Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сфера духовного освоения действительности




Интеллектуальное и ценностное освоение действительности представляет собой духовное производство, в процессе которого создаются и воспроизводятся не вещи, а идеи, образы, научные, художественные, этические и другие ценности.

Без рационального знания, отражающего закономерности объективной действительности, невозможно нормальное функционирование материального производства и сферы управления. На протяжении многих веков производство рационального знания было растворено в философии, практическом знании, магии и т. д.

В Новое время начинает оформляться наука как самостоятельная сфера человеческой деятельности по производству рационального знания, как социальный институт, признаваемый обществом и государством. Это произошло на Западе, где наука сделала огромный скачок в своем развитии по сравнению с рациональным знание Востока, которое существовало в рамках религиозно-философских систем.

Культ разума в эпоху Просвещения породил в западном обществе надежды на науку как спасительницу от всех природных и социальных бед, что послужило стимулом к ее развитию. Однако вплоть до ХХ века теоретическая наука оставалась занятием небольших коллективов ученых-энтузиастов. Лишь в 30 – 40 годы возникают огромные по численности научные учреждения, главным образом военного назначения.

Начавшаяся в 50-е годы ХХ века научно-техническая революция преобразила и саму науку, и ее место в обществе. Изменилось взаимоотношение науки и материального производства. Научные открытия приводят к возникновению целых отраслей производства (атомная и космическая промышленность, электронно-вычислительная техника). Современное производство основывается на ресурсосберегающих и наукоемких технологиях. Занятия наукой во всех развитых странах стали массовой профессией. Новое, постиндустриальное общество основано на знании и информации, которые становятся условием динамичного и устойчивого развития, как экономики, так и всего общества.

Однако наука не всемогуща. Далеко не все важные для жизни человека проблемы могут быть предметом бесстрастного ума ученого.

Ценностная сфера обладает статусом всеобщей сферы социально значимой деятельности людей в обществе. Ценности людей фиксируются в оценочных суждениях. Ценность может быть как положительной, так и отрицательной (такие ценности именуются антиценностями, или ложными ценностями). К одному и тому же явлению, например, стремлению к богатству, наживе, может сложиться прямо противоположное отношение со стороны разных субъектов.

Ценностная деятельность в обществе представлена идеологией, философией, искусством, религией.

Идеология – совокупность идеалов, целей и ценностей, которая отражает и выражает потребности и интересы больших групп людей – слоев, сословий, классов или всего общества. Идеология создается профессионалами и имеет сугубо практическое назначение. Она сплачивает людей, разделяющих основные положения той или иной идеологии, определяет их мотивацию к конкретным делам и поступкам.

Идеология может быть государственной и общенациональной. Государственная идеология включает в себя разветвленную иерархическую структуру ценностей, которая усиленно распространяется в обществе пропагандистской машиной, навязывается всем гражданам государства. Общенациональная идеология шире государственной по содержанию, общенациональная и государственная идеологии могут и не совпадать друг с другом.

В иерархии ценностей не все ценности могут быть отнесены к собственно духовным. Есть жизненно важные потребности в еде, одежде, лекарствах, которые напрямую связаны с повседневностью. Но только при наличии высших духовных ценностей в самой идеологии все иные ценности обретают свое законное место. Бездуховность поражала и продолжает поражать многие общества. Главным виновником всегда выступает идеология. Если определенным политическим силам выгодно, чтобы миллионы людей видели смысл жизни в потреблении, неважно чего – кино, развлечений, еды или одежды, то такая идеология будет создана профессионалами-идеологами.

Философия, искусство и связанные с ними другие виды духовной деятельности как раз и выполняют в обществе критическую функцию по отношению к идеологии (хотя их роль в обществе не сводится только лишь к этому).

Особую роль в ценностной сфере играет религия. Духовность, с религиозной точки зрения есть абсолютная надындивидуальная реальность, которая открывается только верующим. В этой реальности человек находит вечные, неизменные нормы индивидуального поведения и общественные идеалы. Превращение религиозных учений в господствующую в обществе систему ценностей, в государственную идеологию неоднократно приводило к созданию теократического государства. Навязывание религиозных взглядов силой государственной власти ведет к дискредитации религии и, в конечном счете, отходу от нее широких масс людей.

В светском государстве религия, как, впрочем, и философия и искусство, не должна быть орудием государственной власти и политики. Каждое из них разрабатывает свою систему ценностей, свое мировоззрение.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 906; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.