КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Экономическое районирование России
История развития территориального управления в России характеризуется активным использованием методов экономического районирования. Повышение управляемости территории крупнейшего государства мира остается актуальной проблемой современности, которая осложняется природной, демографической, социально-экономической дифференциацией отдельных ее территорий. Точки зрения на понятие «район» различны. Из множества определений можно выделить общие признаки: район - это инструмент территориального анализа, учетно-статистическая единица, территория для планирования и управления. Процесс районирования отличается постановкой цели. Целей районирования может быть много, и каждой из них соответствует свой подход и особая сетка или система районов. Выбор методов районирования (картографический, статистический, математический, комплексный и др.) зависит главным образом от целей, объема и качества информации. В соответствии с доминирующим признаком (критерием), лежащим в основе районирования, выделяют различные его типы (виды, способы и т.д.). К возможным видам районирования относятся административное, экономическое, плановое, потенциальное, уникальное, микрорайонирование (таблица 6). В экономико-географической науке существуют и другие подходы к классификации районов и видов районирования. Например, по Дж. Фридману различают: • районы-ядра — центральные развитые районы; • растущие районы — периферийные районы, которым соседство с районами-ядрами дает стимулы для роста и развития; • пионерные районы (районы нового освоения) — районы, где осваиваются и заселяются ранее труднодоступные земли; депрессивные районы — районы со старыми поселениями, стагнирующим сельским хозяйством и промышленностью, обостренными социально-экономическими проблемами (безработицей, снижением уровня жизни); • районы с дискомфортными условиями проживания — территории, характеризующиеся совокупностью природно-климатических, географических, социально-экономических и медико-биологических факторов, оказывающих неблагоприятное воздействие на человека; стагнирующие районы — районы, темпы развития в которых равны нулю или имеют отрицательное значение. Существует модель «центр — периферия», отражающая политику регионального развития и предусматривающая взаимодействие центральных и периферийных районов, а также доминирование центра.
Таблица 6 – Типы районирования и их характеристика
Экономико-географические особенности России влияли на ее территориальную организацию. В 1708 г. согласно реформе Петра I страна была поделена на восемь губерний: Петербургскую, Московскую, Архангельскую, Смоленскую, Киевскую, Казанскую, Азовскую, Сибирскую. В период царствования Екатерины II число губерний возросло до 40, а к концу ее правления — до 60. На окраинных территориях были созданы военизированные органы управления — генерал-губернаторства: Варшавское, Иркутское, Киевское, Финляндское, Туркестанское и т.д. Перед революцией 1917 г. в России насчитывалось 68 губерний, восемь генерал-губернаторств и одно наместничество. В теории экономического районирования одними из первых были труды Х.А. Чеботарева (Географическое методическое описание Российской империи, 1776), который выделил северные, южные, восточные и западные губернии Российской империи, положив в основу этого деления их географическое положение. К концу XVIII в. относится работа СИ. Плещеева (Обозрение Российской империи, 1786), содержащая описание трех полос России: северной, средней и «полуденной». Работы в области районирования были написаны в середине XIX века Н.П. Огаревым, П.И. Пестелем, Н.М. Муравьевым, К.И. Арсеньевым. Особого внимания заслуживает работа Н.П. Огарева «Опыт статистического распределения Российской империи» (1847), в которой раскрываются методологические вопросы экономического районирования. Во второй половине XIX в. идеи районирования развиваются в трудах В.Б. Семенова, Д.И. Менделеева. В 1893 г. Д.И. Менделеев разделил Россию на 14 краев и в основу этого деления положил наряду с природными факторами уровень развития промышленности с учетом топливных и сырьевых ресурсов. В послереформенный период 1861-1917 гг. развиваются идеи формирования рыночного механизма в стране. В условиях царской России опыты районирования территории имели в основном теоретическое, а не практическое значение. На каждом из обозначенных этапов районы выделялись по одному или нескольким системообразующим признакам: - экономической специализации различных частей страны; - характеру экономических связей; - национальным особенностям территории; - географическим особенностям (ландшафт, климат, обеспе ченность различными ресурсами и прежде всего минеральными и водными). Отметим наиболее значимые для развития территориального управления особенности этапов районирования: 1920-1931; 1957— 1964; 1991-2000 гг. Они характеризуются революционными формами развития, созданием экономического и программного районирования, сочетанием отраслевого и территориального управления. 1920-1931 гг. Главный системообразующий признак, использованный в районировании Госпланом — возможность административных единиц самостоятельно управлять экономикой. Это обеспечивалось следующими факторами: наличием единой минерально-сырьевой базы района; функционированием сети железных и шоссейных дорог; относительной экономической замкнутостью экономики района; наличием квалифицированных работников с учетом экономической специализации области. В числе важнейших задач управления крупными областями были: —таможенная политика: —денежное обращение и государственные кредиты; —управление магистральной сетью железных дорог; —морские перевозки и хозяйство крупнейших портов; —сеть электропередачи и государственных районных электросетей; —владение недрами земли и выдача лицензий на их разработку; —разработка законодательных документов. 1957-1964 гг. Управление экономикой через Советы народного хозяйства имело и положительные и отрицательные черты. Положительные черты. Впервые в экономике Советской России органы управления были максимально приближены к объектам управления. Между СНХ как органами управления и предприятиями в этот период не было промежуточных управленческих звеньев. Благодаря этому ускорялись движение управленческой информации, а также процесс согласования различных вопросов, связанных с новым строительством (размещением производительных сил). Появилась возможность эффективно кооперировать разные производства, относимые к различным отраслям хозяйства, на территории одного района в единое целое, т.е. создать в границах района цельные системные производственные образования — территориально-производственные системы. Во имя кооперации хозяйственных объектов разных отраслей СНХ занялись комплексированием производства. СНХ вследствие своей близости к предприятиям района могли более эффективно решать вопросы их снабжения материальными и трудовыми ресурсами, подготовки новых кадров. Недостатки. В системе управления экономикой до 1957 г., т.е. когда оно осуществлялось посредством министерств, при них создавались специальные подразделения отраслевой специализации — главные научно-технические управления. Их основной функцией было внедрение научно-технических разработок, т.е. поддержание на должном уровне научно-технического прогресса отрасли. После ликвидации министерств были реформированы и эти управления. Функция поддержания НТП на высоком уровне автоматически перешла к СНХ. Размещение производительных сил страны велось до 1957 г. по определенной схеме. Предприятия конкретной отрасли не группировались в границах какой-либо одной территории, а наоборот, более или менее равномерно распределялись по региону. Например, авиазаводы СССР были построены так, один — в Литве, два — на Украине, два — в Москве, один — в Казани, один — в Ульяновске и т.д. После 1957 г. каждый из этих заводов оказался в разных экономических административных районах. Существовавший прежде обмен технологиями, кадрами, дефицитными видами сырья, научными достижениями был уже невозможен. В ряде крупных СНХ (например, Центральном и Северо-Западном) некоторые возможности для грамотного руководства техническим прогрессом имелись, но в большинстве Совнархозов это стало невозможным. Технический прогресс, темпы его развития по сравнению с развитыми экономическими странами начали отставать. Этот фактор стал определяющим и способствовал ликвидации СНХ в 1965 г. Несмотря на явные недостатки в системе управления производительными силами в этот период, обнаружилась следующая особенность: в тех районах, где границы экономического административного района совпадали с границей административной (например, с границами какой-либо автономной республики), обнаружилась способность к системному развитию производительных сил. В этих регионах стали создаваться комплексно-организованные хозяйственные системы, действительно «хозяйственные комплексы». Именно в это время впервые в мире стал формироваться специальный раздел экономической теории — теория территориально-производственных комплексов. Основа теории ТПК была заложена еще в 1930-х гг. в трудах Н.Н. Колосовского. В своей работе «Теория экономического районирования» Н.Н. Колосовский описал восемь устойчиво повторяющихся совокупностей производственных процессов, являющихся основой для выделения крупных экономических районов и экономических подрайонов: пирометаллургический цикл черных металлов; пирометаллургический цикл цветных металлов; нефте-энергохимический цикл; гидроэнергетический цикл; совокупность циклов перерабатывающей индустрии; лесоэнергетический цикл; индустриально-аграрный цикл; гидромелиоративный цикл. Согласно теории энергопроизводственных циклов территорию страны можно было разделить на экономические районы, образованные по производственным признакам и представляющие в совокупности законченную систему региональных сочетаний производительных сил. Преимущественно территориальное управление в этот период способствовало комплексной организации производительных сил и формированию территориально-производственных комплексов. В то же время экономико-географическое «пространство» СНХ не всегда совпадало с границами формирующихся ТПК. Например, существенной особенностью Тимано-Печорского ТПК было его размещение на двух смежных территориях: Ненецкого автономного округа Архангельской области и Коми АССР. Оптимальным путем разрешения возникших противоречий между состоянием отношений управления и развитием производительных сил региона могло бы стать создание новой правовой основы, которая позволила бы рассматривать территорию этих административных единиц как единое целое с точки зрения управления. Рассмотренный пример вполне отчетливо показывает противоположность, порождаемую местническими и ведомственными взглядами на экономику административно-территориальных единиц, зону влияния промышленных и производственных объединений. Суть этой противоположности заключается в следующем: за комплексное развитие подведомственной территории отвечали соответствующие исполкомы Архангельской области и Коми АССР, предприятия же зачастую были подчинены одной отрасли, например газодобывающей. Финансирование программы развития социальной инфраструктуры возлагалось в основном на одну отрасль, а осваивали материально-финансовые ресурсы разные ведомства, административно подчиненные центрам управления в Сыктывкаре, Архангельске, Москве. Одним из возможных путей решения проблемы административной разобщенности территории Коми АССР и Ненецкого автономного округа в те годы могло стать их слияние. В качестве аргументов хозяйственного объединения приводились следующие: на смежных территориях Коми АССР и Ненецкого округа вырос Печорский угольный бассейн; Печорская железная дорога соединила удобным и регулярно действующим путем Ненецкий округ с Коми АССР, республика и округ имеют сходные природные ресурсы; лесозаготовки бассейна Печоры в значительной степени связаны с лесопилением Нарьян-Мара и т.д. Исходя из этих аргументов, ученые научного центра Коми предлагали включить Ненецкий автономный округ в экономический административный район Коми. Утверждение в 1963 г. состава основных экономических районов и ликвидация СНХ в 1964 г. создали предпосылки для развития экономики по иному пути. Разделение всего территориального пространства на экономические районы преследовало такие цели, как улучшение планирования и управления социально-экономическим развитием района, оформление целостной системы административно — территориального деления, национальное размежевание (в отношении республик). 1991-2000 гг. С ослаблением степени централизации управления в России вертикальное управленческое воздействие через экономические районы в этот период утратило свое значение. Наблюдался процесс ассоциативного формирования межобластных (межкраевых) структур координации, инициируемый снизу самими территориями. В середине 1990-х гг. на территории России было создано восемь межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия (Ассоциация областей и городов Центральной России; Ассоциация экономического взаимодействия территорий Северо-запада; Ассоциация «Черноземье»; Ассоциация экономического сотрудничества республик, краев, областей Северного Кавказа; Ассоциация «Большая Волга»; Уральская региональная ассоциация; Межрегиональная ассоциация «Сибирское соглашение»; Дальне - восточная ассоциация). Их состав ассоциаций постоянно меняется, некоторые субъекты Федерации одновременно входят в две ассоциации. В рамках ассоциаций осуществляется программирование социально-экономического развития регионов. Структура управления и стратегия развития определяются ассоциациями самостоятельно. В связи с делением на федеральные округа возникло еще одно: звено экономического районирования. Таким образом, современное экономическое районирование включает четыре основных звена (таксономические единицы): федеральные округа; основные (крупные) экономические районы; районы среднего звена - края, области, республики (субъекты федерации); низовые районы — административно-хозяйственные районы, городские и сельские районы, муниципальные образования. В качестве особых экономических районов выступают ассоциации экономического взаимодействия регионов — субъектов Федерации. Учитывая приведенные выше признаки экономического района, те территориальные образования, которые в СССР и России принято называть экономическими районами, на самом деле таковыми не являлись, так как не имели соответствующих органов экономического управления. Созданная в 2000 г. система федеральных округов полностью соответствует определению экономического района.
Внешние экономические связи и их влияние
Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 1077; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |