Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Отраслевая и пространственная транспортная структура




Важной составной частью инфраструктурного комплекса яв­ляется коммуникационная система. Основная задача ее функцио­нирования — перемещение в пространстве информации, энергии, людей и разнообразных веществ. Коммуникационная система включает в себя транспортную составляющую.

Транспорт — одна из важнейших сфер материального произ­водства. Перевозка различных товаров из районов их производ­ства в районы потребления является ее главной функцией. При этом продолжается процесс материального производства, но уже в сфере обращения с конечным его завершением. Продукт любого рода считается полностью произведенным, готовым к потребле­нию только в том случае, когда он доставлен потребителю.

Продукцией транспорта (транспортной работой) является перемещение грузов и людей, измеряемое соответственно в тонно-километрах (грузооборот) и пассажиро-километрах (пассажиро-оборот).

Полные транспортные издержки народного хозяйства в сфере производства и обращения составляют около 10% ВВП страны. Отношение суммарных транспортных издержек к полной по­требительской стоимости продукта называют коэффициентом транспортной слагающей. Этот показатель играет важную роль в решении проблемы оптимизации территориальной организации производительных сил.

С развитием производительных сил происходит развитие транспорта как активной силы, организующей территорию и обе­спечивающей устойчивые связи между отдельными отраслями и районами страны.

Особенностью транспорта является взаимозаменяемость его отдельных видов. Совокупность всех видов транспорта, объеди­ненных между собой транспортными узлами, образует транс­портную систему.

В транспортных узлах сходится несколько видов транспорта и осуществляется обмен грузами между ними. В России несколько сотен транспортных узлов разных типов. Крупнейший из них — Москва. Роль различных видов транспорта в транспортной систе­ме определяется их долей в общей транспортной работе. При вы­боре вида транспорта учитывают себестоимость и влияние при­родных условий на его функционирование.

Можно выделить три основных магистральных направления транспортной системы страны.

1. Широтное магистральное сибирское направление «восток-запад», оно включает железнодорожные, трубопроводные и водные пути с использованием рек Камы и Волги.

2. Меридиальное центрально-европейское магистральное направление «север—юг» с выходом на Украину, Молдову, Кавказ, образованное в основном железнодорожными путями.

3. Меридиальное волго-кавказское магистральное направление «север—юг» по реке Волга, железнодорожным и трубопроводным путям, связывающим Поволжье и Кавказ с Центром, Севером европейской части страны и Уралом.

По этим главным магистральным направлениям идут основ­ные грузопотоки страны, тесно взаимодействуют железнодорож­ный, внутренний водный и автомобильный виды транспорта. Магистральные авиатрассы также в основном совпадают с сухо­путными.

Железнодорожный транспорт — ведущий в транспортной си­стеме России. Главная задача железных дорог в нашей стране за­ключается в обеспечении надежной транспортной связи северной части с восточными районами. Ее выполнение усложняется тем, что темпы строительства железных дорог резко отстают от тем­пов развития всего народного хозяйства.

Основными грузами железнодорожного транспорта являются уголь, кокс, нефть и нефтепродукты, минеральные строительные материалы, руды, сельскохозяйственные грузы, лес, металлы, химические и минеральные удобрения, продукция машиностро­ения и др.

Размещается железнодорожный транспорт неравномерно. Гу­стой и разветвленной железнодорожной сетью обладает европей­ская часть страны. Конфигурация сети — радиально-кольцевая с центром в Москве. От московского железнодорожного узла отхо­дят основные магистрали в направлении Донбасса, Одессы, Баку, Казани, Самары, Саратова, Волгограда, Ташкента, Минска, Риги, Санкт-Петербурга, Архангельска и других городов.

В восточной части страны железнодорожная сеть имеет ярко выраженное широтное направление с малой разветвленностью. Основной магистралью, связывающей центр с Уралом, Сибирью и Дальним Востоком и имеющей протяженность 9332 км, являет­ся Трансконтинентальная железная дорога: Москва — Рязань — Рузаевка — Сызрань — Самара — Уфа — Челябинск — Иркутск — Чита — Хабаровск — Владивосток. Построена Байкало-Амурская магистраль: Усть-Кут — Комсомольск-на-Амуре.

Важное значение для России имеют Южно-Сибирская, Средне-Сибирская и Туркестано-Сибирская железнодорожные магистра­ли, проходящие через территорию Казахстана. В меридиальном направлении действует участок Тюмень — Сургут — Уренгой.

Преобладающее направление в пассажирских перевозках име­ют два направления: южное (от Москвы по направлению на Крым, Кавказ) и восточное (от Москвы через Поволжье, Урал, Сибирь на Дальний Восток).

Плотность железнодорожной сети в Российской Федерации достаточно низкая — 5 км на 1000 км, поэтому очень высока грузонапряженность железных дорог. Наиболее грузонапряженные линии железных дорог находятся на важных направлениях: Центр — Северо-запад; Центр — Урал; Центр — Кавказ; Центр — Юго-запад; Поволжье — Урал; Урал — Сибирь; Сибирь — Даль­ний Восток. Основными мощными потоками являются потоки

В последние годы железнодорожное строительство в России практически не ведется. В стадии реализации находятся только два достаточно крупных проекта: на севере продолжается стро­ительство Арктической магистрали (Лабытнанги — Бованенковская) для обеспечения освоения газовых месторождений Ямала, а на востоке — Амуро-Якутской магистрали (Беркатит — Томмот — Якутск) для обеспечения горнодобывающих центров Якутии.

На современном этапе для развития железнодорожного транс­порта невозможно обойтись без внедрения научно-технических достижений: электрификации железных дорог, создания высоко­скоростных магистралей.

Морской транспорт благодаря географическому положению России имеет важное значение, его хозяйство довольно сложное: флот, порты, судоремонтные заводы. В России есть пять морских бассейнов: Северный, Балтийский, Черноморско-Азовский, Ка­спийский, Дальневосточный.

Первое место в грузообороте принадлежит портам Тихооке­анского бассейна, которые снабжают северо-восток страны, осу­ществляют внешнеторговые связи со странами Азии и Австрали­ей. Условия судоходства в Дальневосточном морском бассейне достаточно трудные, основными портами являются Владивосток, Находка, Восточный. Главные грузы — каменный уголь, лес, нефть, рыбопродукты, соль, промышленные и продовольствен­ные товары для снабжения районов Севера.

Второе место занимает Балтийский бассейн, который обес­печивает внешние связи со странами Европы и Америки. К его основным портам относятся Выборг и Санкт-Петербург. В Бал­тийском морском бассейне осуществляется большой объем пас­сажирских перевозок. В грузообороте основное место занимают металлы, машины и прочие технические грузы, перевозки строи­тельных материалов.

Северный бассейн включает в себя шесть арктических морей, по которым проходит Северный морской путь, имеющий боль­шое значение в освоении и снабжении районов Крайнего Севера. Крупный порт Баренцева моря — Мурманск. Основные грузы, которые перерабатывает порт — уголь, руда, апатиты, строи­тельные материалы, рыба. Архангельск — важный порт Белого моря — специализируется в основном на погрузке леса и лесо­материалов. В этом море есть также порты в Онеге, Кандалакше, Мезене, Беломорске, Кеми.

Через порты Черноморского бассейна в основном ведется экс­порт нефти. В связи с падением ее добычи сокращается и грузооборот этих портов. Крупнейшие порты Черноморского бассей­на — Новороссийск, Туапсе. Из Новороссийска также экспорти­руется уголь.

Каспийский бассейн используется для внутренних перевозок. Условия судоходства отличаются в разных районах. Основные порты — Красноводск, Астрахань. Из сухогрузов главное место занимают хлеб, лес, сульфаты, металлы, поваренная соль, рыба, хлопок, строительные материалы.

Морской транспорт играет важную роль во внешних эконо­мических связях и служит одним из основных источников полу­чения валютных средств. Россия имеет 39 портов и 22 портовых пункта. Длина причалов составляет 60,5 тыс. км. Производствен­ные мощности портов позволяют обеспечивать только 54% потребности переработки грузов, остальные экспортно-импортные грузы перерабатываются в Прибалтике, Украине, Грузии, Азер­байджане. Основные грузы, перевозимые морским транспортом — нефть, руда, стройматериалы, каменный уголь, зерно, лес.

Автомобильный транспорт — один из самых дорогих, но он обладает большой маневренностью и скоростью движения, воз­можностью доставить грузы непосредственно потребителям.

Москва — самый крупный автодорожный узел России, из которого расходятся автомобильные дороги в 12 направлениях. Основными из них являются: Москва — Санкт-Петербург, Мо­сква — Нижний Новгород — Казань, Москва — Воронеж — Ро­стов-на-Дону, Москва — Тамбов — Волгоград и др.

Дальние перевозки автомобильный транспорт осуществляет в северных и восточных районах страны, горах Кавказа, где отсут­ствуют другие виды сухопутного транспорта.

Эффективность работы автомобильного транспорта зависит от густоты и качества дорог. В России общая протяженность ав­томобильных дорог составляет порядка 880 тыс. км., но только 73% из них с твердым покрытием.

Авиационный транспорт — единственный, охватывающий пе­ревозками почти все районы страны. И, тем не менее, объем грузов, доставляемых авиационным транспортом, относительно невелик. Самолеты используют для поставок грузов в труднодоступные районы страны, а также для транспортировки скоропортящейся продукции.

Главная специализация воздушного транспорта — перевозка на дальние расстояния пассажиров. Крупнейшим узлом воздушных магистралей является Москва. Кроме того, крупные узлы воздушных сообщений расположены в Петербурге, Екатеринбурге, Ново­сибирске, Красноярске и др. Воздушный транспорт занимает тре­тье место по объему пассажирских перевозок. Аэропорты во всех этих городах обслуживают определенные направления перевозок. Уровень развития воздушного транспорта является показате­лем степени научно-технического потенциала страны. Воздуш­ный транспорт задействован при строительстве трубопроводов, мостов, линий электропередачи, проведении работ для сельского хозяйства, геологоразведки, рыбного промысла.

Трубопроводный транспорт по объему выполняемой работы все больше приближается к железнодорожному. А строительство трубопроводов в три—пять раз быстрее и дешевле, чем железных дорог. По трубопроводам передается 97% нефти, весь газ. В пер­спективе по трубопроводам будут транспортировать с помощью воды в измельченном виде и твердые материалы (уголь, руду). Трубопроводный транспорт — наиболее экономичный из всех ви­дов транспорта. Крупнейшими газопроводами страны являются: Медвежье — Тюмень — Надым, Ухта — Торжок, Уренгой — Сур­гут — Тобольск — Тюмень — Челябинск, Уренгой — Помары — Ужгород — Западная Европа и др.

Преимуществами трубопроводного транспорта являются: воз­можность функционировать в течение календарного года; высо­кая производительность труда; возможность прокладки трубо­проводов по кратчайшему расстоянию независимо от рельефа территории.

Потребность в согласовании работы всех видов транспорта, действующих на территории РФ, определяет задачу планомер­ной организации и управления Единой транспортной системой страны (ETC), которая имеет сложную структуру. Экономиче­скую основу этой системы составляют производственно-эконо­мические связи, а материальную — сеть путей сообщения, техни­ческие средства транспорта и служба перевозок.

Важным фактором развития коммуникационной сети терри­тории (рассматриваемой с точки зрения совокупности всех транс­портных отраслей) является ее пространственная организация (взаимоположение инфраструктурных элементов в геопространстве). Поскольку затраты на создание путей перемещения посто­янно возрастают, важно определить критерий развития сети, при­чем его выбор полностью определяет конфигурацию сети. Необ­ходимо учитывать также объем перемещений, т.е. различие между населенными пунктами по грузо- и пассажирообразующей базе, при этом минимизируются затраты и время на перемещение




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 781; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.