Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы государственного регулирования развития экономики




Федеральная и региональная политика осуществляется с по­мощью методов государственного регулирования развития эко­номики. В зависимости от выбранных критериев существует не­сколько вариантов их классификации

По критерию степени непосредственного воздействия го­сударства на процесс принятия субъектами управленческих ре­шений различают методы прямого и косвенного воздействия (рисунок 7).


Рисунок 7 - Методы прямого и косвенного воздействия

 

Прямые методы предполагают непосредственное активное вме­шательство органов государственной власти в те или иные сферы жизнедеятельности общества, например путем целенаправленно­го финансирования отдельных отраслей или предприятий и т.п. К числу прямых методов относят также разработку различных про­грамм экономического, социального, научно-технического разви­тия.

Прямые методы государственного регулирования оказывают непосредственное воздействие на деятельность хозяйствующих субъектов, они вынуждают их принимать решения, основанные не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписани­ях государства.

Косвенные методы проведения региональной политики на­правлены на создание благоприятных условий в области соци­ально-экономического развития с помощью финансовых или по­литико-правовых рычагов.

Эти методы предусматривают использование инструментов и способов воздействия государства на частное предприниматель­ство с точки зрения обеспечения макроэкономических пропорций расширенного воспроизводства. Иными словами, при их приме­нении государство напрямую не вмешивается в процесс принятия решений экономическими субъектами. Оно лишь создает предпо­сылки к тому, чтобы при самостоятельном выборе субъекты тяго­тели к тем вариантам, которые соответствуют целям государствен­ной экономической политики.

Преимуществом косвенных методов воздействия является то, что они не нарушают рыночной ситуации, а недостатком — на­личие определенного временного лага, возникающего между мо­ментами принятия мер государством, реакции на них экономики и реальными изменениями в хозяйственных результатах.

Косвенные методы могут иметь различную степень влияния на принятие субъектами самостоятельных решений. Например, налоги и пошлины воздействуют достаточно активно, предостав­ление же экономической информации рыночному сектору хотя и реализуется в интересах государственной политики, но не вызы­вает столь серьезной реакции рыночных агентов.

По организационно-институциональному критерию приня­то различать административные и экономические методы госу­дарственного регулирования экономики.

Административные методы базируются на силе государ­ственной власти. Их совокупность определяет регулирующие действия, связанные с обеспечением правовой инфраструктуры, и создает правовые условия, наиболее благоприятные для част­ного сектора. Функциями административных методов являются: обеспечение стабильной юридической обстановки для дело­вой жизни; защита конкурентной среды; гарантирование права собственности и свободы принятия экономических решений. В странах с развитыми формами рыночных отношений ад­министративные методы регулирования экономики в обычных условиях используются мало. В критических же ситуациях (во время войн, кризисного положения в экономике и т.п.) их роль резко возрастает.

Степень применения административных методов различна в зависимости от сферы народного хозяйства. Наиболее активно они используются в области охраны окружающей среды, соци­альной поддержки малообеспеченных и относительно слабозащищенных слоев населения путем создания минимальных быто­вых условий.

Административные методы подразделяются на меры запрета, разрешения и принуждения.

Экономические методы представляют собой меры государ­ственного воздействия, с помощью которых создаются опреде­ленные условия, направляющие развитие рыночных процессов в нужное государству русло. Эти меры регулирования применя­ются или для создания дополнительного материального стимула, или при возникновении опасности финансового ущерба. Из экономических мер наиболее часто используются:

— средства финансовой (бюджетной, фискальной) политики;

— средства денежно-кредитной политики;

— прогнозирование, планирование и программирование экономики;

— воздействие государственного сектора экономики, являющегося самостоятельным комплексным инструментом.

В рыночных условиях хозяйствования преобладающая роль принадлежит экономическим методам управления. В странах, в которых осуществляется централизованное планирование, доми­нируют административные методы регулирования экономиче­ской деятельности. Как правило, система управления включает сочетание различных методов и форм воздействия на поведение хозяйствующих субъектов.

Финансовая политика — многоплановое понятие, трактуемое, с одной стороны, как совокупность мер прямого воздействия по реализации бюджетно-налоговых, фискальных целей экономиче­ской политики, а с другой стороны, как реализация финансовых мер, составляющих часть государственной экономической политики в целом.

Денежно-кредитная политика (по сравнению с финансовыми мерами) относится к мерам косвенного воздействия. Если фи­нансовую политику проводит в первую очередь министерство финансов, являясь составным звеном правительства, то денежно-кредитная политика реализуется Центральным банком, который обладает относительной независимостью от законодательной и исполнительной властей.

Набор инструментов государственного регулирования включает в себя следующие основные элементы: социально-экономическое прогнозирование, программирование социально-эконо­мического развития, бюджетирование.

Экономическое прогнозирование — предвидение будущего состояния экономики и спряженных с ней сфер. Экономический прогноз является исходной основой для определения целей, вы­работки стратегии и тактики социально-экономического разви­тия.

Программирование экономического развития — это разработка и реализация программ развития всей экономики или отдельных ее сфер (регионов, многоотраслевых комплексов и т.д.). Програм­мы экономического развития являются основным инструментом прямого активного вмешательства государства в ход воспроиз­водственного процесса в условиях рыночных отношений.

Программа — это согласованный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс социально-экономических, про­изводственных, научно-исследовательских, организационных и других мероприятий, направленных на реализацию какой-либо долгосрочной народнохозяйственной проблемы.

Бюджетирование экономического развития представляет со­бой разработку и реализацию государственного бюджета страны как инструмента воздействия государства на ход экономического развития. Государственный бюджет — это основной документ ре­ального управления экономическим развитием страны.

Государственное управление осуществляется в следующих формах.

Директивное управление, осуществляемое в форме конкретных прямых заданий и указаний.

Индикативное управление, содержащее минимум принуждения в области реализации заданий и максимум свободы в обла сти принятия решений (осуществляется с помощью нормативов и других индикаторов экономического регулирования).

Концепция индикативного управления предполагает плано­вое регулирование экономического развития и базируется на ин­дикативном планировании.

Индикативное планирование — процесс формирования систе­мы параметров, или индикаторов, характеризующих состояние и развитие экономики страны и регионов и соответствующих го­сударственной, социальной и экономической политике, а также разработки мер государственного воздействия на социальные и экономические процессы с целью достижения установленных параметров. Индикативное планирование представляет собой многоэтапный процесс, включающий разработку плана развития экономики страны, имеющего рекомендательный характер, до­ведение до хозяйствующих субъектов его показателей, контроль за выполнением плановых показателей, стимулирование агентов производства следованию в своей деятельности наметкам инди­кативного плана.

Индикативное управление можно определить также как меха­низм координации интересов и деятельности государственных и негосударственных субъектов управления экономикой, который сочетает ее государственное регулирование с рыночным и неры­ночным саморегулированием экономики и основывается на раз­работке системы показателей (индикаторов) социально-эконо­мического развития.

Индикативное управление, рассматриваемое как совокупность процедур согласования процессов воспроизводства, реализуется на разных уровнях управления:

— макроэкономическом уровне — в виде разрабатываемых государственными органами хозяйственного управления прогнозов, бюджетных планов и программ;

— региональном, или территориальном, — в виде разрабатываемых органами управления субъектов Федерации и муниципальных образований региональных прогнозов, программ и бюджетных планов;

— мезоэкономическом — в виде разрабатываемых метакорпорациями (межотраслевыми, межрегиональными и международными финансово-промышленными группами) планов, прогнозов и программ развития отраслей и подотраслей, ТПК и промышленных узлов.

Центральным понятием системы индикативного управления и планирования является индикатор — интегральный показатель, количественно определяющий качественные характеристики со­циально-экономических процессов.

Индикаторы определяются также как параметры границ, в пределах которых система, включающая организационные меха­низмы, технологические связи, материальные и финансовые по­токи, может устойчиво функционировать и развиваться. В отли­чие от показателя, дающего лишь количественную констатацию, индикатор носит векторный, направленный характер. Индика­торы имеют предельные пороговые (минимальные и максималь­ные) уровни прибыльности, налоговых ставок, режимов развития многоресурсных систем.

Особое место занимает определение и использование поро­говых значений индикаторов, призванных сигнализировать о приближении критического состояния объекта управления и не­обходимости изменения стратегии его развития, т.е. включение таких регуляторов, как индикаторы «тревоги»; индикаторы «экс­тремального положения»; индикаторы «банкротства» и т.д.

Институциональное управление, использующее механизм бюджетного, банковского, налогового и других институтов эко­номической системы.

Программное управление, сочетающее директивы и эконо­мические рычаги воздействия для реализации конкретной про­граммной цели или совокупности целей.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 2472; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.