Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение. Переход России к демократическим формам общественного развития ставит перед её народом задачу овладения основами современной политической культуры




 

Переход России к демократическим формам общественного развития ставит перед её народом задачу овладения основами современной политической культуры, нормами цивилизованного взаимодействия граждан в едином государстве и международных отношениях. Опыт истории убедительно показывает, что без глубоких изменений в политическом сознании людей невозможны никакие общественные перемены.

Более полувека российские граждане не имели возможности даже ознакомиться с достижениями мировой политической науки и культуры. В их сознании с раннего детства и до конца жизни систематически внедрялась утопическая, отрицающая общечеловеческие ценности политическая идеология. Порабощающая личность тотальная идеологическая обработка, называвшаяся системой политического просвещения, в действительности не имела ничего общего с политическим образованием и политической наукой и лишь компрометировала политические знания в глазах населения.

Неожиданно быстрый крах тоталитаризма и его ценностей привёл к образованию в сознании многих людей и всего общества своеобразного политико-культурного вакуума, который в последние годы усиленно заполняется разрушающим основы цивилизованности и порядка идейным мусором – совокупностью анархистских (идеи безграничного суверенитета), радикально-националистических (расистских, ксенофобских), тоталитарных (секты, политические радикалы), или просто антисоциальных, примитивно-эгоистических взглядов и требований. Сама политика стала рассматриваться многими как грязное дело, область безнравственного делячества, борьбы за частные эгоистические интересы.

Однако такие представления весьма далеки от истины. Политика неразрывно связана с самыми глубокими основами человеческого существования. Как отмечал Аристотель, она коренится в самой природе человека как существа обречённого жить в коллективе, обществе и взаимодействовать с другими людьми. Поэтому политическая наука и политическое образование призваны помочь людям строить свои коллективные взаимоотношения на принципах рациональности и гуманизма.

Политическое просвещение существует сегодня в любом современном демократическом обществе. История политической социализации и политического образования неразрывно связана с историей демократии, а также с процессом модернизации общества. Автократические сословные государства доиндустриальной стадии развития общества не нуждались в политическом образовании народа. Их нормальное функционирование предполагало полное отстранение от политики подавляющего большинства населения.

Примерно со времён Великой французской революции 1789 г., провозгласившей равноправие всех граждан и признание народа источником власти, у государств, вступивших на путь демократического развития, чётко обозначилась потребность в политической ориентации населения, обучении его цивилизованным нормам взаимоотношений в вопросах, затрагивающих интересы всего общества и требующих обязательных для всех решений. Под влиянием этих факторов резко повысилась общественная значимость политических знаний, и в конце XIX – начале XX веков во многих странах окончательно сформировались специализированные институты политического образования.

В современных демократических государствах деятельность таких институтов базируется на признании основных гуманистических ценностей и, прежде всего, свободы и достоинства каждой личности, её естественных неотчуждаемых прав. Политическое образование помогает гражданину правильно осознать существующий общественный и политический строй, своё место и роль в государстве, права и обязанности. Его главная цель – научить человека адекватно ориентироваться в сложной социально-политической обстановке, представлять и защищать свои интересы, уважая интересы и права других людей, коллективно решать общие проблемы. Оно направлено на формирование у граждан уважения к демократическому порядку и обеспечивающим его государственным и общественным институтам, ибо без твёрдого политического порядка свобода отдельной личности не может быть реальной.

Демократическое политическое образование призвано придать политике человеческое измерение, сдерживать проявление в политических действиях эгоцентрической мотивации, нетерпимости и эмоциональной уравновешенности, а также идеологического классового или националистического иррационализма, нередко выступающего под флагом борьбы за тотальную рационализацию общества. Одна из его первейших задач – выработка у граждан устойчивого иммунитета или, по крайней мере, взвешенного, критического отношения к различного рода радикальным идеологиям, враждебным демократическому строю и стремящимся навязать обществу ту или иную социальную утопию.

В странах с недавним тоталитарным прошлым, охваченных острым экономическим и социальным кризисом, опасности разрушительного воздействия новых радикальных идеологий весьма велики. Отсутствие у населения демократической культуры, устойчивых ориентаций на общечеловеческие ценности, посттоталитарная массовая ментальность, дополняемые полунищенским существованием значительных слоёв населения, острыми социальными и национальными конфликтами, могут привести и уже приводят многих людей в объятия идеологий с новой, и, прежде всего, националистической и религиозно-экстремистской окраской, господство которых может быть не менее разрушительно, чем воздействие официального марксизма-ленинизма.

Конечно, политическое образование не свободно полностью от идеологического содержания, т. к. оно, выполняя функцию интеграции, объединения общества, в той или иной форме обосновывает и защищает общенациональные интересы и ценности, укрепляет патриотические чувства граждан, ограничивает эгоистические и партикуляристские тенденции и предотвращает тем самым социальную систему от распада. Однако в демократическом обществе оно базируется на общечеловеческих ценностях, утверждающих духовно-нравственный плюрализм, свободу выбора личностью идеалов и мировоззрения, признающих человека, его жизнь, свободу и достоинство высшей ценностью, мерой всех вещей. Доминирование в политическом образовании общечеловеческих ценностей призвано обеспечивать гармоничное сочетание общечеловеческих и групповых, в том числе национальных интересов, обуздывать идеологии, удерживать их в безопасных рамках, не допускать подчинения им государственной политики, превращения одной из них в обязательное для всех мировоззрение.

Первостепенное значение демократического политического образования для посттоталитарных государств и, прежде всего, России, усиливается их переходным состоянием. Переход от командной экономики к рыночному хозяйству и от тоталитарной политической системы к правовому государству требует коренных изменений в политической культуре населения, формирования массового менталитета, адекватного рыночной экономике и плюралистической демократии. Демократическое политическое образование способно в значительной мере ускорить этот процесс. В нашем обществе оно могло бы выполнять ряд конструктивных функций и, прежде всего, помогать людям вырабатывать рационалистический и демократический менталитет, усваивать ценности и нормы демократической политической культуры, формировать такие качества как политическая толерантность (терпимость), готовность к компромиссу и партнёрству, стремление к консенсусу, умение цивилизованно и институционализированно (в рамках закона и с помощью демократических институтов) выражать и защищать свои интересы, предотвращать или же относительно безболезненно разрешать социальные конфликты, укреплять российскую общенациональную идентичность и государственность.

Политические знания и культура нужны сегодня любому человеку, независимо от его профессиональной принадлежности, поскольку, живя в обществе, он неизбежно должен взаимодействовать с другими людьми и государством. Цель данного пособия – помочь студентам ознакомиться с основами современной политической науки и культуры, научиться адекватно ориентироваться в условиях переходного и демократического общества.

 

 

РАЗДЕЛ I.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 619; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.