Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мир», бытие» и «истина» в хайдеггеровской философии




1. «Мир», в том смысле, в каком о нем говорит Хайдеггер, нужно понимать в контексте поздней гуссерлевой феноменологии. Мир – это, в первую очередь, жизненный мир человека (мир – это то, чем я живу и что я знаю, горизонт моего опыта).

У камня нет мира, он просто лежит на дороге. «И для растения, и для животного тоже нет мира— они принадлежат неявному напору своего окружения»[1]

Мир – это то, что есть у человека. И когда Хайдеггер говорит о «мире», - нужно иметь в виду это, самое простое, самое обыденное значение этого слова.

 

2. «Бытие». Хайдеггер достаточно часто позволяет себе употреблять это философское понятие. При этом Хайдеггер не объясняет, что такое «бытие», не дает ничего похожего на определение. В своей наиболее фундаментальной и наиболее известной работе «Бытие и время» Хайдеггер пишет, что человек не должен уставать спрашивать, что такое бытие. Вопрос о бытии должен ставиться и он должен оставаться вопросом.

Далее: мы у Хайдеггера поймем, что под «бытием» нужно подразумевать не то или иное сущее, не все сущее вместе взятое и не что-либо, помысленное, по аналогии с сущим (не вещь и не что-либо, понятое по аналогии с вещью)[2]. Человеческая мысль не должна становиться только мыслью о том или ином сущем, - она так же должна спрашивать о бытии.

Итак, для хайдеггеровской философии значимо различие бытия и сущего (бытие – это не сущее, а что-то сверх- и помимо). У Хайдеггера мы найдем мысль о несводимости бытия к сущему (существует не только сущее, не только вещи).

Бытие, по Хайдеггеру, - это то, что может иметь или не иметь места, то, что совершается и чье совершение предполагает участие человека. Говоря о бытии в понимании Хайдеггера, позволю себе употребить не слишком изящное (и совсем не хайдеггеровское) выражение: бытие у Хайдеггера антропомерно; бытие – это то, что имеет отношение ко мне (к человеку).

 

3. «Истина». На языке греков, понимавших (по Хайдеггеру) суть дела глубже[3], истина – это «алетейя» («несокрытость»).

Как это понимать? «Несокрытость», то есть что-то может то открываться, то закрываться. Хайдеггер так же употребляет слово «просвет». Думаю, чтобы растолковать эту хайдеггеровскую мысль, лучше всего обратиться к личному опыту, который есть у каждого: вот живет человек и совершенно ясно, что что-то с ним не так. Мы могли бы сказать о нем, что он не живет, а просто существует, мы могли бы назвать его существование «беспросветным». Что бы ни сделал человек в такой ситуации, все будет неправильно, что бы он ни сказал, - в его словах не будет истины.

А потом вдруг что-то изменилось (он что-то сделал, или что-то случилось), - и все встало на свои места: мир стал миром, вещи стали вещами, истина стала возможна, потому, что человек, так сказать «нашел себя», встал в правильное отношение к бытию.

В состоянии такого «неподлинного» существования (когда ты не живешь, а просто существуешь) человек «света белого не видит», он не видит, собственно, вещи, они представляются ему какими-то блеклыми, ненастоящими (говорят, при сильной депрессии, человек может перестать различать цвета). Если к человеку возвращается подлинность его существования, к нему возвращается и эта способность Видеть: вещи становятся настоящими.

Истина в понимании Хайдеггера – это (как и бытие) то, что совершается, и возможность (невозможность) ее совершения зависит от человека. Истина это не просто соответствие порядка идей в моей голове порядку вещей в мире, истина – это то, что может иметь место в процессе моей деятельности[4].

Мир (в том смысле, в каком о нем говорит Хайдеггер) – это не просто набор сущего, а некое целое, которое я собираю в сосредоточении своего взгляда. Сущее выступает на свет и впервые начинает быть (подлинно существовать) под лучом этого взгляда, в несокрытости.

Хайдеггер определяет дело человека как «стояние в просвете бытия». Человек, по сути своей – видитель, свидетель, тот, кто присутствует при событии бытия, при совершении истины.

Хайдеггер пишет, что человек – «пастух бытия» (он не хозяин, не он его затеял, не он задал законы этого бытия). Но если пастух не станет исполнять свою работу, если человек не сумеет подлинно быть и видеть, то стадо разбредется, мира не будет, останется только простой набор сущего.

 

Итак, мир, бытие и истина, по Хайдеггеру, - это то, что может иметь место в процессе человеческой деятельности (причем, эта деятельность может быть подлинной и неподлинной). «Деятельность» - слово гегелевское, Хайдеггер говорит о «жительствовании человека». Но суть, по большому счету одна: человека и его мир можно понять, рассматривая их не статически, а динамически.

Можно сказать, что у Хайдеггера проявляется в полной мере то, что впервые дает о себе знать у Гегеля. Если у Гегеля мы найдем мысль о том, что суть дела, это не голый результат, а результат вместе с его осуществлением[5], то Хайдеггер сравнивает мышление с прогулкой по проселочной дороге[6] (смысл этого действия – в самом процессе).

У Гегеля динамическое понимание мира и истины уравновешивается (блокируется) полагаемой им абсолютной точкой зрения, с которой Абсолютный дух смотрит на мир. Хайдеггер же прошел школу гуссерлевой феноменологии, он эту точку зрения действительно заключил в скобки. А если заключить абсолютную точку зрения в скобки, то останутся только человеческие точки зрения. И, следовательно, не удивительно, если истина в своем совершении будет зависеть от того, нашел или не нашел человек свое место по отношению к бытию.

[1] «Мир не простое скопление наличествующих счетных и несчетных, знакомых и незнакомых вещей. Но мир — это и не воображаемая рамка, добавляемая к сумме всего наличествующего. Мир бытийствует, и в своем бытийствовании он бытийнее всего того осязае­мого и внятного, что мы принимаем за родное себе… Для камня нет мира. И для растения, и для животного тоже нет мира — они принадлежат неявному напору своего окружения, которому послушествуют, будучи ввергнуты в не­го. А у крестьянки, напротив, есть свой мир, поскольку она находит­ся в разверстых просторах сущего…» Хайдеггер, «Исток художественного творения», «Творение и истина».

[2] «…что такое бытие? Оно есть Оно само. Испытать и выска­зать это должно научиться будущее мышление. “Бытие” — это не Бог и не основа мира. Бытие шире, чем все сущее, и все равно оно ближе человеку, чем любое сущее, будь то скала, зверь, художественное произ­ведение, машина, будь то ангел или Бог. Бытие — это ближайшее. Однако ближайшее остается для человека самым далеким. Человек всегда заранее уже держится прежде всего за сущее и только за него. Пред-ставляя сущее как сущее, мысль, конечно, вступает в отношение к бытию, но мыслит по-настоящему всегда только сущее как таковое и как раз никогда — бытие как таковое». Хайдеггер, «»Письмо о гуманизме».

[3] Ориентироваться в качестве образца на раннюю греческую мысль – вполне в духе Хайдеггера. Он полагает, что мысль наиболее чувствительна, наиболее открыта в начале. Изначально философская мысль была выражена (состоялась) на греческом языке. Поэтому именно в греческом языке Хайдеггер ищет глубины. С Хайдеггера пошла философская «мода» на этимологии (не то, чтобы искать истину первоначальном («истинном») значении слова).

[4] Один из немногих способов, какими совершается истина, пишет Хайдеггер - это художественное творение. Так он говорит о сущности истины не примере картины Ван Гога «Крестьянские башмаки»: «Картина Ван Гога есть раскрытие, растворение того, что поистине есть это изделие, крестьянские башмаки. Сущее вступает в несокрытость своего бытия. Несокрытость бытия греки именовали словом άληθεια /алетейя/. Мы же говорим «истина» и не задумываемся над этим словом. В творении, если в нем совершается раскрытие, растворение сущего для бытия его тем-то и таким-то сущим, творится совер­шение истины. В художественном творении истина сущего полагает себя в творе­ние» «Исток художественного творения», «Творение и истина».

[5] «Ибо суть дела исчерпывается не своей целью, а своим осуществлением, и не результат есть действительное целое, а результат вместе со своим становлением; цель сама по себе есть безжизненное всеобщее, подобно тому, как тенденция есть простое влечение, которое не претворилось еще в действительность; а голый результат есть труп, оставивший позади себя тенденцию». Гегель. «Феноменология духа». Предисловие.

[6] М. Хайдеггер, «Из разговора на проселочной дороге о мышлении».

____________________________________________________________________________




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 2060; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.