Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема техники в философии Хайдеггера




Фундаментальная онтология

Хайдеггер называет свою концепцию «фундаментальной онтологией». Ясно, что слово «онтология» употреблено здесь совсем не в традиционном своем значении. В классической философии «онтология» - учение о бытии, о том, как на самом деле, независимо от нашего восприятия устроен мир. У Хайдеггера, ученика Гуссерля, такой онтологии быть не может. Его философия, если угодно, так же «субъективна», так же рассматривает мир с точки зрения конкретного человеческого субъекта.

Чтобы понять Хайдеггера, нужно прочитать слово буквально: «онто-логия», - «логос к бытию» (понимая «бытие» в вышеописанном хайдеггровском смысле).

- «Речь, обращенная к бытию»,

- «вопрошание бытия»,

- «диалог с бытием» (когда бытие (язык) уже нечто сказало, а человек отвечает)

Или даже «речь самого бытия»

Вот это вот отношение человека (присутствия) к бытию Хайдеггер и называет «фундаментальной онтологией». А «фундаментальная» она потому, что Хайдеггер полагает, что нашел некое основание, - основание более глубокое, чем все, о которых знали и говорили раньше. Это основание лежит не в мире, как внеположной сознанию реальности (не в мире как природе, как ее понимают философы 17-го, 18-го веков), а в человеке. Но глубже человека.

Хайдеггеровская мысль обнаруживает иную, новую глубину, пройдя сквозь человека. Глубину языка (некого языкового измерения нашего бытия). Язык антропомерен, зависим от человеческой деятельности, но он человеку не подчиняется.

Хайдеггер говорит о техницизме как жизненной установке (направленной на манипулирование, овладение о распоряжение вещами), когда мышление становится техникой мышления. Этот техницизм, как отношение к миру порождает технику в узком смысле этого слова (какие-то механизмы, служащие для упрощения жизни). В самих по себе механизмах нет ни добра ни зла, а в этой жизненной установке есть (зло).

От века к веку человеческая мысль все больше становилась мыслью о том или ином сущем, подвергая забвению «вопрос о бытии». От века к веку своей истории человечество стремится забыть, что существуют не только вещи. У человека все меньше желания ставить последние вопросы, он устает спрашивать о смысле сущего.

По общему смыслу это близко с тем, что ранее говорил Маркс: по Марксу, в ходе истории мы наблюдаем все большее отчуждение человека от его собственной сущности, все его разнообразные отношения с миром стремятся свестись к отношению владения[1].

Маркс, как мы знаем, был безнадежным оптимистом, он полагал, что в будущем все проблемы будут решены. В преодоление кризиса европейской цивилизации (через преодоление кризиса рациональности) верил еще Гуссерль. А хайдеггеровское отношение к будущему аналогично ницшеанскому: человечество стареет, этот процесс можно задержать (может быть, даже временно обратить вспять), но, в принципе, он неизбежен.

[1] У Хайдеггера они стремятся свестись к отношению манипулирования. Разница – в оттенках (век уже не тот).

____________________________________________________________________________

Основные работы:

«Бытие и время» (1927)

«Кант и проблема метафизики» (1929)

«Что такое метафизика?» (1930)

«Исток художественного творения» (1935)

«Учение Платона об истине» (1947)

«Введение в метафизику» (1953)

«Путь к языку» (1959)

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 907; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.