Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 5. Планирование в системе менеджмента 2 страница




Основными группами лиц, целеполагание которых влияет на деятельность организации, являются собственники организации, работники организации, потребители (покупатели) продукта организации, партнеры организации, местное сообщество, общество в целом. Миссия, в какой то мере, должна отражать взаимодействие с каждым из шести названных субъектов. Наибольшее влияние на содержание миссии оказывают интересы собственников, наемных работников и потребителей продукции организации. Поэтому формулировка миссии должна обязательно отражать интересы этих групп субъектов.

Попытки исследователей классифицировать цели организации приводят к тому, что в одном случае рассматривается целевая картина в четырех измерениях: экономическом, количественном, качественном и с точки зрения развития. В другом случае цели организации представляются в виде перечней неэкономических (социальных целей) либо экономических целей (качественных и количественных показатели деятельности), либо временных целей (краткосрочных и долгосрочных - в большей степени связанных с миссией). В третьем - выделяются ключевые пространства, в пределах которых определяются цели.

При стратегическом управлении важно помнить о так называемой иерархической структуре стратегии, которая заключается в следующем: то, что на высшем уровне управления считается средством достижения каких либо целей, на более низких уровнях оказывается целью. Из этого следует, что стратегия, разработанная для организации в целом, выступает в качестве цели по отношению к структурным подразделениям организации. На основании указанной цели и разрабатываются функциональные стратегии (политики) структурных подразделений, которые в свою очередь являются целями отдельных более мелких подразделений организации или отдельных работников. Факторы, определяющие цели организации приведены на рисунке 8.

Исследователи констатируют тот факт, что постановка цели приводит к значительному увеличению производительности: это было установлено в 90 из 100 публикаций. Ни один из известных в настоящее время способов мотивации даже приближенно не может повторить этот результат. И, тем не менее, западные исследователи не смогли, на наш взгляд, определить самую глубокую причину, стабильно приводящую к росту производительности труда персонала при постановке цели.

 

Общая стратегия организации формируется руководством и решает три основных задачи: отбор основных элементов стратегии; установление роли подразделений в реализации стратегии; определение способов распределения ресурсов.

 

               
     
       
 
     
 

 


Рис. 8 Факторы, определяющие цели организации

 

  Образ желаемого будущего состояния организации  
Цель существования организации     Цель Конкретное состояние организации
  Критерии оценки возможных успехов  

 

Процедура разработки стратегии, основанной на определении видения, миссии и цели заключается в определении самих указанных характеристик организации в будущем; умозрительном переносе разработчика в то состояние организации, которое соответствует этим характеристикам; и проецировании указанного состояния на реальную среду с тем, чтобы определить действия, ведущие к идеальному результату. Факторы, определяющие стратегию организации, приведены на рисунке 9.

 

 

           
   
   
Результаты анализа проблем организации и внешней среды Модель изменений организации, которые ведут к цели
    Один из вариантов эталонных решений     Подробно разработанная концепция успеха

 

 

 

 


Рис. 9 Факторы, определяющие стратегию организации

 

Однако после того, как сформулированы видение, миссия и цели, переходить к разработке стратегии преждевременно. Стратегия не может быть оторванной от конкретной организации и ее реального состояния. Поэтому необходимо произвести значительную аналитическую работу по выявлению сильных и слабых сторон организации, возможностей и угроз, которые открывает для нее внешняя среда, по исследованию проблемного поля и анализу действующей в организации стратегии.

В качестве критериев выбора стратегии целесообразно использовать сильные стороны организации и внешние возможности, цели организации и все виды ресурсов, а также решение главных проблем организации.

Разработка стратегии осуществляется путем последовательного приближения к ответу на вопрос: что принесет организации успех в будущем?

В начале необходимо «увидеть» свою организацию в будущем, причем образ организации, с одной стороны, создается как образ идеальной организации, но, с другой стороны, этот образ должен соответствовать именно той организации, для которой разрабатывается стратегия, поскольку не из любого исходного состояния организации можно достичь желаемого лучшего будущего.

Этот образ необходимо наполнить содержанием того, что организация желает предложить обществу и самой себе – своим работникам, то есть содержанием той миссии, которую организация хотела бы выполнять в будущем.

Определение конкретного результата, который может проявиться, прорасти из образа будущего и миссии, обеспечивает формулирование целей организации, для достижения которых разрабатывается стратегия.

Разрабатывается своего рода модель, реализация которой должна обеспечить успех организации.

Для сбора информации, необходимой для стратегического анализа внешней среды, хороши все средства, но самый доступный и дешевый – это средства массовой информации. Сбор недостающей информации можно заказать консалтинговым фирмам.

Анализ ближней внешней среды как бизнес-ресурса организации, потребителей ее продукции и конкурентов. В качестве источника ресурсов организации, получаемых ею из внешней среды, выступают такие рынки, как рынок капитала, рынок рабочей силы, рынок поставщиков технологий и материалов. Анализ продуктовой составляющей внешней среды, а также выявление прямых, косвенных и товарных конкурентов в основном сводится к продуктово-маркетинговому анализу внешней среды.

Графическая модель процедур проведения SWOT-анализа в части выявления проблем организации приведена на рисунке 10. Причем, аббревиатура “PEST” представляет собой сочетание первых букв четырех английских слов Policy (P) - политика, Economy (E) - экономика, Society (S) – социум (общество), Technology (T) – технология.

Политическая составляющая внешней среды оказывает мощное воздействие на все стороны жизнедеятельности организации и проявляется не только в изменении положения государства в международном сообществе, но и в отношениях организации со всеми ветвями власти.

Экономические аспекты воздействия внешней среды на организацию проявляется в изменении темпов курса национальной валюты, темпов инфляции (дефляции), ставки рефинансирования центробанка и прочих параметров, влияющих на деловую активность организации.

Социальные факторы внешней среды в значительной степени связаны с изменением базовых социокультурных параметров населения, образа его жизни и среды обитания, а также с изменением демографической ситуации в стране и в конкретном регионе в частности.

В отношении воздействия технологических изменений на организацию необходимо отметить, что оно проявляется в стремлении организации опередить своих конкурентов за счет своевременного использования результатов НИОКР.

Все четыре указанных компоненты внешней среды взаимосвязаны, поэтому анализ их воздействия на организацию должен быть скорректирован с учетом того, что изменения одного из факторов может, как создать новые возможности для организации, так и нести новые угрозы. Приоритетность указанных факторов для каждой конкретной организации специфична.

 

                               
   
SWOT-анализ
 
   
 
     
 
 
 
       
   

 


Примечание: - составляющие подсистем анализа

 

 

Рис. 10 Матрица анализа проблем организации

 

Внутренняя среда организации рассматривается как стратегический ресурс ее развития. Организация как и любая система допускает описание ее с помощью различных языков (экономического, технического, управленческого, социологического, экологического и т.д.) и представление ее с помощью различных подсистем – это внутреннее дело конкретной организации, определяемое конкретной задачей. Поэтому стратегический анализ внутренней среды организации всегда специфичен, уникален. Но общим для всех организаций является полнота стратегического анализа и конечная эффективность.

Иногда анализ проводится по функциональному принципу, когда объектом анализа выступают функциональные подразделения организации, но такой подход может не обеспечить требуемой полноты и целостности результата. Иногда стратегический анализ проводится по отдельным бизнесам или бизнес-процессам.

Целесообразно проводить анализ внутренней среды организации по двум направлениям: анализ эффективности переработки всех видов ресурсов в организации и анализ уровня менеджмента в организации.

В качестве ресурсов целесообразно рассматривать время, энергию, финансы, материалы, информацию и людские ресурсы. Анализ характеристик менеджмента в организации состоит из анализа уровня стратегии, качества торговой марки, организационной структуры, имиджа, структуры затрат и инновационности организации. Подобный анализ внутренней среды назовем ПРиМ-анализом (переработки ресурсов и менеджмента).

Три основных шага процесса выбора стратегии:

1. Уяснение текущей стратегии

А) внешние факторы:

· Масштабы деятельности организации и ее диверсифицированность;

· Движение собственности в организации;

· Структура и направленность деятельности;

· Использование возможностей и нейтрализация угроз.

Б) внутренние факторы:

· Цели и ресурсы организации;

· Отношение к финансовому риску и степень концентрации усилий в области НИОКР;

· Функциональные стратегии.

2. Анализ портфеля продукции дает представление о бизнесе организации в целом. Шаги:

· Выбор иерархического уровня анализа;

· Определение стратегических единиц бизнеса;

· Определение параметров матриц анализа портфеля продукции;

· Сбор и анализ данных;

· Построение и анализ матриц портфеля продукции

· Определение желаемого портфеля продукции.

3. Выбор стратегии фирмы. Ключевые факторы:

· Сильные стороны отрасли и сильные стороны фирмы;

· Цели фирмы;

· Интересы и отношение высшего руководства;

· Финансовые ресурсы фирмы;

· Квалификация работников;

· Обязательства фирмы;

· Степень зависимости от внешней среды;

 

 

           
 
 
   
     
 

 


 

                       
     
 
 
       
 

 

 


Рис. 11 Структура стратегии


· Временной фактор;

· Оценка выбранной стратегии – приведет ли выбранная стратегия к достижению фирмой своих целей;

· Соответствие выбранной стратегии состоянию и требованиям окружения;

· Соответствие выбранной стратегии потенциалу и возможностям фирмы;

· Приемлемость риска, заложенного в стратегию.

Процедура разработки стратегии, основанной на определении видения, миссии и цели заключается в определении самих указанных характеристик организации в будущем; умозрительном переносе разработчика в то состояние организации, которое соответствует этим характеристикам; и проецировании указанного состояния на реальную среду с тем, чтобы определить действия, ведущие к идеальному результату.

Однако после того как сформулированы видение, миссия и цели, переходить к разработке стратегии все же преждевременно. Стратегия не может быть оторванной от конкретной организации и ее реального состояния. Поэтому необходимо произвести значительную аналитическую работу по выявлению сильных и слабых сторон организации, возможностей и угроз, которые открывает для нее внешняя среда, по исследованию проблемного поля и анализу действующей в организации стратегии.

В качестве критериев выбора стратегии целесообразно использовать сильные стороны организации и внешние возможности, цели организации и все виды ресурсов, а также решение главных проблем организации.

Разработка стратегии осуществляется путем последовательного приближения к ответу на вопрос: что принесет организации успех в будущем?

В начале необходимо «увидеть» свою организацию в будущем, причем образ организации, с одной стороны, создается как образ идеальной организации, но, с другой стороны, этот образ должен соответствовать именно той организации, для которой разрабатывается стратегия, поскольку не из любого исходного состояния организации можно достичь желаемого лучшего будущего.

Этот образ необходимо наполнить содержанием того, что организация желает предложить обществу и самой себе – своим работникам, то есть содержанием той миссии, которую организация хотела бы выполнять в будущем.

Определение конкретного результата, который может проявиться, прорасти из образа будущего и миссии, обеспечивает формулирование целей организации, для достижения которых разрабатывается стратегия.

Структурная схема содержания самой стратегии приведена на рисунке 11.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 378; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.045 сек.