Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственное регулирование национальной экономики




Задачи государственного регулирования социально-экономического развития страны и регионов

 

(ГРНЭ) — это воздействие государства на деятельность хозяй­ствующих субъектов и рыночную конъюнктуру в целях обеспе­чения нормальных условий функционирования рыночного ме­ханизма.

По объектам воздействия ГРЭН классифицируется в соответ­ствии с тремя взаимосвязанными частями воспроизводственного процесса на регулирование ресурсов, производства и финансов.

По уровням хозяйственной иерархии различают государственное регулирование на федеральном, региональном и локальном уровнях.

К ведению Российской Федерации относится довольно широ­кий круг полномочий, среди которых, в частности:

—федеративное устройство и территория страны в целом;

—установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной властей;

—установление основ федеральной политики ипринятие федеральных программ в области государственного, экономического,социального, культурного национального развития;

—установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;

—федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; (федеральные фонды регионального развития;

—федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральный транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе; оборона и безопасность;

—статус и защита государственной границы, территориальных вод, экономической зоны и континентального шельфа;

—метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; официальный статистический и бухгалтерский учет.

Основной целью регулирования экономики согласно Конституции РФ является создание условий всестороннего и гармонично­го развития человека. Достижение этой генеральной цели невоз­можно без осуществления конкретных частных целей, которые неразрывно связаны с объектами управления.

Выделяют две основные формы вмешательства государства в экономику:

—прямое, через административные средства, которые базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения;

—косвенное, с помощью различных мер экономической политики и приоритетов.

По мнению В.П. Орешина, к функциям, выполняемым государ­ством относятся, прежде всего, следующие:

—создание правовой основы функционирования экономики, ее регулирование;

—антимонопольное регулирование;

—проведение политики макроэкономической стабилизации;

—воздействие на размещение ресурсов;

—деятельность в сфере распределения доходов;

—деятельность государства как субъекта имущественных отношений.

Такая классификация достаточно условна, так как в реальной действительности все функции взаимосвязаны и действуют в комплексе. Например, антимонопольная деятельность предпола­гает наличие соответствующего законодательства, а ее результаты будут сказываться и на размещении ресурсов, и на распределении доходов. Рассмотрим эти функции государства.

Прежде всего, на государстве лежит ответственность за соз­дание законов и правил, регулирующих экономическую деятель­ность, а также контроль за их исполнением. Создание законода­тельной базы — это установление правил поведения экономиче­ских агентов, юридических принципов экономического общения, которых обязаны придерживаться в своих действиях все эконо­мические агенты: производители, потребители и само государ­ство. К этим правилам относятся законодательные и нормативные акты, защищающие права частной собственности и определя­ющие формы предпринимательской деятельности, условия функ­ционирования предприятий, их взаимоотношения между собой и государством. Согласно правовым нормам устанавливается уро­вень качества продукции, закрепляются основы безопасности труда, регулируются вопросы взаимоотношений профсоюзов и администрации и т. д.

На региональном уровне механизм управления должен стро­иться с учетом известных свойств региональной системы:

—регион — составляющее звено национальной системы производительных сил и экономических отношений, его экономика на основе прямых и обратных производственно-экономических, ресурсных, научно-технических, финансово-кредитных связей взаимодействует с народным хозяйством страны;

—в регионе осуществляются полные циклы воспроизводства населения и трудовых ресурсов, основных и оборотных фондов общего пользования, формируются отношения по поводу производства, распределения, обмена и потребления продукции;

— к компетенции региональных органов власти относятся важнейшие вопросы экономического планирования, финансового регулирования, денежного обращения, налоговой политики, развития социальной сферы, подготовки и рационального использования трудовых ресурсов, охраны и воспроизводства природной среды и ресурсного потенциала.

В 1996 г. Указом Президента РФ были утверждены «Основ­ные положения региональной политики в Российской Федера­ции», в которых под региональной политикой понимается система целей и задач органов государственной власти по управлению по­литическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также механизм их реализации.

Объективной предпосылкой региональной политики в Рос­сийской Федерации является структурная неоднородность про­странства страны в природно-географическом, ресурсном, эконо­мическом, социальном, этническом, культурном и политическом аспектах. Подобная неоднородность вынуждает органы государ­ственной власти принимать любые государственные решения с учетом интересов и особенностей конкретных регионов. Каждая территориальная единица имеет свой уровень социально-эко­номического развития, природно-ресурсный потенциал, произ­водственную специализацию. В связи с этим направления реги­ональной политики не могут быть стандартными, их необходимо координировать, исходя из особенностей регионов. Региональная политика охватывает все сферы жизнедеятель­ности конкретного социума, но среди ее компонентов выделяют­ся в первую очередь:

• социальные, направленные на социальную защиту и поддержку населения, развитие и поддержание в соответствующем состоянии объектов социальной инфраструктуры;

• экономические, связанные с повышением эффективности регионального производства с учетом природно-ресурсного потенциала, финансовых и материальных ресурсов, развитием и поддержкой малого и среднего бизнеса, экспорта, стимулированием инвестиционной активности и др.

В условиях российского федерализма главным объектом про­граммно-целевого планирования и управления является регион (в данном случае субъект Федерации). Постановка задач и выра­ботка стратегии его развития осуществляется на основе принима­емого документа «Концепция регионального развития», отражаю­щего совокупность взглядов на решение социально-экономиче­ских проблем и достижения целей развития с учетом условий и факторов внутренней и внешней среды.

Стратегия социально-экономического развития регионального хозяйственного комплекса — это способ, средство достижения на­меченных целей, форма управления хозяйственной деятельностью и территориальной организацией (жизни) общества. Правильный выбор стратегии позволяет сконцентрировать усилия и ресурсы для реа­лизации экономического потенциала и тем самым обеспечить эффек­тивное развитие регионов в рыночных условиях. Несомненно, страте­гия развития отдельного региона должна органически вписываться в стратегию развития страны и составлять с ней единое целое. Концепция — первичный документ в системе выработки стра­тегии и постановки задач развития региона. В обобщенном виде в ней определяются масштабы, темпы, пропорции и основные направления социально-экономического развития региона, от­дельных его структурно-функциональных подсистем, проблем­ных территорий, а также дается общее обоснование системы мер, направленных на повышение эффективности управления произ­водством, методов устранения территориальных и отраслевых диспропорций и несоответствий, обосновываются рост уровня и совершенствование образа жизни населения.

На основе Концепции разрабатываются отраслевые и терри­ториальные программы — целевые комплексные документы, в которых позиции концепции получают подробное и конкретное обоснование, а также согласование проблемных вопросов. Устойчивость тенденций развития региона зависит от масштабов его совокупного потенциала, включающего социально-демографическую, природно-ресурсную, материально-техническую, тех­нологическую, информационную, экологическую составляющие. Чем крупнее совокупный потенциал, тем объективно выше инер­ционность развития, достоверность показателей функционирова­ния региона в перспективе и меньше воздействие случайных яв­лений. Например, в малом городе достаточно ввести в строй одно более или менее крупное предприятие, чтобы коренным образом повлиять на структуру хозяйства и темпы развития, хотя на уров­не области (края, республики) этот факт будет незначительным. При разработке Концепции развития региона необходимо учитывать большую роль внешних условий и факторов. К наи­более значимым можно отнести совокупность централизованных ресурсов (включая финансовые), возможности привлечения ино­странных инвестиций, государственную стратегию социально-экономического развития, особенности геополитического поло­жения региона и др. Без учета внешних условий нельзя добиться стабильного развития.

Рассмотрим структуру Концепции. Она состоит из четырех содержательных блоков.

Первый блок — целевой, в нем исследуется «стартовый» уро­вень социально-экономического развития региона, выявляются тенденции и основные проблемы. В процессе ранжирования вы­членяются две-три главные проблемы, определяющие характер и направления развития региона. По сути, речь идет о тех про­блемах, для решения которых целесообразна первоочередная концентрация дефицитных ресурсов. Логическим завершением целевого блока является формирование субординированной си­стемы целей ближней перспективы. Это необходимо для того, чтобы последующие этапы разработки Концепции имели актив­ный, целенаправленный характер.

Второй блок — прогнозно-аналитический, в нем обобщаются результаты предварительно разработанных прогнозов развития региона. Их взаимная увязка осуществляется на «выходе» из блока, т.е. при формировании целостной системы предваритель­ных прогнозов на долгосрочную перспективу. Такая последова­тельность дает возможность свести к минимуму необходимость многократных корректировок в конкретных прогнозах. Как уже отмечалось, нельзя составлять, например, прогноз социально-де­мографической ситуации без учета миграций, а последние не мо­гут быть спрогнозированы без наличия экономического анализа на перспективу. Последний, в свою очередь, немыслим без оценки экономического потенциала, включающего в себя следующую со­вокупность элементов производительных сил:

— топливно-энергетическую и минерально-сырьевую базы;

— основные производственные фонды, их технический уровень, то есть физический и моральный износ;

— производственную и социальную инфраструктуру, ее техни­ческий уровень;

— демографический потенциал;

— научно-технический и образовательный потенциал;

— финансово-инвестиционный потенциал;

— рыночный потенциал.

Рыночный потенциал региона является новой для нашей страны категорией. Он формируется в зависимости от состояния опто­вого рынка, сети розничной торговли, функционирования товарно-фондовых бирж, банковской системы, рынка ценных бумаг, информационной системы. Каждый из перечисленных элементов должен быть проанализирован, синтезирован и спрогнозирован как по отдельности, так и в совокупности, причем в составе реги­ональной системы. Именно в процессе этой исследовательской работы происходит принципиальная увязка систем целей и прогнозов.

Третий блок — это учет внешних факторов, которые, есте­ственно, принимались во внимание и в других блоках, но имен­но здесь их исследуют самым подробным образом, поскольку они в наибольшей степени воздействуют на выбор вариантов экономического и социального развития региона в долгосроч­ной перспективе. На этой стадии выполняется окончательное согласование целей и ресурсов, причем возможно (и целесо­образно) сокращение количества целей и (или) изменение их субординации. Разработка данного блока завершается взаимоувязкой экономического, социального, экологического аспектов регионального развития.

Четвертый блок— концептуальный. Он является завершаю­щим, или сводным, так как на этом этапе осуществляется коррек­тировка системы предварительных прогнозов с учетом внешних факторов и системы целей. В ходе его разработки Концепция ре­гионального развития приобретает, с одной стороны, высокоагрегированный, а с другой, целевой характер. Некоторые разделы из этого блока переходят в разряд целевых комплексных программ, но конкретная их разработка и реализация выходит за рамки Кон­цепции

Рассмотренная схема формирования Концепции обладает не­обходимой маневренностью, т. е. учитывает местную специфику, позволяет вносить по ходу разработки этого документа необходи­мые коррективы.

Управление социально-экономическим развитием террито­рий, исследование особенностей и закономерностей развития, социальная и экономическая диагностика основываются на ис­пользовании специальных показателей или параметров развития государства и регионов, и осуществляется на основе ме­тодов государственного регулирования.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 818; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.