КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Естествознания 1 страница
КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО Е.Р. Разумова УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ Москва Международная Академия Наук Сан-Марино Европейский Университет Права Justo Посвящается моему первому химику Анне Григорьевне Ашкинази Е.Р. Разумова КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ Учебно-методическое пособие Москва Автор-составитель: Разумова Елена Ростиславовна, кан- дидат химических наук, старший на- учный сотрудник, профессор Разумова Е.Р. Концепции современного естествозна- ния: Учебно-методическое пособие. М.: ЕУП Justo, 2004, 81 с. Данное учебно-методическое пособие предназначено для студен- тов всех форм обучения по специальностям и направлениям гумани- тарного профиля: «Юриспруденция», «Экономика», «Менеджмент». © Разумова Е.Р., 2004. © ЕУП Justo, 2004. ОГЛАВЛЕНИЕ Введение...................................................................................................... 4 Организационно-методическая часть..................................................... 4 Тематика курса.......................................................................................... 6 Тема 1. Естественнонаучная и гуманитарная культура. Панорама современной науки, ее история и периоды........ 6 Тема 2. Методы и ступени научных исследований.......................... 10 Тема 3. Классическая механика (макромир).................................... 13 Тема 4. Электромагнетизм. Поля и волны (макромир)................. 16 Тема 5. Закон сохранения энергии в макромире. Термодинамика. Состояния вещества................................. 19 Тема 6. Концепции квантовой механики. Ядерная физика. Радиоактивность. Ядерная энергия (микромир).............. 22 Тема 7. Теория относительности А. Эйнштейна (мегамир)........... 29 Тема 8. Строение и эволюция Вселенной (мегамир). Солнечная система................................................................ 32 Тема 9. Строение материи и структурные уровни ее организации. Корпускулярная и континуальная концепции описания природы............................................. 36 Тема 10. Науки о Земле. Геосферные оболочки Земли.................. 38 Тема 11. Химические науки............................................................... 43 Тема 12. Особенности биологического уровня организации материи................................................................................... 48 Тема 13. Биологическая эволюция и генетика............................... 54 Тема 14. Гипотезы происхождения органической жизни на Земле...................................................................... 58 Тема 15. Происхождение и эволюция человека. Психика, мозг, сознание. Гелиобиология. Этнология....... 61 Тема 16. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Ноосфера............. 66 Тема 17. Основные понятия и законы экологии. Глобальный экологический кризис конца ХХ в................. 70 Тема 18. Итоги развития естественных наук в ХХ веке................. 74 Заключение............................................................................................... 76 Рекомендуемая литература по курсу «Концепции современного естествознания»......................................... 78 Разумова Е.Р. Введение Естествознание – это система взаимосвязанных наук о природе. Именно естествознание явилось основой научно-технической рево- люции (НТР), определившей лицо ушедшего ХХ века. В свою оче- редь, три связанных между собой блока наук – естественных, техни- ческих и гуманитарных – образуют часть культуры человечества, которую в целом именуют наукой. До недавнего времени было при- нято традиционно противопоставлять естественнонаучную и гумани- тарную культуру, их считали антиподами, находили принципиаль- ные различия. Но природа едина, человек принадлежит и природе, и обществу, поэтому по мере развития общества становилась все бо- лее очевидной надуманность такого противопоставления. К концу ХХ века наметилась противоположная тенденция. Рациональный естественнонаучный подход все глубже стал проникать в гуманитар- ную сферу и все в большей степени влиять на общественное созна- ние. Идея гармоничного синтеза ранее противостоящих друг другу естественных и гуманитарных наук стала созвучной потребностям современного общества в целостном едином миропонимании. Данный курс не является механическим соединением традицион- ных курсов физики, химии, наук о Земле и биологии, а является по- пыткой междисциплинарного синтеза на основе общеметодологиче- ского и эволюционного подходов к изучению естественных наук. В этом курсе не предусмотрено использование сложных математиче- ских, физических или химических выкладок и формул; обсуждение большей части вопросов ограничивается основными понятиями, идеями и проблемами. При изложении материала автор всегда оста- навливается на персоналиях, т.е. излагает не только фактические данные, но также приводит краткий рассказ о творцах науки и их судьбах. Наконец, в ходе изложения постоянно подчеркивается роль российских ученых и их вклад в мировую науку. Организационно-методическая часть Курс «Концепции современного естествознания» изучается студен- тами на 1-м курсе во 2-м семестре или на 2-м курсе в 3-м семестре после освоения курса высшей математики. Изложение рассчитано на Концепции современного естествознания выпускника средней общеобразовательной школы, ведется на дос- тупном для него языке и опирается на минимальные базовые знания по физике, химии, географии и биологии. Основные цели и задачи курса: 1. Ознакомление с иерархией природных объектов и систем, с фундаментальными законами природы. 2. Понимание задач и возможностей естественнонаучных методов исследования и расширения этих методов в область гуманитарных наук. 3. Формирование представлений о современной физической кар- тине мира как основы понимания целостности природы. 4. Осознание места человека на Земле и во Вселенной, взаимосвя- зи человека с биосферой и Космосом. 5. Понимание современных проблем экологии и соотношения эко- логии и экономики в их неразрывной связи с основными законами природы. 6. Понимание необходимости взаимного обогащения естественно- научной и гуманитарной культур для воспитания гармонично раз- витого специалиста XXI века. В результате изучения данного курса студенты должны ЗНАТЬ: 1. Что такое наука, чем она отличается от других областей культу- ры. 2. В чем отличие естествознания от гуманитарных наук. 3. Какие методы выработало естествознание и как их внедрить в сферу гуманитарных наук. 4. В чем противоположность научного и религиозного мировоззре- ния. 5. Каковы формы существования и строения материи. 6. В чем суть глобального экологического кризиса конца ХХ века и каковы пути выхода из него; ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ: 1. О микро-, макро- и мегамирах и описывающих их разделах нау- ки. 2. О хаосе и порядке в природе, энтропии и синергетике. 3. О строении и эволюции Вселенной. 4. О геологическом строении Земли и происхождении континентов. 5. О роли и месте химических наук в естественнонаучной картине мира. Разумова Е.Р. 6. Об особенностях биологического уровня организации материи. 7. О месте человека на Земле и во Вселенной; УМЕТЬ: 1. Различать научный и псевдонаучный подходы к дискуссионным научным проблемам (НЛО и внеземные цивилизации, биополе и возможности человеческой психики). 2. Обосновывать отношение к этическим аспектам научных вопро- сов (ответственность ученого за судьбу своих открытий: разработка ядерного оружия, клонирование живых организмов, загрязнение биосферы). Тематика курса Тема 1. Естественнонаучная и гуманитарная культура. Панорама современной науки, ее история и периоды Наука – часть общечеловеческой культуры. Культура – это все, что создано человеком (в отличие от природы, существующей независимо от воли человека). Более узкое определение науки – это особый спо- соб познания окружающего мира, основанный на эмпирической про- верке или математическом доказательстве. Дифференциация наук. Науки подразделяются на естественные, изучающие законы природы, технические, создающие приборы и ин- струменты для познания природных явлений и облегчения челове- ческого бытия, и гуманитарные, изучающие законы существования и развития человеческого общества. Появилось большое число погра- ничных научных дисциплин. К концу ХХ в. в мире насчитывалось около 15 тысяч различных наук и был открыт закон экспоненциаль- ного развития науки: со временем человеческие знания возрастают по экспоненте. Внутри каждого раздела науки также идет огромный поток информации, и, соответственно, должна возрастать доля насе- ления, занятая научной работой; однако со временем она будет со- кращаться, поскольку техническую часть обработки научных резуль- татов возьмет на себя компьютер. Концепции современного естествознания В дальнейшем дифференциация наук постепенно сменится на интеграцию (по существу, этот процесс начался уже в конце ХХ ве- ка). В этом огромную роль будут играть математика и информатика. Природа едина, а наука фрагментарна, поэтому ее компьютеризация со временем будет способствовать созданию единой картины мира: обрабатывать и систематизировать полученную информацию ком- пьютер сможет гораздо лучше, чем человеческий мозг. Математика родилась из необходимости краткого, объективного описания законов природы и превратилась в своеобразный язык науки, на котором сначала заговорили естественные и технические, а затем и гумани- тарные науки. История науки и ее периоды Первый период – эмпирический, накопительный – продолжался все древние и средние века вплоть до XVI в. и считается аристотеле- вым. Геоцентрическая модель мироздания Аристотеля – Птолемея (неподвижная Земля в центре Вселенной, вокруг которой по слож- ным сферическим орбитам вращаются все остальные светила) была первой попыткой осмыслить и объяснить окружающий мир. Она не вызывала сомнений вплоть до XVI века, т.е. продержалась 20 веков. (Аристотель жил в IV в до н.э.). Он был также первым в истории био- логом; кроме того, им выдвинута идея континуума – непрерывности мироздания. Живший несколько ранее Демокрит (V в до н. э.) впер- вые предположил, что вещества состоят из мельчайших неделимых частиц – атомов. Это была гениальная догадка: никаких приборов и инструментов еще не было. Творившие далее в эпоху эллинизма Ар- химед, автор закона о выталкивающей силе, создатель многих меха- низмов и машин, Евклид с его изумляющей наших современников геометрией на плоскости, древнегреческий врач Гиппократ – это дет- ство науки. Эксперимента и теории еще нет, все основано на наблю- дениях и гениальных озарениях. В средние века ученые, называв- шие себя алхимиками, искали «философский камень», превращаю- щий все металлы в золото. Камень, разумеется, не нашли, но нако- пили огромный экспериментальный материал, позволивший создать современную неорганическую химию. Второй период – XVI – XX вв. – связан с именем великого И. Нью- тона. Начался он с польского астронома Н. Коперника, который на основании наблюдений опроверг геоцентрическую модель мирозда- ния Аристотеля – Птолемея и предложил гелиоцентрическую модель Разумова Е.Р. Солнечной системы: все известные в то время семь планет вращают- ся вокруг Солнца. Это была первая революция в физике. Появление работы Коперника вызвало резкую конфронтацию науки и римско- католической церкви, принявшей в свое время геоцентрическую мо- дель язычника Аристотеля. Труд Коперника был запрещен инкви- зицией. Тем не менее (а может быть и благодаря запрету), его идеи стали известны в Европе. Доминиканский монах Дж. Бруно полно- стью согласился с Коперником и выдвинул идею множественности миров: каждая звезда, как и Солнце – самостоятельный мир и может иметь свою планетную систему, а Солнце вовсе не центр мирозда- ния, а рядовая звезда средней величины. Инквизиция жестоко рас- правилась с Дж. Бруно: в 1600 г. он был сожжен на костре на площа- ди Цветов в Риме. В тюрьму инквизиции был заключен и итальян- ский ученый Г. Галилей. У него, так же как у Дж. Бруно, потребова- ли отречения от своих идей. Галилей не хотел умирать. подписал отречение, но, как свидетельствует легенда, выйдя из подвалов тюрьмы, топнул ногой и произнес знаменитую фразу: «А все-таки она вертится». Галилей сформулировал принцип относительности, кото- рый через триста лет использовал в своей теории А.Эйнштейн: во всех инерциальных системах отсчета ВСЕ законы природы одинако- вы, и если движение тела можно описать в какой-то определенной системе координат, то его также можно описать в любой другой сис- теме, движущейся прямолинейно и равномерно относительно пер- вой. Иными словами, находясь внутри системы, невозможно разли- чить состояние покоя и прямолинейного равномерного движения. Немецкий астроном И. Кеплер открыл законы движения планет во- круг Солнца. Но, несомненно, центральной фигурой второго периода был великий англичанин И. Ньютон, создавший классическую ме- ханику, изучавший природу света и предложивший его корпуску- лярную теорию, а также создавший основы высшей математики. В этот период происходит интенсивная математизация науки, появля- ется эксперимент (его впервые использовал Г. Галилей) и множество теорий. Именно в это время была создана вся классическая наука. Ньютон осуществил вторую революцию в физике. Третий период – ХХ век – это век научно-технической революции (НТР). Естественные и технические науки настолько тесно сплелись, что существование одного блока стало невозможно без другого. На рубеже XIX и ХХ веков произошла третья революция в физике, свя- занная с тем, что классическая физика не могла объяснить ряд экс- периментальных открытий, сделанных в конце XIX века. Централь- Концепции современного естествознания ной фигурой этого периода является А. Эйнштейн. Никогда еще наука не играла такой важной роли в жизни человечества, никогда ранее ее достижения не были столь актуальны для его настоящего и будущего. Выяснилось, что наука принесла человечеству не только несомненную пользу (выход в Космос, ядерная энергия, полимеры, победа над многими болезнями), но столь же несомненный вред (гонку ядерных вооружений, глобальный экологический кризис), хо- тя в этом отношении ее вину можно рассматривать как косвенную. Четвертый период – конец ХХ – начало XXI в. условно можно обо- значить как век информации и биологии. Человечество еще только входит в этот период. Основоположник информатики, этого любимого детища современной математики, Н. Винер жил и трудился в ХХ веке, а центральная фигура четвертого периода, возможно, еще толь- ко учится ходить и произносить первые слова. Естествознание – это четыре взаимосвязанных блока наук, изу- чающих законы природы: физика и примыкающая к ней астроно- мия, химия, науки о Земле и биология. Физика исследует физические тела, их состояние и движение, а также различные поля: гравитационное, электромагнитное и др. Ес- ли физическое тело находится за пределами Земного шара, его изу- чает астрономия. Предметом исследования химии являются вещества, из которых состоят физические тела, их свойства и превращения друг в друга, называемые химическими реакциями. Несомненной заслугой химии в ХХ веке является получение веществ, не созданных природой: но- вых материалов, лекарственных препаратов и т.д. Науки о Земле изучают нашу планету, ее геосферные оболочки: литосферу – твердую оболочку Земли, гидросферу и атмосферу – вод- ную и воздушную оболочки соответственно. География исследует поверхность Земного шара, а геология – его недра. Прикладная гео- логия занята поисками полезных ископаемых. Четвертый блок – биология и примыкающая к ней медицина – за- нимаются исследованием всех живых организмов Земли. Медицину часто называют наукой о человеческих болезнях. Это неверно. Ме- дицина – это наука о здоровье человека и способах его сохранения. Разумова Е.Р. Научное и религиозное мировоззрение Религия, так же, как и наука, является частью общечеловеческой культуры. Взаимоотношения науки и религии в разные историче- ские эпохи были различными. Подчас эти области культуры твори- лись одними и теми же людьми: в древности самыми образованными были жрецы, в средние века – монахи. Иногда наступали периоды острой конфронтации. Самый яркий пример такой конфронтации – действия римско-католической церкви и ее карательного органа – инквизиции – против «еретиков», среди которых было немало пред- ставителей науки. Главное различие научного и религиозного миро- воззрения в том, что любая научная истина всегда требует доказа- тельства, тогда как любая религиозная доктрина основана исключи- тельно на вере. Таким образом, современная наука, достижения и успехи которой неоспоримы, имеет богатейшую предысторию и непростую внутрен- нюю структуру. Контрольные вопросы по Теме 1: 1. Что такое наука? 2. Какое место в науке занимает естествознание? 3. На какие периоды можно разделить историю науки? Литература 21, 22, 23. Тема 2. Методы и ступени научных исследований Метод – это способ получения информации. Раздел науки о мето- дах научных исследований называется методологией. Центральным методом в науке является анализ – расчленение сложного объекта на более простые составные части и изучение этих частей. Анализ настолько глубоко проник во все разделы наук (как естественных, так и гуманитарных), что философы начали обвинять науку в чрезмерной аналитичности. Примеры. Антиподом анализа, а по существу дополняющим его методом является синтез – соедине- ние составных частей сложного объекта в единое целое. Очень важно при этом, чтобы отдельные составные части целого не противоречили друг другу. Примеры. Индукция – построение общего заключения на Концепции современного естествознания основе частных посылок и дедукция – получение частного результа- та на основе общей закономерности – также дополняют друг друга, как анализ и синтез. Примеры. Моделирование – один из важнейших методов современной науки. Модель – это такой материальный или мысленно представляемый объект, который в процессе исследования замещает оригинал, так что его непосредственное изучение дает новую информацию об объ- екте – оригинале. Под моделированием понимают процесс построе- ния, изучения и применения моделей. Этот процесс обязательно включает построение абстракций, умозаключений и выдвижение научных гипотез (см. далее). Главная особенность моделирования состоит в том, что это метод опосредованного познания с помощью систем-заместителей. Необходимость его использования определяет- ся тем, что многие системы исследовать непосредственно или вовсе невозможно, или такое исследование требует много времени и средств. Построение модели требует некоторых знаний об оригинале. Модель должна отражать наиболее существенные его черты. Изуче- ние одних сторон изучаемой системы осуществляется ценой отказа от отражения других. Из этого следует, что для одной и той же системы может быть построено несколько «специализированных» моделей, концентрирующих внимание на определенных сторонах исследуе- мой системы. Следующим после построения модели является этап «модельного» эксперимента, когда фиксируются сведения о поведе- нии модели. Далее осуществляется перенос знаний с модели на ори- гинал. Наконец, следует практическая проверка полученной с по- мощью модели информации. Примеры моделей и моделирования. В последние годы появился новый раздел науки – математическое мо- делирование экономических процессов. Классификация – разделение всех изучаемых объектов на отдель- ные группы по сходным признакам и изучение этих групп. Больше всего в классификации нуждаются наименее математизированные науки (например, очень остро стояла проблема классификации в биологии, недаром столь заметную роль в ней сыграл великий клас- сификатор К. Линней). Абстрагирование – отвлечение от ряда несущественных для дан- ного исследования свойств и отношений, выделение наиболее суще- ственных характеристик объекта и обозначение их в виде символа. Примеры. Наиболее абстрактной из всех наук является математика. Разумова Е.Р. Ступени научного исследования Любое научное исследование начинается с научного факта – предмета исследования. Затем следует наблюдение, а за ним – экс- перимент – сознательно поставленный опыт. Первым, как уже было сказано выше, для доказательства научной истины эксперимент ис- пользовал Г. Галилей. Эксперимент может быть прямым, т.е. реаль- ным, и его результаты мы фиксируем органами чувств, которым мо- гут помогать различные приборы. Другой вид эксперимента – мо- дельный, и чем точнее модель, тем достовернее результат. Наконец, эксперимент может быть мысленным; великим мастером этого вида эксперимента был А. Эйнштейн. Следующей стадией является обработка и обобщение результатов экспериментов, и здесь огромную помощь оказывает специальный раздел математики – математическая статистика. В науке уже давно произошло своеобразное разделение труда на экспериментаторов и теоретиков. Первые прекрасно владеют современной аппаратурой и техникой эксперимента, вторые выдвигают гипотезы и строят тео- рии. Гипотеза – это научное предположение, подлежащее обязатель- ной экспериментальной, практической или математической провер- ке. Примеры неподтвержденных и забытых гипотез. Доказанная и проверенная гипотеза становится теорией. При построении теорий особую значимость приобретает упомянутый выше метод абстрагиро- вания. Конечной целью любого научного исследования является по- знание законов природы и развития общества. Здесь следует указать и на еще один существенный момент: в процессе научных исследо- ваний осуществляется самореализация личности ученого. Писатели, художники, музыканты остаются жить в своих произведениях, уче- ные – в результатах своих исследований. В последние десятилетия наблюдается интенсивная математизация и распространение естест- венно-научных методов в область гуманитарных наук. Итак, наука имеет свои специфические подходы к разрешению проблем, называемые научными методами. Решение любой научной задачи осуществляется ступенчатым путем, и каждый исследователь в своей работе должен пройти определенные стадии, без которых не- возможен путь к успеху. Контрольные вопросы по Теме 2: 1. Что такое анализ? 2. Что такое эксперимент? Концепции современного естествознания 3. В чем отличие гипотезы от теории? Литература: 21, 22. Тема 3. Классическая механика (макромир) Механика – наука о движении физических тел. Первый закон ме- ханики открыл Г. Галилей, а сформулировал И. Ньютон. Это закон инерции: без воздействия силы тело находится в состоянии покоя или прямолинейного равномерного движения, не изменяя скорости. Такое движение называется движением по инерции. Аристотель, кстати, считал, что тело может двигаться только под действием внешней силы. Второй закон механики: под действием силы тела изменяют скорость и движутся с ускорением, при этом сила равна произведению массы тела на его ускорение. Работая над вторым за- коном механики, Ньютон создал дифференциальное исчисление: так удобнее было в математической форме выразить понятие ускорения как второй производной от расстояния по времени. Третий закон: всякому действию можно сопоставить равное по величине, но проти- воположно направленное противодействие, проще говоря – действие равно противодействию. Три с лишним века эти законы были незыб- лемы, они многократно подтверждались экспериментально. Но на рубеже XIX и ХХ веков выяснилось, что законы классической физики работают не всегда, а имеют ряд ограничений. Эти ограничения ка- сались размеров и скорости объектов, а именно: их размеры должны быть существенно больше размеров атома, а скорости – существенно меньше скорости света, т.е. объекты должны быть достаточно велики и двигаться не очень быстро. Мир этих объектов называется МАК- РОМИРОМ и границы его простираются от молекул до Солнечной системы. Четвертый закон Ньютона называется законом Всемирного тяго- тения и формулируется так: два любых тела во Вселенной притяги- ваются друг к другу с силой, прямо пропорциональной произведению их масс и обратно пропорциональной квадрату расстояния между ними. Эта сила притяжения называется гравитацией. Следует под- черкнуть, что эта сила всегда положительна, т.е. гравитационного отталкивания не существует. Незадолго до работ И. Ньютона немец- кий астроном И. Кеплер сформулировал законы движения планет Разумова Е.Р. вокруг Солнца. Ньютон вывел законы Кеплера из закона Всемирно- го тяготения. Пример с открытием планеты Нептун. И. Ньютон впервые создал единую механику всех земных и небесных тел. Как уже было сказано выше, его труды – это вторая революция в естест- вознании. В одной из своих последних работ И. Ньютон написал: «Я видел дальше других, потому что стоял на плечах гигантов», отдавая тем самым дань уважения своим предшественникам, имевшим ме- нее счастливую научную и человеческую судьбу. Как уже было сказано ранее, на рубеже XIX и ХХ веков произошла третья революция в естествознании. Она была связана с тем, что в конце XIX века в экспериментальной физике был осуществлен ряд открытий, которые не в состоянии была объяснить классическая фи- зика. Стало очевидно, что все мироздание не ограничивается макро- миром, и объяснение вновь открытых экспериментов лежит за его пределами. Но о МИКРОМИРЕ и МЕГАМИРЕ будет сказано позже, вернемся пока к макромиру. Принцип детерминизма Лапласа На основании законов классической механики И. Ньютона фран- цузский ученый П. Лаплас вместе с немецким философом И. Кантом создали механистическую модель Вселенной, в основе которой лежит принцип детерминизма, т.е. определенности. Суть его состоит в сле- дующем: если в какой-то точке известны координаты и скорость тела, то по законам классической механики можно с одинаковой точно- стью определить координаты и скорость этого тела в любой точке Вселенной. В таком мире нет места случайности, все четко предо- пределено, а Вселенную можно представить в виде гигантской за- водной игрушки. Понятие парадигмы Парадигма – это исходное основополагающее утверждение, при- нимаемое без доказательств, на котором строятся все дальнейшие рассуждения. В математике парадигмы – это аксиомы. Парадигма Ньютона касается пространства и времени. Вся классическая меха- ника Ньютона основана на утверждении, что пространство и время абсолютны и независимы друг от друга. Следует дать определение этих параметров. Пространство – это порядок взаимодействия объек- тов во Вселенной. Ньютоново пространство трехмерно, т.е. любой объект имеет длину, ширину и высоту. Математическое описание
Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 421; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |