюционных форм общественного развития.

4. Направленность общественного процесса, различные подходы к его пониманию.

5. Каковы характерные особенности линейной концепции развития общества?

6. Каковы характерные особенности нелинейной концепции развития общества?

7. Покажите на примерах единство и многообразие истории.

8. Целостный, взаимосвязанный мир – как вы понимаете это выражение?

9. Можно ли говорить о прогрессе духовной жизни человека? Если да, то, какие здесь критерии?

 

Основные понятия: техногенная цивилизация, информационное общество, глобальная проблема,философия истории, субъект исторического процесса, источники развития общества, движущие силы развития общества, общественный процесс, линейная концепция развития общества, нелинейная концепция развития общества, коэволюция общества и природы, прогресс, экологическая проблема, демографическая проблема, геополитическая проблема.

Рекомендуемая литература.

· Губин В. Д. Философия: актуальные проблемы: учебное пособие – 2-е изд., стереотип. – М.: Омега-Л.. – 2006. – 370 с.

· Миронов, В.В. Философия: учебник / В.В. Миронов. - М.: Проспект, 2011. - 239 c.

· Философия: учебник / под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. - 6-е изд, перераб. и доп.. - М.: Проспект, 2010. - 670 c.

· Философия: учебник / под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. - 4-е изд, перераб. и доп.. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 735 c.

· Философия: учебник / под ред. проф. В.Н. Лавриненко. - 3-е изд., перераб. и доп.. - М.: Юристъ, 2007. - 506 c.

· Ивин А. А. Введение в философию истории. – М.: Владос, 1997.

· Канке В. А. Философия. Исторический и систематический курс. Учебник для вузов.– М.: ЛОГОС. - 2001.

· Спиркин А. Г. Философия: Учебник. – 2-е изд. – М.: Гардарики, 2001. с. 503-513, Глава 14, Глава 19-20, с. 701-731.

· Философия. Курс лекций / Ред. Е. Ф. Солопов. – М.: Владос, 1997. – Тема 14.

· Философия: учебник для высших заведений. / Под ред. проф. В. П. Кохановского. – Ростов н /Д: «Феникс», 1998, Глава XIV, с. 541-571.

· Чумаков А. Н. Философия глобальных проблем. – М.: Знание

· Ясперс К. Истоки истории и ее цель // Смысл и назначение истории. – М.: Политиздат, 1991.

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций тренинги). В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с деятелями культуры.

 

В рамках курса запланирована викторина по теме «Античная философия».

 

Примерные темы рефератов

К разделу № 1: Философия, ее предмет и роль в жизни человека и общества.

1. Мировоззрение на рубеже тысячелетий.

2. Миф как исторический тип мировоззрения.

3. Религия как специфическая форма мировоззрения.

4. Роль философии в жизни современного общества.

К разделу № 2-3: Философия Древнего мира и античности.

5. Человек и космос в философии Древнего Востока.

6. Философские аспекты буддизма.

7. Конфуций: жизнь, учение, судьба.

8. Философские системы Конфуций и Лао Цзы (сравнительный анализ).

9. Истоки философской мысли Индии.

10. Мир в представлении античных мыслителей.

11. Мифологическое миропонимание и его специфика в античной мифологии.

12. Первые натурфилософские школы Древней Греции.

13. Пифагор и ранние пифагорейцы.

14. Диалектика Гераклита.

15. Значение учения Сократа в истории философии.

16. Проблема смысла жизни в философии Сократа.

17. Платоновское учение об идеях.

18. Логика Аристотеля, как метод познания мира.

19. Значение физики и метафизики Аристотеля для развития европейской философии.

20. Рок и Судьба в мировоззрении древнего эллина.

21. Этическое учение Сенеки.

22. Философские идеи Библии и Корана.

К разделу № 4: Философия Средневековья и эпохи Возрождения.

23. Обоснование и роль идеи Бога в понимании сущности природы и человека в философии Средневековья.

24. Философские идеи Дж. Бруно.

25. Социально-политические проблемы и естественнонаучные взгляды на природу в эпоху Возрождения.

26. Причины ориентации на искусство в мировоззрении эпохи Возрождения.

К разделу № 5: Философия Нового времени (XVII – XVIII вв.).

27. Механистически-материалистическая картина природы в философии Нового времени.

28. Социология Т. Гоббса.

29. Мировоззрение Р. Декарта.

30. Пантеизм Спинозы.

31. Французский материализм XVIII века, его трактовка человека и общества.

К разделу № 6: Классическая немецкая и марксистская философия.

32. Этика И. Канта.

33. Проблема достоверности научного знания и его границ в философии И. Канта.

34. Диалектика и принцип историзма в философии Гегеля.

35. Гегель о социокультурном процессе и счастье человека.

36. Антропологический материализм и гуманизм Фейербаха.

37. Взлет и трагедия марксизма.

38. Философская концепция К. Маркса.

39. Современная оценка марксизма.

К разделу № 7: Современная западная философия.

40. Проблема человека в западной философии XX в.

41. Проблема смысла жизни в работах А. Камю.

42. Отношение к разуму и науке в философии XX в. (А. Шопенгауэр).

43. Значение учения А. Шопенгауэра для современной западной философии.

44. Философская концепция Ф. Ницше.

45. Ж. – П. Сартр «Экзистенциализм – это гуманизм».

К разделу № 8: Русская философия.

46. Диалектика в трудах А. И. Герцена и Н. Г. Чернышевского.

47. Философия любви Вл. Соловьева.

48. Философия истории в творчестве Н. Бердяева.

49. Проблема «Восток - Запад-Россия» в трудах русских философов.

50. Место русской философии в мировой культуре.

К разделу № 9: Учение о бытии (онтология).

51. Специфика человеческого бытия.

52. Современные естественнонаучные представления о структуре и свойствах материи.

53. Проблема сознания и самосознания в философии.

54. Историческое сознание и его роль в обществе.

55. Проблема бесконечности мира во времени и пространстве.

56. Время и пространство человеческого бытия.

К разделу № 10: Диалектическое миропонимание.

57. Диалектика и ее современная оценка.

58. Противоречие как источник развития природных и общественных явлений.

59. Роль диалектического отрицания в процессе развития.

60. Форма и содержание в историческом процессе.

К разделу № 11-12: Философская антропология и аксиология.

61. Проблема человека в философской антропологии.

62. Проблема моделирования человека.

63. Представления о совершенном человеке в различных культурах.

64. Современные проблемы антропоцентризма.

65. Специфика антропологического подхода в западной философии XX века.

66. Поиск смысла жизни в русской религиозной философии.

67. Проблема смысла жизни в философии и искусстве.

68. О смерти и бессмертии.

69. Смысл любви.

70. Смысл творчества.

К разделу № 13: Учение об обществе (социальная философия).

71. Проблема самоорганизации общества.

72. Национальная идея как феномен.

73. Соотношение цели и средств в социально-политическом преобразовании общества.

74. Политика и власть.

75. Гражданское общество и государство.

76. Проблемы развития современной духовной культуры.

77. Свобода научного поиска и социальная ответственность ученого.

78. Мировоззренческие аспекты в искусстве (на примере какого-либо вида искусства и эпохи).

79. Религия и социальные идеалы.

80. Место религии в системе культуры XX века.

К разделу № 14: Философские проблемы познания.

81. Необходимость и случайность в объективном мире и познании.

82. Познание как культурно-исторический процесс.

83. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности.

84. Проблема взаимосвязи субъекта и объекта познания.

85. Проблема истины в современной философии и науке.

86. Категории истины и проблема художественной правды.

87. Возможность достижения истины ненаучными способами познания.

88. Наука и основные стадии ее исторического развития.

89. Знание и вера.

90. Роль бессознательного в познавательной деятельности человека.

91. Познание и творчество.

92. Проблема понимания.

93. Современная научная картина мира.

К разделу №15: Философия истории.

94. Соотношение формационного и цивилизационного подходов в анализе общественного развития.

95. Эволюция и революция в развитии общества.

96. Техносфера и ноосфера: общее и специфическое.

97. Информатизация: тенденции в изменении сознания, мышления, культуры.

98. Искусственный интеллект: надежды и возможности реализации.

99. Глобальные проблемы цивилизации.

100. Будущее мировой цивилизации.

Примерные вопросы к экзамену

  1. Понятие и структура мировоззрения. Исторические типы мировоззрения.
  2. Миф как тип мировоззрения.
  3. Религия как тип мировоззрения.
  4. Особенности философского мировоззрения, его структура. Функции философии.
  5. Предмет и структура философии, специфика постановки и решения основных мировоззренческих проблем различными философскими направлениями.
  6. Место социально-нравственной проблематики в философии Древнего Китая.
  7. Основные принципы философского мышления в Древней Индии.
  8. Особенности древнегреческой философии. Основные этапы развития.
  9. Проблема мира и человека в средневековой культуре и философии.
  10. Гуманизм и пантеизм в философии эпохи Возрождения.
  11. Материализм и эмпиризм Ф. Бэкона.
  12. Рационализм Р. Декарта.
  13. Т. Гоббс и Д. Локк о государстве и естественных правах человека.
  14. Основные идеи Просвещения XVIII века.

15. Значение немецкой классической философии для развития европейской мысли.

  1. Формирование и основные проблемы философии марксизма.
  2. Философия позитивизма и основные этапы ее развития.
  3. Проблема свобода в экзистенциализме.
  4. Философские аспекты учений психоанализа и неофрейдизма.
  5. Особенности развития русской философии и ее периодизация.
  6. Россия в диалоге культур. Славянофильство и западничество в русской философии.
  7. Практически-нравственная ориентация русской философии. (Н. А. Бердяев, В. С. Соловьев).
  8. «Русский космизм» как философское направление.
  9. Философские проблемы бытия. Основные формы бытия и их соотношение.
  10. Понятие материи. Основные формы материи и ее свойства. Философское и естественнонаучное представление о материи.
  11. Пространство и время как философские категории.
  12. Проблема единства и многообразия мира (обыденная, религиозная, научная и философская картины мира).
  13. Понятие диалектики, ее основные принципы. Диалектика и метафизика.
  14. Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии. Понятие прогрессивного и регрессивного развития.

30. Общие положения о самоорганизации и системности.

31. Человек как объект философского осмысления. Природное и социальное в человеке.

32. Проблема жизни, смерти и бессмертия в духовном опыте человечества.

33. Смысл человеческого предназначения, философское понимание счастья, любви, свободы и творчества.

  1. Проблема человека и смысла жизни в философии XX века.
  2. Человек, индивид, личность. Свобода и ответственность как условия существования личности.
  3. Универсальные ценности и особенности ценностного сознания в зависимости от конкретной эпохи.
  4. Понятие общества. Специфика социального познания.

38. Основные формы духовного бытия, их основные характеристики.

  1. Социальная сфера жизни общества, ее структура.
  2. Общественное сознание: понятие, структура, закономерности развития.
  3. Основные характеристики правового государства и гражданского общества.
  4. Познание как взаимодействие субъекта и объекта. Основные концепции познания. Социокультурная природа познания.
  5. Истина: понятие и основные концепции. Объективность, относительность и абсолютность истины. Истина, заблуждение, ложь. Критерии истины.

44. Источники и движущие силы развития общества. Субъекты исторического процесса.

  1. Природа и общество, их взаимодействие. Экологические проблемы современности и пути их решения.
  2. Общество и глобальные проблемы XX века.
  3. Направленность общественного процесса, различные подходы к его пониманию. Будущее человечества.

 

а) основная литература:

Губин В. Д. Философия: актуальные проблемы: учебное пособие – 2-е изд., стереотип. – М.: Омега-Л.. – 2006. – 370 с.

Миронов, В.В. Философия: учебник / В.В. Миронов. - М.: Проспект, 2011. - 239 c.

Философия: учебник / под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. - 6-е изд, перераб. и доп.. - М.: Проспект, 2010. - 670 c.

Философия: учебник / под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. - 4-е изд, перераб. и доп.. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 735 c.

Философия: учебник / под ред. проф. В.Н. Лавриненко. - 3-е изд., перераб. и доп.. - М.: Юристъ, 2007. - 506 c.

 

б) дополнительная литература:

Алексеев П. В. Социальная философия. - М.: ТК ВЕЛБИ;, 2005.

Алексеев П. В., Панин А. В. Философия. Учебник. 2-е изд.– М. «Проспект», 1999.

Альгин, А.П. Философия: учеб. пособие / А.П. Альгин. - СПб.: Изд-во СЗАГС, 2007. - 271 c.

Драч Г. В. Рождение античной философии и начало антропологической проблематики. М.: Гардарики. – 2003. – 318 с.

Жулиа Д. Философский словарь. – М., 2000.

Зотов А. Ф. Современная Западная философия: учебник для вузов. – Изд. 2-е, испр. – М.: Высшая школа. 2005. – 781 с.

Ильин В. В. Философия. В 2 томах. Т. 1. – Ростов н/Д: Феникс. – 2006. – 832 с.

Ильин В. В. Философия. В 2 томах. Т. 2. – Ростов н/Д: Феникс. – 2006. – 784 с.

История философии: учебник для вузов/ Под ред. В. В. Васильева, А. А. Кротова, Д. В. Бугая. – М.: Академический проект. – 2005. – 680 с.

Канке В. А. Философия. Исторический и систематический курс. Учебник для вузов.– Изд. 4-е, перераб. И доп. - М.: ЛОГОС. 2003. – 344 с.

Мартынов М. И. Философия: задачи и упражнения: учебно-методическое пособие для студентов вузов / Мартынов М. И., Кравченко Л. Г., Киселев С. А.; Под ред. В. Н. Шкурко. – Мн.: ТетраСистемс, 2000. – 304 с.

Миронов В. В. Онтология и теория познания: учебник. – М.: Гардарики. – 2005. – 447 с.

Момеджян К. Х. Введение в социальную философию. - М.: Университет. – 1997. – 448 с.

Новейший философский словарь/Сост А.А. Грицанов. –Минск, 1998.

Новейший философский словарь: 2-е изд. Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом. – 2001. – 1280 с.

Русская идея: Сборник произведений русских мыслителей. / Сост. Е. А. Васильев, М.: Абрия-пресс. – 2002. – 512 с.

Сербиненко В. В. Русская философия: Курс лекций. – М.: РГГУ. –Омега-Л. – 2005. -464 с.

Современная западная философия: Словарь – М.: ТОН-ОСТОЖЬ, 2000. 544 c.

Соколов В. В. Историческое введение в философию. - М.: АКАДЕМИЧЕС, 2004.

Солопов Е.Ф. Философия: Учебник. - М., 2003.

Спиркин А. Г. Философия: Учебник. – 2-е изд. – М.: Гардарики. - 2001. – 735 с.

Философия в схемах. Пособия для подготовки к экзаменам. – М. 2000. – 256 с.

Философия. / Под общей ред. Л. Н. Москвичева. – М.: Изд-во РАГС. – 2003. – 688 с.

Философия: учебник для вузов. / Под общей ред. В. В. Миронова. – М.: Норма. – 2005. – 928 с.

Философия: учебник для высших заведений. / Под ред. проф. В. П. Кохановского. – Ростов н /Д: «Феникс» -2001. 576 с.

Философия: учебник. / Под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной, В. П. Филатова. – ИЗД. 2-Е перераб. и доп. – М.: тон-Остоэнье. – 2002. – 704 с.

Философский энциклопедический словарь. – М.: Инфра - М, 1997. –576 с.

Философский энциклопедический словарь/Ред.-сост. Е.Ф.Губский, Г.В. Королева, В.А. Лутченко. – М., 1999.

Хрестоматия по философии: Учебное пособие. 2-е изд., М.: Проспект, Составители: Алексеев П. В., Панин А. В.,1997.

 

Периодические издания:

    1. «Вопросы философии»,
    2. «Свободная мысль»,
    3. «Философия и общество»,
    4. «Общественные науки и современность»,
    5. «Философские науки»,
    6. «Социально-гуманитарные знания»,
    7. «Журнал социологии и социальной антропологии»,
    8. «Вестник МГУ. Серия 7 «Философия»».

 

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы

 

Каждый обучающийся будет обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящего из нормативного количества учебников, научной и справочной литературы, отечественных журналов, отражающих проблематику современных исследований в области источниковедения. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся будут обеспечены доступом к сети Интернет.

РЕСУРСЫ ГЛОБАЛЬНОЙ СЕТИ ИНТЕРНЕТ ПО КУРСУ «ФИЛОСОФИЯ».

http://www.nwags.ru/ Северо-Западная академия государственной
службы (СЗАГС).

http://www.philosophy.ru/ Институт философии Российской академии наук.

http://www.philos.msu.ru Философский факультет МГУ.

http://www.edu.ru/ Федеральный портал «Российское образование» (раздел: философия).

http://www.auditorium.ru Электронная библиотека (раздел: философия, журналы).

http://www.aboutstudy.ru/ Электронная библиотека для студентов.

http://www.logic.ru/Russian/vf/ Электронный каталог журнала "Вопросы философии" размещен на сервере Института системного анализа РАН и открыт для пользователей (в будущем планируется адрес http://systes.isa.ru/vf/index.htm в настоящее время сайт работает нестабильно).

http://www.philosophy.ru/library/vopros/00.html архив статей журнала «Вопросы философии» за 1994 год.

http://www.courier.com.ru/humanities/index.html Журнал «Человек».

http://www.politstudies.ru/archive/index.htm Журнал «Полис».

http://www.logic.ru/~phil-soc/ Российское философское общество,Вестник Российского философского общества.

http://www.soc.pu.ru Журнал социологии и социальной антропологии.

http://www.informika.ru/text/magaz/bullvak/ Бюллетень ВАК РФ.

http://www.philosophy.nsc.ru/life/journals/journals.html Научное периодическое издание "Философия науки".

http://www.rfh.ru Вестник Российского гуманитарного научного фонда

http://anthropologia.spbu.ru/ Web-кафедра философской антропологии (СПб)

http://www.athenai.ru/ - "Русские Афины" - материалы по истории античной философии

http://philosophy.allru.net/pervo.html коллекция "Золотая Философия".

http://www.philosophy.albertina.ru/ русская философия.

http://clarino2.narod.ru/phylosophy.htm электронный учебник по истории философии.

www.philosophiya.ru тексты по философии.

http://anthropology.ru/ru/index.html Философская антропология

http://plato.stanford.edu/ Стэнфордская энциклопедия по философии

www.glossary.ru глоссарий.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 501; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.078 сек.