Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политическая мысль Античности и Средневековья




Мыслители Древней Греции и Древнего Рима трактовали государство философски, как величайшее воплощение разума. Для улучшения жизни людей мыслители Античности пытаются создать модель государства олицетворяющего разум. Подобно тому, как основной формой древнегреческой государственности являлся полис, город-государство, так и основной формой политической мысли Платона и Аристотеля являлся идеал совершенной автаркии, независимой общины, имеющей всё необходимое для жизни своих граждан и отчуждённой от остального мира.

Одним из первых систематически изложил свои политические идеи в диалогах «Государство», «Политик» и «Законы» древнегреческий философ Платон (427-347 до н. э.). Он впервые указал на взаимосвязь политики и государства с социальными изменениями (разделением труда, появлением классов и неравенства). Однако его политическое учение не столь удачно как философское. Платон считал демократию главной бедой политики. Для него демократия – власть масс, посредственности, которая неминуемо приведёт к тирании большинства. По его учению власть абсолютная и безусловная должна принадлежать философам-правителям, так как истинное знание и добродетель доступны только этим редким людям. В его политическом идеале личность, общество и государство растворены в полисе, индивид подчинён государству. Он вводит строгую иерархию сословий: философы-правители (высший класс); стражи и воины; ремесленники и крестьяне, занимающиеся физическим трудом. Свободное искание истины прекращается, образование и воспитание находятся под строгим контролем. У подданных нет ничего своего: ни семьи, ни собственности – всё общее. Не случайно в его идеях многие мыслители усматривают истоки тоталитаризма.

Учеником Платона был Аристотель (384-322 до н. э.), чьё учение было более реалистичным, поскольку он обобщил опыт существования 158 греческих полисов. С его именем связано выделение политического знания в рамках философии: политическая наука занимается государством. Аристотель утверждал, что государство является результатом общественного развития, а не божественного промысла. По Аристотелю человек – политическое животное, развитие общества идёт от семьи к общине (селению), а от неё к государству (полису). Главная цель государства – достижение общего блага для всех граждан. Он не выделяет государство из общества, но в отличие от Платона не отрицает семью и собственность. Вместе с тем, в его учении также есть тоталитарные тенденции: человек – часть государства, личные интересы строго подчинены общему благу. Гражданин – безликая частица единой политической общности. Граждане отличаются от рабов только тем, что ими никто не владеет.

Аристотель разделил формы государственного устройства по двум основаниям: количеству правящих и цели правления (моральной значимости). Он выделил три правильные формы правления (монархия, аристократия, полития), при которых правители имеют в виду общую пользу и три неправильные (тирания, олигархия, демократия), где имеется в виду только личное благо правителей. Лучшей формой государства Аристотель считал политию – правление большинства, обладающего имущественным и образовательным цензом. Следует отметить, что полития по Аристотелю приближается к современной демократии, опирающейся на средний класс и делегирующей власть политическим элитам.

В отличие от Платона и Аристотеля римский оратор и государственный деятель Цицерон (106-43 до н. э.) считал, что естественное право возникло раньше, чем государство и писаные законы. Заслуга Цицерона в том, что он заложил правовой принцип во взаимоотношениях управляющих и управляемых «под действие закона должны попадать все, а не только избранные граждане». Таким образом, он заложил основы теории правового государства.

Всю политическую мысль Античности пронизывала идея «мойры», неумолимой судьбы, требующей смирения. Рационализм был очень ограничен и присущ только узкой элите. Христианство, сменившее этот период, превратило утончённые идеалы философов в легко усваиваемые догматы. Оно помогло смягчить пессимизм людей с помощью веры в сверхъестественное.

В Средние века (V-XV века н. э.) господствовало религиозное мировоззрение, носителем которого была христианская церковь. Основными создателями христианской политической теории были Аврелий Августин и Фома Аквинский (Аквинат). В их учениях христианская убеждённость, даже фанатизм, сочетались с рационализмом и умеренностью.

Аврелий Августин (354-430) соединил концепцию «лучшей жизни» (счастье от Бога) с возможностями и способностями человека. Он резко противопоставлял церковь и государство, которое считал связанным с царством Дьявола. Исходя из этого, Августин выдвинул идею обновления «града земного» (государства) в русле христианской добродетели: все формы правления должны уважать Бога и человека.

Фома Аквинский (1226-1274) пришёл к выводу, что государство имеет позитивную ценность: оно не только сохраняет мир, но является выражением божественного провидения и воли во имя людей. Вслед за Аристотелем и Цицероном он считал идеальной формой правления смешанную, при которой монарх олицетворяет единство, аристократия – преобладание надлежащих заслуг, народ служит гарантией мира и согласия. Право государства должно быть санкционировано знатью и народом. Политика, по его мнению, означает моральную ответственность, обдуманное разумом направление воли человека во всех социальных действиях. Аквинат утверждал, что естественная и мирская сфера власти подчинены духовной. Духовное бытие людей – компетенция церкви как воспитателя. Именно церковь воспитывает в людях добродетель, направляет земное блаженство таким образом, чтобы оно привело к счастью на небесах.

Благодаря Христианству политическая мысль поднялась на новый уровень. Будучи прямым источником индивидуальной морали, христианство внесло в общение людей дух нового христианского правосознания. Оно утверждало, что человеку от Бога дан индивидуальный способ существования и подчёркивало его самоценность, что стало истоками гуманизма и либерализма. Наряду с этим христианство учило человека не видеть в подчинённости ненавистного бремени, а воспринимать власть как величайшее бремя ответственности.

В рамках позднего средневековья появлялись и всё более усиливались концепции освобождения государства от подчинения церкви и ограничении власти короля сословным представительством. Было поставлено под вопрос право церкви на верховенство её власти, поскольку власть короля стала рассматриваться как власть, полученная непосредственно от Бога, а не от папы римского. Большое значение здесь имели принятие Великой хартии вольностей 1215 г., впервые провозгласившей за частью общества (баронами и рыцарями) определённые права и свободы; и создание английского парламента в XIII веке.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 629; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.