КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Историко-стадиальный подход к историческому процессу
Подходы к анализу исторического процесса. Понятие цивилизации ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В культурно-философских исследованиях общества можно выделить три основных подхода к интерпретации понятия "цивилизация": историко-стадиальный (унитарный), локально-исторический и всемирно-исторический. Историко-стадиальный подход к историческому процессу рассматривает человечество как единое целое, развивающееся по универсальным законам и проходящее в своем развитии ряд стадий. Цивилизация в рамках этого подхода – определенная стадия, этап развития общества. Понятие "цивилизация" возникло в концепции французских просветителей в середине XVIII в. и связывалось с прогрессом. В качестве критерия прогресса утверждалась идея общественного блага, основанная на приоритете разума, который позволяет людям договориться для обеспечения защиты своих интересов и прав. Под правами и интересами понимали, прежде всего, жизнь, безопасность, свободу и собственность. Общественный договор, по мысли Руссо, давал человечеству колоссальные преимущества, так как обеспечивал все блага цивилизации: развитие индустрии, просвещения, науки и т.д. Однако цивилизация закрепила экономическое неравенство и политическое насилие, что привело к удовлетворению потребностей тела, но не духа. Потребности духа, по мнению Руссо, удовлетворяет только культура через науки и искусство. Так впервые были разграничены понятия "культура" и "цивилизация". Цивилизация представлялась как определённый и необходимый этап в развитии общества. Этот этап воплощает в себе технологический аспект развития культуры с акцентом не на качественные параметры бытия, а на количественные. Главное в цивилизации – непрерывная смена технологий для удовлетворения столь же непрерывно растущих потребностей человечества при законодательном обеспечении этого процесса. В XIX в. цивилизация рассматривалась как идеал прогрессивного развития человечества как единого целого. Тем самым предпринималась попытка разрешить противоречия между идеей прогресса единого человеческого рода и реалиями культурно-исторического многообразия народов. Считалось, что существуют локальные, отдельные цивилизации, а над ними есть ещё и Цивилизация как прогресс человечества в целом. Этот подход утверждал идею линейного прогрессизма, согласно которому в истории действуют силы и законы, имеющие универсальный характер, а национальные истории являются лишь частным случаем их проявления. Все народы в своей истории – одни быстрее, другие медленнее – движутся в одном направлении по одной линии прогресса, и поэтому более продвинутые европейские народы как бы задают цель и идеал общественного развития вообще. В рамках унитарного подхода появляются концепции "исторических" и "неисторических" народов, закон "трёх стадий эволюции мысли" О. Конта, теория " общественно-экономических формаций " К. Маркса и т. п. Нередко понятием цивилизации обозначают отдельные стадии в развитии общества. В зависимости от выбранных критериев выделяют различные виды цивилизаций. Например, в зависимости от способа распространения информации выделяются устная, письменная, книжная и экранная цивилизации, в зависимости от механизмов обновления общества различают "традиционную и современную", "эволюционную и инновационную" цивилизации. Выделение этапов развития человечества и сравнение различных цивилизаций может вестись по уровню технологического развития, от которого в значительной степени зависят характер культуры, положение человека в обществе, формы собственности. Выделяются следующие важнейшие технологические эпохи развития человечества: · архаическая эпоха, когда человек в результате охоты, рыболовства и собирательства непосредственно присваивал готовые продукты природы; · аграрная эпоха, последовавшая после неолитической революции в VII–III тысячелетиях до нашей эры. На смену присваивающему типу хозяйства пришли скотоводство и земледелие, что значительно увеличило численность населения и привело к образованию первых государств; · индустриальная эпоха возникла в результате промышленной революции XVII–XVIII в., поднявшей производительность труда, что стимулировало новый рост населения и начало урбанизации; · постиндустриальное общество, где решающую роль в производстве начинают играть способности и возможности человеческого интеллекта. Многократное увеличение производительности труда создает изобилие материальных благ, порождает новые средства удовлетворения физических и культурных потребностей. Одним из вариантов историко-стадиального подхода выступает формационная концепция развития мировой истории К. Маркса, рассматривающая историю как естественно-исторический процесс. В анализе этого процесса Маркс выделяет категории «общественно-исторической формации», «общественных отношений», «исторической закономерности». С помощью этих категорий он пытается проследить логику всемирной истории как последовательную смену определенных этапов исторического развития. Параметром, определяющим эти исторические этапы, или формации выступает взаимосвязь производительных сил и производственных отношений, а также все возрастающая роль субъективного фактора – сознательной деятельности народных масс, классов, партий, личностей. Формационный подход выделяет в сложной сети общественных отношений ведущие – экономические, которые закрепляют основные структуры общества и положения социальных групп. С анализом типов собственности тесно связана проблема преемственности и единства исторического процесса, рассмотренная марксизмом с материалистических позиций. Это единство марксизм усматривает не в сознании людей, а в общественном бытии, развитие которого подчинено определенным социальным законам. В качестве ступени, знаменующей завершение предыстории человечества и начало ее подлинной истории, в марксистской теории выступает коммунистическая формация, утверждающая всестороннее развитие человеческих способностей. Кризис прогрессистских иллюзий просветителей, богатый этнографический и исторический материал привели к тому, что в XIX в. сложилось представление, что у каждого народа «своя цивилизация».
Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 1158; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |