КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Естествознания 3 страница
положительно заряженных ядер атомов гелия). Другая часть лучей отклонялась к положительно заряженной пластине (бета-лучи, ока- завшиеся потоком электронов). Превращения элементов, сопровож- дающиеся испусканием альфа- и бета-лучей, были названы соответ- ственно альфа- и бета-распадом. Лучи, не отклоняющиеся в магнит- ном поле, Резерфорд назвал гамма-лучами, они оказались самым высокоэнергетическим (и коротковолновым) видом из всех известных Концепции современного естествознания в природе разновидностей электромагнитного излучения. В 1940 г. советские ученые Г.Н. Флеров и К.А. Петржак обнаружили спонтан- ное деление ядер, сопровождающееся испусканием гамма-излучения и не приводящее к превращению элементов. Оно характерно только для самых тяжелых ядер, начиная с тория. Все сказанное выше от- носится к естественной радиоактивности. В 1934 г. французские ученые супруги Ирен и Фредерик Жолио – Кюри (будущие лауреаты Нобелевской премии, дочь и зять М. и П. Кюри) открыли искусственную радиоактивность, которая позволила получать новые химические элементы, которые в природе отсутству- ют. Все химические элементы, стоящие в таблице Д.И. Менделеева после урана, получены методом искусственной радиоактивности, т.е. путем бомбардировки известных химических элементов альфа- частицами или нейтронами. Цепные ядерные реакции Эти реакции были открыты в 1939 г. итальянским ученым Э. Фер- ми, бежавшим в США от итальянского фашизма. Выяснилось, что при попадании в ядро одного нейтрона оно делится на две или три части и при этом выделяется огромная энергия. При делении ядер урана-235, кроме осколков, вылетают два–три свободных нейтрона, которые при благоприятных условиях могут попасть на другие ядра урана и вызвать их деление. Незадолго до смерти великий экспериментатор Э. Резерфорд на- писал в одной из статей: «Вряд ли когда-либо работы по ядерной фи- зике смогут найти практическое применение». Даже гении иногда ошибаются. Через несколько лет, в 1942 г. заработал первый, постро- енный Э. Ферми в США, ядерный реактор. Это была основа для бу- дущих атомных электростанций, атомных ледоколов и подводных лодок. Но работы по ядерной физике принесли человечеству не только пользу. Полным ходом сначала в США и Германии, а затем в Советском Союзе начались разработки, связанные с ядерным оружи- ем. В США эти работы возглавил бежавший из фашистской Герма- нии Р. Оппенгеймер, в СССР – И.В. Курчатов. Есть сведения о том, что немецкие ученые, оставшиеся в фашистской Германии, во главе с В. Гайзенбергом саботировали создание ядерного оружия в Герма- нии, направив технические разработки по тупиковому пути. В 1945 США сбросили ядерные бомбы над городами Хиросимой и Нагасаки. По существу, это было первое испытание ядерного оружия, никакой Разумова Е.Р. стратегической необходимости в этих бомбардировках не было. Вско- ре (в 1949 г.) ядерная бомба появилась в СССР, в 1953 г. в нашей стране была создана и испытана первая термоядерная бомба. Мир вступил в эпоху гонки ядерных вооружений, что грозило не только тотальной гибелью человечества и вообще всего живого, но также создало серьезные экологические проблемы захоронения ядерных отходов. Кроме того, человечество еще не научилось грамотно рабо- тать с ядерной энергией. Трагическим примером этого является Чернобыльская катастрофа – самая крупная техногенная авария ХХ века. Тем не менее, за АЭС, несомненно, стоит будущее, поскольку запасы углеводородов на Земле кончаются (об этом будет сказано позже), а запасы радиоактивных элементов в недрах достаточно ве- лики. Чем же опасна радиоактивность для живых организмов? Прежде всего, огромной энергией, разрушающей эритроциты (красные кро- вяные клетки), в результате чего развивается лейкемия; кроме того, уничтожаются половые клетки, что приводит к бесплодию. Наконец, радиоактивное излучение вызывает неконтролируемый рост клеток, т.е. раковые опухоли. Как защититься от радиоактивного заражения? Во-первых, обра- щаться с радиоактивными веществами имеют право только специ- ально обученные для этого люди, прошедшие соответствующую под- готовку. Транспортировать эти вещества следует только в свинцовых контейнерах, а работать с ними – в специально предназначенных для этого костюмах. Степень поражения живого организма зависит от дозы облучения, т.е. отношения радиоактивной энергии, попавшей на живой орга- низм, к его массе. Соответственно, при одинаковых величинах энер- гии, чем больше масса, тем меньше опасность гибели организма. Таким образом, физика микромира была создана менее чем за полвека, ее творцами стали ученые многих стран, и почти все их дос- тижения были отмечены высшей наградой в научном мире – Нобе- левской премией. Открытие и исследование явления радиоактивности принесло че- ловечеству не только несомненную пользу – познавательную и прак- тическую (АЭС), но нанесло и очевидный вред в виде создания ядер- ного оружия и последующего радиоактивного загрязнения окру- жающей среды. Концепции современного естествознания Контрольные вопросы по Теме 6: 1. Что такое квант? Кто ввел этот термин в науку? 2. В чем сущность постулатов Бора? 3. Что такое корпускулярно-волновой дуализм? 4. Что такое радиоактивность? 5. Почему радиоактивность опасна для живых организмов? Литература: 4, 7, 10, 11, 13, 16, 21. Тема 7. Теория относительности А. Эйнштейна (мегамир) Как уже было сказано в разделе о микромире, новая физика роди- лась на рубеже XIX и ХХ веков, поскольку классическая наука не могла объяснить результаты ряда экспериментов, проведенных в XIX веке. Из стремления объяснить рентгеновское излучение и ра- диоактивность возникли квантовая механика и ядерная физика. Теория относительности А. Эйнштейна выросла из попытки объяс- нить результаты опыта американского физика А. Майкельсона по определению скорости света относительно неподвижного эфира, су- ществование которого предположил Дж. Максвелл. Результаты опы- та Майкельсона, за которые он получил Нобелевскую премию, были неожиданными: оказалось, что скорость света не зависит от скорости источника света, что она является мировой константой и постоянна во всех инерциальных системах отсчета и что ее нельзя превысить, т.е. скорость света – это максимальная скорость передачи сигнала. В итоге опыт Майкельсона показал, что эфира не существует. Резуль- таты опыта Майкельсона стали первым из «китов», на которых осно- вывается специальная теория относительности. Вторым «китом» стал принцип относительности Г. Галилея, который А. Эйнштейн пере- формулировал так: все инерциальные системы отсчета эквивалент- ны друг другу в отношении постановки в них любых физических экспериментов, и ни одна из них не имеет преимуществ перед дру- гими (относительно которой эфир был бы неподвижен). А. Эйнштейн был величайшим теоретиком, и при работе над тео- рией относительности он использовал прием мысленного экспери- мента. Результатом логических рассуждений и математических вы- кладок явилась смена парадигм: Эйнштейн пришел к выводу, что Разумова Е.Р. при больших скоростях, соизмеримых со скоростью света (а это скоро- сти мегамира, объектами которого являются звезды, галактики и Вселенная), не работает парадигма Ньютона об абсолютности и не- зависимости пространства и времени. Отсюда следовало, что про- странство и время взаимосвязаны, и время является четвертой коор- динатой, т.е. пространство как минимум четырехмерно. Из этого вы- текало три следствия: 1) при больших скоростях, соизмеримых со скоростью света, расстояние сокращается, отрезок укорачивается и при скорости света (если бы она оказалась достижимой) стягивается в точку; 2) при больших скоростях время замедляется (пример Эйн- штейна «парадокс близнецов»); 3) масса тела не зависит от скорости тела. Отсюда следует, что никакое тело с массой, отличной от нуля, нельзя разогнать до скорости света, т.к. для этого потребуется беско- нечная энергия. Далее А. Эйнштейн нашел связь между массой и энергией: масса тела есть мера содержащейся в нем энергии. Так появилась знаменитая формула Е= mc², где Е – энергия покоя час- тицы, m – его масса покоя, с – скорость света. Экспериментальное подтверждение специальной теории относи- тельности пришло из микромира. Выяснилось, что при опытах с эле- ментарными частицами, которые в специальных ускорителях разго- няют до очень больших скоростей, для хорошего согласия экспери- ментальных и расчетных данных следует учитывать эффект возрас- тания массы, так называемые релятивистские поправки к массе. Сказанное свидетельствует о том, что специальная теория относи- тельности описывает не только мегамир, но также и микромир. В макромире же скорости слишком низки, а массы слишком велики, чтобы экспериментально наблюдать релятивистские эффекты. Общая теория относительности Описанная выше специальная теория относительности никак не учитывает гравитацию. Эйнштейн предположил, что массы, вло- женные в четырехмерное пространство – время, искривляют его и что все объекты – и частицы, и лучи света – будут двигаться не по прямым, а по геодезическим линиям (геодезическая линия на сфере – это дуга). Чем массивнее тело и выше его плотность, тем больше оно искривляет окружающее его пространство – время, и тем боль- шую силу притяжения испытывают соседние тела. Кроме того, массы создающие гравитационное поле, изменяют течение времени: чем сильнее гравитация, тем медленнее течет время. Концепции современного естествознания Общая теория относительности нашла экспериментальное под- тверждение в опыте с лучом света от звезды, проходящим мимо Солнца и наблюдаемым во время солнечного затмения. Оказалось, что луч проходит не по прямой, а по дуге, поскольку Солнце, являясь огромной гравитационной массой, искривляет пространство вокруг себя. Добавим еще, что описанное здесь словами упрощенное представ- ление о теории относительности А. Эйнштейн представил, используя сложнейший математический аппарат. Часть этого аппарата, необ- ходимая при работе над общей теорией относительности, была раз- работана еще в XIX веке русским математиком Н.И. Лобачевским и немецким ученым Б. Риманом. Это была геометрия на сфере. Может показаться, что все изложенное выше противоречит здра- вому смыслу. Это происходит потому, что в мегамире (как и в микро- мире) мы не можем обратиться к спасительной наглядности: мы жи- вем в макромире, и очень трудно представить себе четырехмерное искривленное пространство и замедляющееся время, а также микро- частицу, которая одновременно является волной. Но в древности лю- дям так же сложно было представить себе, что шарообразная Земля несется вокруг Солнца, это тоже казалось противоречащим здравому смыслу, однако в результате оказалось верным. Классическая физи- ка оказывается справедливой как предельный частный случай, ко- гда скорости намного меньше скорости света, а массы намного мень- ше масс в мегамире. Таким образом, создание А. Эйнштейном теории относительности расширило представления человечества об окружающем мире и соз- дало теоретический фундамент современной астрономии. Контрольные вопросы по Теме 7: 1. Чей опыт послужил толчком для создания теории относитель- ности? 2. В чем суть основной парадигмы А. Эйнштейна? 3. Что такое «парадокс близнецов»? Литература: 6, 7, 17, 18, 21. Разумова Е.Р. Тема 8. Строение и эволюция Вселенной (мегамир). Солнечная система Во-первых, определим, что такое Вселенная. Это место вселения человека. Строго говоря, мы можем делать какие-либо выводы не обо всей Вселенной, а о той ее части, которая доступна для эксперимен- тального наблюдения. Эта часть называется Метагалактикой. Но термин «Вселенная» более привычен, поэтому в дальнейшем мы бу- дем его употреблять, подразумевая Метагалактику. На основании общей теории относительности А. Эйнштейн вывел космологическое уравнение, предполагая, что Вселенная однородна (т.е. ее свойства одинаковы во всех точках), изотропна (т.е. ее свойст- ва не зависят от направления) и стационарна (т.е. объем и радиус ее постоянны). Разумеется, при этом возможны различные движения внутри самой системы. Однако вскоре, в 1922 г. стационарный мир Эйнштейна был под- вергнут серьезной критике. Российский математик и геофизик А.А. Фридман проанализировал космологическое уравнение Эйнштейна и показал, что стационарный мир является только частным решени- ем этого уравнения, что искривленное пространство не может быть стационарным, а в более общем случае возможны нестационарные решения, т.е. фридмановские миры должны были либо расширяться, либо сжиматься. Однако какой из вариантов фридмановского реше- ния верен, расширяется ли Вселенная или сжимается? На этот во- прос ответил в 1929 г. американский астроном Э. Хаббл. Напомним, что согласно эффекту Допплера спектры излучения удаляющихся объектов должны быть сдвинуты в красную сторону (красный сдвиг), а спектры приближающихся – в фиолетовую (фиолетовый сдвиг). Хаббл обнаружил, что чем дальше от нас находится галактика, тем больше ее линейчатый атомный спектр водорода (а это основной со- ставляющий компонент звезд) смещен в красную сторону. Иными словами, чем дальше от нас галактика, тем быстрее она удаляется. А это, в свою очередь, означало, что Вселенная не стационарна, что она непрерывно расширяется, и расстояния между галактиками все вре- мя растут. Открытие красного смещения и на его основании расширения Вселенной было одним из величайших открытий ХХ века. Если ис- пользовать метод моделирования и попытаться представить себе Концепции современного естествознания расширяющуюся Вселенную, то это будет постоянно раздувающийся шар с нанесенными на него точками. При надувании такого шара расстояние между двумя любыми точками возрастает, но ни одну них нельзя назвать центром расширения. Несмотря на то, что от- крытие Э. Хаббла блестяще подтвердило предсказания А.А. Фрид- мана (он умер в 1925 г.), работы последнего долгое время оставались неизвестными научному миру. Открытие Хаббла, естественно, поставило следующий вопрос: будет ли Вселенная расширяться вечно или в какой-то момент начнется сжатие? Не следует забывать, что расширение осуществляется, не- смотря на закон Всемирного тяготения. Именно эти соображения привели американского ученого Г.А. (Дж.) Гамова (русского по про- исхождению, он учился вместе с А.А. Фридманом, работал под руко- водством академика А.Ф. Иоффе и покинул СССР в 1933 г.) к идеям «горячей Вселенной», сингулярной точки и Большого взрыва. Со- гласно этой гипотезе, примерно 10–18 млрд лет назад существовала субстанция (ее назвали сингулярной точкой), имеющая бесконечную плотность при бесконечной кривизне пространства. В момент Боль- шого взрыва каждая частица этой субстанции начала удаляться от другой, что сопровождалось очень высокими температурами в мил- лионы К. В таких условиях могла существовать только смесь кварков и элементарных частиц, т.е. сгусток плазмы. Далее, при снижении температуры могли образоваться ядра, а затем первые атомы, Это были атомы водорода (самого простого – один протон и один элек- трон – и самого распространенного химического элемента во Вселен- ной, являющегося основой состава звезд). Г.А. Гамов предсказал, что если гипотеза Большого взрыва верна, то должно сохраниться остаточное тепловое излучение, температура которого соответствует примерно 6 К. Через десять лет, в 1965 г. это излучение, названное «реликтовым», идущее со всех направлений Вселенной с одинаковой интенсивностью, было обнаружено амери- канскими астрономами А. Пензиасом и В. Вильсоном. Гипотеза Большого взрыва была подтверждена экспериментально. А. Эйн- штейн приветствовал появление теории Большого взрыва и добавил, что в этот момент родилось не только вещество, но также пространст- во и время. Разумова Е.Р. Космические объекты Эти объекты делятся на излучающие свет – звезды, светимость ко- торых обусловлена термоядерной реакций перехода водорода в ге- лий, и не излучающие свет – планеты, метеориты, космическая пыль и кометы, которые светятся отраженным солнечным светом. К осо- бым космическим объектам относятся «черные дыры», имеющие та- кую большую массу, что для преодоления ее гравитации необходимо развить скорость, большую скорости света, что, как известно, невоз- можно (результаты опыта Майкельсона). Поэтому черные дыры ни- чего не излучают и не отражают, а только поглощают любые сигна- лы. Астрономы обнаружили характерное рентгеновское излучение от окружающего предполагаемые черные дыры плазменного диска. Есть гипотеза о том, что 90% массы всей Вселенной находится в чер- ных дырах, а поскольку, согласно формуле Эйнштейна, масса про- порциональна энергии, черные дыры – это огромный энергетический запас Вселенной. Скопления звезд называются галактиками. Наша галактика на- зывается «Млечный путь» и состоит из ядра с максимальной плотно- стью звездного вещества и нескольких спиральных ветвей. Ее разме- ры – примерно 100 тыс. световых лет (световой год – это расстояние, которое свет проходит за промежуток времени, равный одному зем- ному году). Если можно применить к галактике понятие «вид сбоку», то в этом плане она представляет собой гигантский диск толщиной примерно 1500 световых лет. На расстоянии примерно двух третей от центра галактики находится Солнечная система. Первый внегалактический объект был открыт Э. Хабблом в 20-х годах ХХ века и назван «туманностью Андромеды». Позже были от- крыты тысячи других галактик, и Э. Хаббл предложил их классифи- кацию (спиральные, эллиптические, неправильные). В 1963 г. были открыты квазары (квазизвездные радиоисточники) – самые мощные источники радиоизлучения во Вселенной со светимостью, в сотни раз большей светимости галактик и размерами в десятки раз меньше их. Была выдвинута гипотеза, что квазары – это ядра новых галактик, а это значит, что процесс образования новых звезд продолжается и по- ныне. Солнечная система Солнечная система состоит из Солнца и девяти планет, а также множества астероидов, метеоритов и космической пыли. Солнце – Концепции современного естествознания звезда средней величины, ее возраст – примерно 5,5 млрд лет, тем- пература на поверхности Солнца – около 6000 К. Существуют две гипотезы образования планет Солнечной системы – «горячая» и «холодная». Суть горячей гипотезы в том, что планеты – это оторвавшиеся кусочки Солнца. Согласно холодной гипотезе, планеты образовались из газо-пылевых облаков (понятие «холодная» относительно: температура на первозданной Земле оценивается примерно 1000 К). Вторую гипотезу астрономы считают более аргу- ментированной. Первые четыре ближайшие к Солнцу планеты – Меркурий, Венера, Земля, Марс – это планеты земной группы. Они твердые, имеют сравнительно небольшую массу и магнитное поле. Следующие четыре планеты – это планеты-гиганты: Юпитер, Са- турн, Уран, Нептун. Их массы гораздо больше массы Земли, и состо- ят они из затвердевших при низких температурах газов. Все 8 пла- нет движутся в единой плоскости, в одном направлении по эллипти- ческим орбитам. Последняя планета – Плутон – небольшая по массе и размерам, твердая и движется в другой плоскости. Радиус Солнеч- ной системы, т.е. расстояние от Солнца до Плутона, составляет 5,5 световых часов. Таким образом, к середине ХХ века был экспериментально дока- зан и теоретически обоснован факт расширения Вселенной. Это было одним из выдающихся открытий в астрономии ХХ века. Была также высказана и обоснована гипотеза Большого взрыва – основы рождения Вселенной. Контрольные вопросы по Теме 8: 1. Что такое «красное смещение»? 2. Что такое «черные дыры»? 3. Чем обусловлена светимость звезд? Литература: 7, 14, 17,18, 21. Разумова Е.Р. Тема 9. Строение материи и структурные уровни ее организации. Корпускулярная и континуальная концепции описания природы Строение материи Как уже было сказано в первой главе, еще в Древней Греции было выдвинуто две концепции мироздания: дискретная (атомистическая) Демокрита и континуальная (непрерывная) Аристотеля. Об идее Демокрита забыли на двадцать с лишним веков и вспомнили о ней лишь в XIX веке, когда было экспериментально установлено, что все вещества состоят из молекул, а молекулы, в свою очередь, из атомов. Примерно тогда же Максвеллом было введено понятие поля. Идеи дискретности и континуальности мироздания обрели новое звуча- ние. Изложенный выше материал позволяет выстроить современную схему строения материи. Прежде всего следует определить, что такое материя. Пожалуй, наиболее удачным является ленинское опреде- ление: «Материя – это объективная реальность, данная нам в ощу- щениях». Существует материя в двух формах – вещества и поля. До введения понятия поля считалось, что взаимодействие между телами может мгновенно осуществляться непосредственно через пус- тое пространство, не принимающее участия в передаче взаимодейст- вий. Такой точки зрения придерживался французский математик Р. Декарт и называлась она концепцией дальнодействия. Утвержде- нию этой концепции способствовала очень малая интенсивность гра- витационных взаимодействий, которые трудно было эксперимен- тально измерить. Впоследствии утвердилась другая точка зрения: на примере электромагнитных взаимодействий было установлено, что их передача осуществляется не мгновенно и передаются они через посредника, названного полем. Передача взаимодействий с помощью поля определяет суть концепции близкодействия. Понятие поля и его виды были подробно рассмотрены в Теме 4. В настоящее время наукой признано, что существуют четыре вида взаимодействий: сильное, слабое, гравитационное и электромагнит- ное. Первые два действуют в микромире, электромагнитное и грави- тационное – в макро- и мегамире. Но природа едина, и лучшие умы ХХ века пытались создать единую теорию поля. Пока такие попытки Концепции современного естествознания успехом не увенчались, выдвинута лишь теория электрослабых взаимодействий, а единую теорию поля предстоит разрабатывать ученым XXI, а возможно и последующих веков. Передается поле с помощью волны. Другой формой существования материи является вещество. Вещество состоит из молекул, которые в свою очередь состоят из атомов, атомы – из ядра и электронной оболочки, ядро – из протонов, нейтронов и элементарных частиц, а мельчайшими (правда, гипоте- тическими) кирпичиками мироздания являются кварки. И здесь следует вспомнить о корпускулярно-волновом дуализме Л. де Брой- ля: каждой микрочастице соответствует волна и наоборот: каждой волне можно сопоставить поток микрочастиц. Глубокий физический (и философский) смысл этого принципа состоит в том, что он говорит о единстве материи и двух ее форм – вещества и поля. В предыдущем изложении не раз употреблялись термины МИК- РОМИР, МАКРОМИР и МЕГАМИР. Ими условно обозначаются структурные уровни организации материи. МИКРОМИР – мир объектов, размер которых равен или меньше размера атома (ядра, протоны, нейтроны, элементарные частицы, кварки). Для наблюдения этих объектов их надо разогнать до доста- точно больших скоростей; изучением микромира занимается кванто- вая механика и ядерная физика, в мире этих объектов действуют сильное и слабое поля; основной парадигмой микромира являются постулаты Н. Бора. МАКРОМИР – мир объектов, подчиняющихся законам классиче- ской физики (механики, электромагнетизма, термодинамики), их размер – от молекул до Солнечной системы – соизмерим с размерами человеческого тела, они движутся с относительно малыми скоростя- ми (по сравнению со скоростью света), основная парадигма макроми- ра – парадигма Ньютона – связана с абсолютностью и независимо- стью пространства и времени. Наша каждодневная жизнь протекает в макромире, нас окружают его объекты. МЕГАМИР – мир объектов космического масштаба: это звезды, га- лактики, Вселенная. Они движутся с огромными скоростями, при которых проявляется взаимосвязь пространства и времени. Астроно- мия, изучающая мегамир, базируется на теории относительности А. Эйнштейна. Разумеется, микро-, макро- и мегамиры взаимосвязаны и влияют друг на друга (о влиянии Космоса на человека будет сказано далее). Разумова Е.Р. Таким образом, в конце ХХ века пришедшие еще из античности мысли о единстве, непрерывности и дискретности мироздания вы- шли на новый уровень. Контрольные вопросы по Теме 9: 1. Что такое материя и в каких формах она существует? 2. Что такое концепция близкодействия? 3. В чем глубочайший смысл корпускулярно-волнового дуализ- ма? Литература: 7, 10, 11, 13. Тема 10. Науки о Земле. Геосферные оболочки Земли Все науки о Земле имеют корень «гео», что по-гречески означает Земля. Наша планета имеет радиус 6,3 тыс. км, плотность 5,5 г/см³, скорость ее вращения вокруг Солнца – 30 км/сек. География изучает поверхность Земли (ландшафт), ее водную (гидросфера) и газовую (атмосфера) оболочки. Геология (общая) изучает твердую оболочку Земли (литосфера) и строение Земли. Прикладная геология занимается поисками полез- ных ископаемых – основных ресурсов Земли. Ресурсы – это тела и силы природы, необходимые человеку для жизни и хозяйственной деятельности. Они подразделяются на прак- тически неисчерпаемые (солнечная энергия, термальное тепло, энергия ветра, приливов и отливов) и исчерпаемые, которые в свою очередь делятся на невозобновляемые (руды металлов, благородные металлы, горючие полезные ископаемые – уголь, нефть, газ – и строительные материалы) и возобновляемые (растительный и жи- вотный мир, человек, вода и воздух). Прикладная геология в основ- ном занята поисками невозобновляемых ресурсов. Геологическое строение Земли Как уже было сказано, твердая оболочка Земли называется лито- сферой (или земной корой). Рассмотрим разрез земной коры. Протя- женность литосферы (в глубину) составляет 10–80 км. Ее верхний слой толщиной всего несколько метров называется почвой, но этот тончайший слой кормит все человечество, домашний скот и диких Концепции современного естествознания животных. Учение о почвах создал в XIX веке русский ученый В.В. Докучаев, учитель другого выдающегося русского ученого В.И. Вер- надского (о нем будет сказано далее). Согласно этому учению, почва состоит из 4-х компонентов: гумуса (перегноя, останков живых орга- низмов, живших на Земле сотни и тысячи лет назад), осадочных по- род, воды и воздуха. Чем больше в почве гумуса, тем она плодород- нее. Следующий слой – осадочные породы. Главным образом это гли- ны, песчаники и известняки. Глины и песчаники в основном состоят из диоксида кремния и по существу различаются только размером частиц: глины имеют тонкодисперсную (порошкообразную) структу- ру, тогда как песчаники состоят из довольно крупных частиц. Из-
Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 376; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |