Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политическая жизнь общества




Сфера управления общественными процессами

Центральным звеном всей системы управления общественными процессами является власть. Власть – установление отношений господства и подчинения, т. е. отношений зависимости между людьми. В конечном счете, власть представляет собой принуждение человека к деятельности вопреки его воле.

Социальными предпосылками или источниками власти можно считать групповые, сословные и классовые различия между людьми, обусловленные разделением труда, отношениями собственности и т. д.

За исключением первобытного общества во всех последующих общественных системах субъектом управления выступает государство, государственная власть. Понятие государства употребляется в следующих смыслах. Во-первых, под государством понимается социальный организм, отделенный границами от других социальных организмов; в этом смысле понятие «государство» близко к понятию «страна». Во-вторых, под государством подразумевают устройство властных структур в стране или форму государственного устройства, при этом нередко понятие «государства» находится в оппозиции к понятию «гражданского общества».

В современном обществе под государством понимается «основной институт политической системы общества, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения людей, общественных групп, классов и ассоциаций. Государство представляет собой центральный институт власти в обществе и концентрированное осуществление этой властью политики»[2].

Государство отличается от других социальных институтов:

· обязательным наличием социально-классовой основы правящих сил в лице социальных групп, политических партий, общественных движений и т. д.;

· наличием специального аппарата власти, представленного центральными и периферийными органами;

· монополией на внеэкономическое принуждение;

· наличием государственной территории;

· суверенным правом издания законов, обязательных для граждан, проведением внутренней и внешней политики;

· исключительным правом собирать налоги, выпускать денежные знаки, проводить бюджетную политику и т. д.

С возникновением государства, а это произошло на стадии разложения первобытного общества, начинается политика и политическая жизнь. Политика – это регулирование и управление различными сферами общественной жизни на основе установления отношений господства и подчинения, реализуемых при помощи государства. Политическая жизнь в обществе связана с борьбой различных групп и слоев населения, имеющих разные интересы, за реальное участие в выработке и принятии государственных, властных решений, или, по крайней мере, за влияние на содержание этих решений.

Полноценная политическая жизнь западноевропейских стран формировалась на протяжении столетий в ходе отделения общества как свободной деятельности людей от государства. Другими словами – по мере становления демократического правового государства и гражданского общества. Следствием такого отделения и явилось возникновение и устойчивое существование различных политических организаций – политических партий, союзов, движений. Эти политические организации являются связующим звеном между государственными органами власти и основной массой населения.

Для эффективного управления обществом необходима система обратной связи между субъектом и объектом управления, в данном случае – между государственной властью и народом. Проблема обратной связи состоит в том, что информация о процессах, реально происходящих в обществе, должна идти по другим каналам связи, чем властные распоряжения. В идеале демократическое государство есть государство, основанное на общественном мнении. Общественное мнение – отношение массового сознания к тому или иному социально значимому событию. Народ оценивает действия власти и их результаты, степень отклонения от первоначально поставленных целей и выражает все это в общественном мнении. Если в обществе отсутствует сколько-нибудь свободное выражение мнения, отсутствует публицистика, литературная критика, открытые выступления интеллигенции, то власть фактически оказывается без достоверной информации о своей деятельности. Даже самые продвинутые в демократическом отношении государства Западной Европы и США далеки от идеала. Однако в их структуре управления обществом общественное мнение играет далеко не последнюю роль.

В демократически устроенном обществе вмешательство государственной власти в ход экономических и других процессов строго ограничивается правовыми законами, которые принимает парламент или другой законодательный орган власти.

Политическая жизнь общества во многом определяется политическим режимом.

Под политическими режимом обычно понимают совокупность средств и методов осуществления государственной власти. Можно выделить такие политические режимы, как тоталитаризм, авторитаризм, либерализм и демократия. Особый интерес представляют сегодня тоталитаризм и демократия.

Тоталитаризм – государственный строй, отличительной особенностью которого является контроль над всеми сторонами жизни общества – политической, экономической, духовной. Без внимания не остаются даже мысли граждан, о чем свидетельствует появление термина «инакомыслящий». Тоталитаризм – феномен ХХ века. Жестокие режимы были и раньше, но тоталитаризм – явление относительно новое. Это объясняется тем, что полный контроль над гражданами стал возможен только с появлением таких средств массовой коммуникации, как пресса, радио и телевидение.

Тоталитарный режим ставит отдельного человека в бесправное положение, человек остается как бы один на один с государственной машиной и подчиняется ей.

Признаками тоталитарного режима являются: жесткая пирамидальная структура власти, массовый террор, постоянный поиск внутренних и внешних врагов, ликвидация горизонтальных структур в обществе. И, наконец, господство официальной идеологии, навязываемой правящим режимом.

Тоталитаризм не просто опирается на согласие масс к повиновению. Он формирует особую психологию, свой стиль мышления, для которого характерны культ власти, неуважение к правам человека, поиск простых решений, дихотомическое мышление.

Противоположность тоталитаризму – демократия. По своему происхождению это сугубо европейский феномен. Она возникла в Древней Греции и выражала интересы достаточно много численного слоя свободных собственников. Отношение к ней в истории социально-философской мысли с самого начала было неоднозначным. Неодобрительно относился к ней Платон, сдержанно – Аристотель. Развитие рыночных отношений в Новое время поставило на повестку дня вопрос о государственном устройстве, при котором права собственников – буржуа были бы защищены от произвола властей. Дж. Локк и Ш. Монтескье разработали концепцию прав человека на основе теории общественного договора и пришли к выводу, что соблюдение законов является важнейшим гарантом политических свобод. В государстве, как считал Локк, «законодательная власть по необходимости должна быть верховной, и все остальные власти в лице каких-либо членов или частей общества проистекают из нее и подчиняются ей»[3]. Развивая идеи Локка, Ш. Монтескье утверждал, что верховенство права может быть обеспечено только разделением властей на законодательную, исполнительную и судебную, с тем чтобы они могли взаимно сдерживать друг друга. Напротив, их соединение в одних руках порождает произвол.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 395; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.