КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Различные части системы саморегулирования
Основные элементы системы саморегулирования Саморегулирование и закон По общему мнению, саморегулирование лучше всего работает внутри законодательной структуры, определяя общие принципы и выступая в роли последнего средства в тех случаях, когда все остальные ресурсы оказались бесполезны. Работая с деталями рекламного контента, особенно с теми "важными мелочами", которые так много значат для рядового потребителя, институт саморегулирования имеет ряд существенных преимуществ по сравнению со скрупулезным законодательным процессом - это и дешевизна, и скорость, и гибкость, которых так не достает последнему. Закон и саморегулирование дополняют друг друга, подобно тому, как это делают леска и рамка теннисной ракеты - вместе они добиваются результата, которого никогда не смогли бы достичь по отдельности. Система саморегулирования обычно состоит из двух основных элементов:
1. Практический кодекс или свод правил, которые регулируют содержание рекламы, основываясь на том принципе, что реклама должна быть законной, приличной, честной и правдивой.
2. Процесс введения, пересмотра и применения данного кодекса или свода правил. Чтобы система была беспристрастной, члены системы, отвечающие за практическое применение кодекса, в идеале, должны быть независимыми от органов, ответственных за введение и систематический пересмотр правил.
· Кодекс саморегулирования или свод правил Это правила и принципы, которые регулируют содержание рекламы. Обычно они основаны на Международном Кодексе Рекламной Практики Международной Торговой Палаты (ICC code). Основной принцип подобного кодекса или свода правил - реклама должна быть законной, приличной, честной и правдивой, созданной с чувством ответственности перед потребителем и обществом, и соответствовать критериям честной конкуренции, как широко принято в современном обществе, а также никакой рекламный продукт не должен подрывать доверие к рекламе, как к институту. Кодекс или свод применяются ко всем видам рекламы, которая обычно определяется как платное коммерческое сообщение. В некоторых странах это распространяется также на упаковку товаров, но большей частью национальные органы саморегулирования ограничивают спектр действия правил рекламными сообщениями на упаковках.
Кодекс или свод принципов саморегулирования должны отражать национальные особенности страны - законодательные, экономические, социальные и культурные, но вместе с тем, принимать в расчет международную рекламную практику. Кодекс применяется таким образом, что соблюдается дух закона, не только его буква: рекламодатель должен доказать свою правоту, а не истец - справедливость своих обвинений.
Рекламная продукция во всем своеобразии и многоликости присущих ей проявлений является, прежде всего, результатом целенаправленной креативной деятельности ее создателей. Именно они - творческие личности: креативные и арт-директора, дизайнеры, художники, писатели, авторы слоганов и спичрайтеры и т.д., - которым нельзя отказать в праве нести гордое имя "творцов-созидателей", и есть тем надежным фундаментом и непреложной основой, на которых зиждется еще неокрепший украинский рекламный бизнес. Собственно результаты индивидуального или коллективного творчества этих людей в большинстве случаев являются важной составляющей предпринимательской деятельности рекламных организаций. В настоящее время все большее значение уделяется вопросам государственного (читай правового) регулирования интеллектуальной деятельности человека и собственности на ее результаты - интеллектуальной собственности, которая и охватывает практически все создаваемые в рекламной сфере "творения": объекты авторского и смежных прав, объекты права промышленной собственности (изобретение, промышленный образец, полезная модель), торговые марки и т.д. Речь идет о создании условий для творческой работы, обеспечении правового признания и охраны достигнутых творческих результатов, закреплении за авторами и иными субъектами права на использование созданных ими произведений и получении доходов от такого использования.
Характерным для современного правового регулирования стало не только стремление обеспечить благоприятные условия для непосредственно творческого процесса, но и определенная "коммерциализация" сферы творчества. Созданное человеческим умом стало одним из важнейших объектов экономического оборота, ибо, как говорил поэт: "Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать". И тогда как вопросы творчества не позволяют говорить о необходимости непрекословного соблюдения каких-либо писаных или неписаных постулатов (если такие имеют место быть), являющихся залогом успешного творческого результата, то настоятельная необходимость предупреждения негативных последствий в виде судебных исков, штрафных санкций для рекламных организаций обуславливают необходимость обязательного соблюдения установленных государством правил игры в правовом поле рекламного бизнеса. Такие законодательные рамки, при должном знании всеми участниками подобной игры ее правил, никогда не станут жестким прокрустовым ложем, сковывающим как "полеты вдохновения" творческих личностей, так и финансовое благополучие и дальнейшее успешное развитие рекламных организаций. В тоже время осведомленность рекламистов (или же отсутствие таковой) в юридических вопросах дает все основания говорить о возможных грядущих проблемах: многочисленных исках со стороны более подкованных сотрудников и конкурентов, с возможным авторским запретом на использование разработанного произведения или продажей такой разработки ее автором иным рекламным организациям. Так что подстраховаться во избежание недоразумений следует обязательно.
Продукция, создаваемая рекламными организациями, в юридическом контексте рассматривается как объекты интеллектуальной собственности. Любой, кто хоть каким-то образом связан с рекламным бизнесом, должен иметь по крайней мере базовые знания авторского права и права промышленной собственности, быть сведущим в вопросах о торговых марках (знаках индивидуализации участников хозяйственного оборота, товаров и услуг), дабы не стать жертвой интеллектуального мошенничества.
Такие знания находят свое применение как во внешней деятельности рекламной организации (в отношении с бизнес-партнерами), так и во внутренней сфере - взаимоотношения с работниками и персоналом компании. В нижеизложенном материале речь пойдет о некоторых важных практических вопросах применения авторского права в деятельности рекламных организаций, поскольку значительная доля рекламы, с точки зрения юриста, будет квалифицированна именно как объекты авторского права. Так, любая созданная рекламная продукция, которая является: признается объектом авторского права. Законодательным актом, регулирующим сферу авторского права в Украине, является Закон Украины "Об авторском праве и смежных правах" от 23 декабря 1993 года N 3792-XII (далее - Закон). Любой из таких видов рекламы для юристов существует как произведение, а любое физическое лицо, своим трудом создавшее произведение, рассматривается как его автор.
В силу положений законодательства автор обладает определенными имущественными и неимущественными правами, охрана и защита которых обеспечивается различными правовыми средствами. Так, к личным неимущественным правам автора относятся (ст. 14 Закона): Личные имущественные права являются неотчуждаемыми, они не могут быть переданы третьим лицам и всегда остаются при авторе, как бы следуя за ним. Итак, особый интерес для рекламных организаций может представлять приобретение именно имущественных прав на созданное их сотрудником произведение. Такие права, как и неимущественные, принадлежат автору с момента создания произведения (о важном исключении из этого общего правила пойдет речь ниже), но могут быть переданы (на определенный срок) или отчуждены иным лицам (к примеру, рекламной организации), после чего эти лица становятся субъектами авторского права и в результате получают возможность реализации соответствующих прав и получения дохода от них. К имущественным правам ст. 15 Закона причисляет: За исключением четко определенных Законом случаев автор (иное лицо, обладающее авторским правом) имеет право требовать выплаты вознаграждения за любое использование произведения. Вознаграждение может осуществляться в форме одноразового (так называемого паушального) платежа, или отчислений за каждый проданный экземпляр, каждое использование произведения (роялти), или комбинированных платежей.
Размер и порядок выплаты авторского вознаграждения за создание и использование произведения устанавливаются в авторском договоре или в договорах, которые заключаются по поручению субъектов авторского права организациями коллективного управления авторскими правами с лицами, использующими произведения.
Следует отметить, что охране со стороны закона подлежат все произведения, как ставшие достоянием гласности, так и неопубликованные, оконченные и неоконченные, независимо от их предназначения, жанра, объема, цели (реклама, просвещение, информация, пропаганда, развлечения), их эстетической или иной ценности. А это значит, что авторские права на произведения, если иное не будет определено законом или договором, на все созданное сотрудниками рекламных организаций принадлежит им по праву создания. Главное, чтобы произведение имело объективную форму выражения (в письменной, устной (публичное произнесение, публичное исполнение и так далее), звуко- или видеозаписи (механической, магнитной, цифровой, оптической и так далее), изображения (рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, кино-, теле-, видео- или фотокадр и так далее), объемно-пространственной (скульптура, модель, макет, сооружение и так далее), в других формах), а не существовало в "виртуальной реальности" их сознания. Поэтому не стоит делиться с кем бы то ни было своими идеями. Право авторства возникает в силу презумпции авторства, и для его осуществления не требуется регистрации произведения, хотя это возможно по желанию автора. Необходимо указать, что при отсутствии доказательств иного автором произведения считается лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения. Подобная ситуация навряд ли устраивает рекламные организации, для которых основой их предпринимательской деятельности является именно имущественные права на выпускаемую ими рекламную продукцию.
Посему основными правовыми формами взаимодействия рекламных организаций с непосредственными создателями рекламы будут такие, которые позволяют передачу имущественных прав на произведения от его автора рекламной организации, а именно: - трудовой договор (контракт) либо трудовое соглашение; - гражданско-правовой договор. Возможным и часто применяемым на практике является и совместное использование обеих перечисленных форм. Названные схемы позволяют передать только имущественные права (полностью или частично) на произведения, тогда как неимущественные права, как ранее отмечалось, всегда принадлежат автору произведения и никоим образом не могут быть отчуждены иным лицам. Вторая схема под понятием гражданско-правовой договор понимает такую специфическую разновидность последнего как авторский договор. Авторские договора, в соответствии с действующим украинским законодательством, подразделяются на три вида: Если первый вариант предусматривает переход соответствующих имущественных прав от одного субъекта к другому, то во втором варианте право на использование произведения не отчуждается, а передается на определенный строк. При передаче неисключительного авторского права (неисключительная лицензия) передающая сторона сохраняет право на использование переданных приобретателю прав и, в частности, может передать их другим лицам, а при исключительной лицензии, права принадлежат только одному субъекту. Кроме того, при исключительной лицензии ее приобретателю предоставляется право разрешать или запрещать любое использование произведения иными лицами. В настоящей же публикации свою юридическую оценку должна получить наиболее распространенная ситуация: отношения рекламной организации со своими сотрудниками, работающими на основании трудового договора или по трудовому соглашению. В таких случаях речь идет о так называемых служебных произведениях. Под служебным произведением Закон понимает произведение, созданное автором в порядке исполнения служебных обязанностей в соответствии со служебным заданием или трудовым договором (контрактом) между ним и работодателем. Если автор не состоит в трудовых отношениях с организацией, для которой он создал произведение, говорить о служебном произведении не приходится. В этом случае произведение создано не в связи с трудовым договором, а по авторскому (гражданско-правовому) договору. .В трудовом договоре (контракте) должно быть прямо или хотя бы в общем виде записано сколько, каких произведений и за какой период времени работник обязан создать или же следует четко предусматривать в трудовом договоре служебность всех создаваемых сотрудником произведений в процессе исполнения им своих трудовых обязанностей. Произведения, созданные "сверх норм отработки", хотя бы в рабочее время и с использованием служебных материалов, не считаются служебными произведениями. В противном случае, когда критерий служебности четко не предусматривается (например, письменно не подтверждено, что работник был обязан создавать то или иное произведение), все имущественные права на произведение будут принадлежать не рекламной организации, а автору-сотруднику. Использование служебных произведений, по общему правилу, подлежит дополнительной оплате. Если в договоре содержится пункт, фиксирующий отказ автора от получения вознаграждения, это не является нарушением закона. Но если между сторонами возникла в связи этим вопросом конфликтная ситуация и они не пришли к согласию, автор вправе добиваться защиты своих прав в судебном порядке. При этом он может требовать выплаты служебного вознаграждения за каждый вид использования служебного произведения. Такое дополнительное вознаграждение может выплачиваться в виде зарплаты или премии. Однако желательно, чтобы из документов явствовало, что выплата производится именно за разработку произведения.
Приложение 1.
Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 657; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |