КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Государственное регулирование национальной экономики
Задачи государственного регулирования социально-экономического развития страны и регионов
(ГРНЭ) — это воздействие государства на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру в целях обеспечения нормальных условий функционирования рыночного механизма. По объектам воздействия ГРЭН классифицируется в соответствии с тремя взаимосвязанными частями воспроизводственного процесса на регулирование ресурсов, производства и финансов. По уровням хозяйственной иерархии различают государственное регулирование на федеральном, региональном и локальном уровнях. К ведению Российской Федерации относится довольно широкий круг полномочий, среди которых, в частности: —федеративное устройство и территория страны в целом; —установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной властей; —установление основ федеральной политики ипринятие федеральных программ в области государственного, экономического,социального, культурного национального развития; —установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки; —федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; (федеральные фонды регионального развития; —федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральный транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе; оборона и безопасность; —статус и защита государственной границы, территориальных вод, экономической зоны и континентального шельфа; —метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; официальный статистический и бухгалтерский учет. Основной целью регулирования экономики согласно Конституции РФ является создание условий всестороннего и гармоничного развития человека. Достижение этой генеральной цели невозможно без осуществления конкретных частных целей, которые неразрывно связаны с объектами управления. Выделяют две основные формы вмешательства государства в экономику: —прямое, через административные средства, которые базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения; —косвенное, с помощью различных мер экономической политики и приоритетов. По мнению В.П. Орешина, к функциям, выполняемым государством относятся, прежде всего, следующие: —создание правовой основы функционирования экономики, ее регулирование; —антимонопольное регулирование; —проведение политики макроэкономической стабилизации; —воздействие на размещение ресурсов; —деятельность в сфере распределения доходов; —деятельность государства как субъекта имущественных отношений. Такая классификация достаточно условна, так как в реальной действительности все функции взаимосвязаны и действуют в комплексе. Например, антимонопольная деятельность предполагает наличие соответствующего законодательства, а ее результаты будут сказываться и на размещении ресурсов, и на распределении доходов. Рассмотрим эти функции государства. Прежде всего, на государстве лежит ответственность за создание законов и правил, регулирующих экономическую деятельность, а также контроль за их исполнением. Создание законодательной базы — это установление правил поведения экономических агентов, юридических принципов экономического общения, которых обязаны придерживаться в своих действиях все экономические агенты: производители, потребители и само государство. К этим правилам относятся законодательные и нормативные акты, защищающие права частной собственности и определяющие формы предпринимательской деятельности, условия функционирования предприятий, их взаимоотношения между собой и государством. Согласно правовым нормам устанавливается уровень качества продукции, закрепляются основы безопасности труда, регулируются вопросы взаимоотношений профсоюзов и администрации и т. д. На региональном уровне механизм управления должен строиться с учетом известных свойств региональной системы: —регион — составляющее звено национальной системы производительных сил и экономических отношений, его экономика на основе прямых и обратных производственно-экономических, ресурсных, научно-технических, финансово-кредитных связей взаимодействует с народным хозяйством страны; —в регионе осуществляются полные циклы воспроизводства населения и трудовых ресурсов, основных и оборотных фондов общего пользования, формируются отношения по поводу производства, распределения, обмена и потребления продукции; — к компетенции региональных органов власти относятся важнейшие вопросы экономического планирования, финансового регулирования, денежного обращения, налоговой политики, развития социальной сферы, подготовки и рационального использования трудовых ресурсов, охраны и воспроизводства природной среды и ресурсного потенциала. В 1996 г. Указом Президента РФ были утверждены «Основные положения региональной политики в Российской Федерации», в которых под региональной политикой понимается система целей и задач органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также механизм их реализации. Объективной предпосылкой региональной политики в Российской Федерации является структурная неоднородность пространства страны в природно-географическом, ресурсном, экономическом, социальном, этническом, культурном и политическом аспектах. Подобная неоднородность вынуждает органы государственной власти принимать любые государственные решения с учетом интересов и особенностей конкретных регионов. Каждая территориальная единица имеет свой уровень социально-экономического развития, природно-ресурсный потенциал, производственную специализацию. В связи с этим направления региональной политики не могут быть стандартными, их необходимо координировать, исходя из особенностей регионов. Региональная политика охватывает все сферы жизнедеятельности конкретного социума, но среди ее компонентов выделяются в первую очередь: • социальные, направленные на социальную защиту и поддержку населения, развитие и поддержание в соответствующем состоянии объектов социальной инфраструктуры; • экономические, связанные с повышением эффективности регионального производства с учетом природно-ресурсного потенциала, финансовых и материальных ресурсов, развитием и поддержкой малого и среднего бизнеса, экспорта, стимулированием инвестиционной активности и др. В условиях российского федерализма главным объектом программно-целевого планирования и управления является регион (в данном случае субъект Федерации). Постановка задач и выработка стратегии его развития осуществляется на основе принимаемого документа «Концепция регионального развития», отражающего совокупность взглядов на решение социально-экономических проблем и достижения целей развития с учетом условий и факторов внутренней и внешней среды. Стратегия социально-экономического развития регионального хозяйственного комплекса — это способ, средство достижения намеченных целей, форма управления хозяйственной деятельностью и территориальной организацией (жизни) общества. Правильный выбор стратегии позволяет сконцентрировать усилия и ресурсы для реализации экономического потенциала и тем самым обеспечить эффективное развитие регионов в рыночных условиях. Несомненно, стратегия развития отдельного региона должна органически вписываться в стратегию развития страны и составлять с ней единое целое. Концепция — первичный документ в системе выработки стратегии и постановки задач развития региона. В обобщенном виде в ней определяются масштабы, темпы, пропорции и основные направления социально-экономического развития региона, отдельных его структурно-функциональных подсистем, проблемных территорий, а также дается общее обоснование системы мер, направленных на повышение эффективности управления производством, методов устранения территориальных и отраслевых диспропорций и несоответствий, обосновываются рост уровня и совершенствование образа жизни населения. На основе Концепции разрабатываются отраслевые и территориальные программы — целевые комплексные документы, в которых позиции концепции получают подробное и конкретное обоснование, а также согласование проблемных вопросов. Устойчивость тенденций развития региона зависит от масштабов его совокупного потенциала, включающего социально-демографическую, природно-ресурсную, материально-техническую, технологическую, информационную, экологическую составляющие. Чем крупнее совокупный потенциал, тем объективно выше инерционность развития, достоверность показателей функционирования региона в перспективе и меньше воздействие случайных явлений. Например, в малом городе достаточно ввести в строй одно более или менее крупное предприятие, чтобы коренным образом повлиять на структуру хозяйства и темпы развития, хотя на уровне области (края, республики) этот факт будет незначительным. При разработке Концепции развития региона необходимо учитывать большую роль внешних условий и факторов. К наиболее значимым можно отнести совокупность централизованных ресурсов (включая финансовые), возможности привлечения иностранных инвестиций, государственную стратегию социально-экономического развития, особенности геополитического положения региона и др. Без учета внешних условий нельзя добиться стабильного развития. Рассмотрим структуру Концепции. Она состоит из четырех содержательных блоков. Первый блок — целевой, в нем исследуется «стартовый» уровень социально-экономического развития региона, выявляются тенденции и основные проблемы. В процессе ранжирования вычленяются две-три главные проблемы, определяющие характер и направления развития региона. По сути, речь идет о тех проблемах, для решения которых целесообразна первоочередная концентрация дефицитных ресурсов. Логическим завершением целевого блока является формирование субординированной системы целей ближней перспективы. Это необходимо для того, чтобы последующие этапы разработки Концепции имели активный, целенаправленный характер. Второй блок — прогнозно-аналитический, в нем обобщаются результаты предварительно разработанных прогнозов развития региона. Их взаимная увязка осуществляется на «выходе» из блока, т.е. при формировании целостной системы предварительных прогнозов на долгосрочную перспективу. Такая последовательность дает возможность свести к минимуму необходимость многократных корректировок в конкретных прогнозах. Как уже отмечалось, нельзя составлять, например, прогноз социально-демографической ситуации без учета миграций, а последние не могут быть спрогнозированы без наличия экономического анализа на перспективу. Последний, в свою очередь, немыслим без оценки экономического потенциала, включающего в себя следующую совокупность элементов производительных сил: — топливно-энергетическую и минерально-сырьевую базы; — основные производственные фонды, их технический уровень, то есть физический и моральный износ; — производственную и социальную инфраструктуру, ее технический уровень; — демографический потенциал; — научно-технический и образовательный потенциал; — финансово-инвестиционный потенциал; — рыночный потенциал. Рыночный потенциал региона является новой для нашей страны категорией. Он формируется в зависимости от состояния оптового рынка, сети розничной торговли, функционирования товарно-фондовых бирж, банковской системы, рынка ценных бумаг, информационной системы. Каждый из перечисленных элементов должен быть проанализирован, синтезирован и спрогнозирован как по отдельности, так и в совокупности, причем в составе региональной системы. Именно в процессе этой исследовательской работы происходит принципиальная увязка систем целей и прогнозов. Третий блок — это учет внешних факторов, которые, естественно, принимались во внимание и в других блоках, но именно здесь их исследуют самым подробным образом, поскольку они в наибольшей степени воздействуют на выбор вариантов экономического и социального развития региона в долгосрочной перспективе. На этой стадии выполняется окончательное согласование целей и ресурсов, причем возможно (и целесообразно) сокращение количества целей и (или) изменение их субординации. Разработка данного блока завершается взаимоувязкой экономического, социального, экологического аспектов регионального развития. Четвертый блок— концептуальный. Он является завершающим, или сводным, так как на этом этапе осуществляется корректировка системы предварительных прогнозов с учетом внешних факторов и системы целей. В ходе его разработки Концепция регионального развития приобретает, с одной стороны, высокоагрегированный, а с другой, целевой характер. Некоторые разделы из этого блока переходят в разряд целевых комплексных программ, но конкретная их разработка и реализация выходит за рамки Концепции Рассмотренная схема формирования Концепции обладает необходимой маневренностью, т. е. учитывает местную специфику, позволяет вносить по ходу разработки этого документа необходимые коррективы. Управление социально-экономическим развитием территорий, исследование особенностей и закономерностей развития, социальная и экономическая диагностика основываются на использовании специальных показателей или параметров развития государства и регионов, и осуществляется на основе методов государственного регулирования.
Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 842; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |