Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория прелогического мышления




Теория анимистического мышления

 

Ученые английской антропологической школы развивали в основном анимистическую теорию мифологического мышления. Э. Б. Тайлор видел логику мифомышлени основанной на принципе ассоциации, аналогии. Мыслящий рассудочно древний человек созерцал природу и объяснял ее процессы жизненными явлениями, пытаясь понять не живое через живое. Анимизм как способ мышления есть универсальное рассудочно объяснение причинной логики всего происходящего на основании представления о все одушевленности; «духи есть олицетворенные причины». Это, по Тайлору, ошибочна; наивная, «женская» логика примитивного человека. Она преодолевается в процессе эволюции человека.

 

Теорию эту развивал Люсьен Леви-Брюль. Он отталкивался от представления английской антропологической школы о тождестве «ума» древнего и современного человека. С точки зрения Леви-Брюля, такого тождества нет. Он отвергает гипотезу анимизма. По Леви-Брюлю, человек древности вообще не занимается рассудочными объяснениями, ассоциированием, а значит, и анимизм есть незаконное приложение современно логики к материалу древности, который ей не адекватен. Человек в древности мысли принципиально не так, как человек современный. У него своя логика.

Анимистическая теория оперирует умственным механизмом индивидуального человеческого сознания. Однако, как считал Леви-Брюль, человек древности был пре дельно социализирован; древнее мышление есть мышление коллективными представлениями. Мышление традицией. Эти коллективные представления передаются в групп «из поколения в поколение, они навязываются в ней отдельным личностям, пробуждая них, сообразно обстоятельствам, чувства уважения, страха, поклонения и т. д. в отношени своих объектов, они не зависят в своем бытии от отдельной личности. Это происходи не потому, что представления предполагают некий коллективный субъект, отличный о индивидов, составляющих социальную группу, а потому, что они проявляют черты, которые невозможно осмыслить и понять путем одного только рассмотрения индивид как такового». Такие представления, точно так же, как, например, язык, навязываю себя каждому человеку, предсуществуют ему. Поэтому человек просто не задает вопрссов «как?» и «почему?», ибо он заранее имеет уже ответы. Происхождение коллективных представлений Леви-Брюлем не объяснялось. Леви-Брюль принадлежал к французской социологической школе и солидаризировался с идеями Эмиля Дюркгейма, предостерегая от объяснения мифа путем опоры на индивидуальную психику (вариант Фрейда), но оказался предтечей Юнга с его коллективным бессознательным.

Человек древности мыслит «прелогически». Прелогическое мышление игнорирует свидетельства повседневного опыта. Так, тотемные представления вопреки очевидности отождествляют человека и попугая, человека и крокодила.

В процессе развития теории делались разные акценты при попытке определить способность человека, находящуюся в основе мышления. Иногда акцент делался на чувственные, эмоциональные реакции человека на мир; прелогическое мышление понималось как в основном чувственное мышление. Это, по сути, движение эмоциональных волн, оперирование субъективными эмоциональными восприятиями и волевыми импульсами. По сути, при таком понимании это и вовсе не мышление. И ныне иногда делаются попытки в таком духе очень просто интерпретировать мифологическое мышление, указав на его алогизм. Так, Леонид Жмудь пишет: «Мифологическое мышление, о котором так часто пишут, никогда не существовало и существовать в принципе не может, ибо миф продуцируется не мышлением, а эмоционально окрашенной фантазией, основанной на фактах религиозного опыта». Иногда же речь шла скорее о интуиции, о том, что прелогическое мышление – интуитивное мышление. Эта версия исходит из постулирования особого, мистического опыта человека. Человек – мистик. Он ориентирован на непосредственное постижение сущности бытия. Идеи Леви-Брюля развивались в контакте с философией интуитивизма (А. Бергсон, Ник. Лосский). Мистические переживания включают представление о тайном смысле вещей и событий.

Основным принципом прелогического мышления является партиципация – сопричастность. Мир, по логике прелогического мышления, – единое нераздельное целое. Всякая вещь тут связана тайными, сокровенными связями со всеми прочими вещами и явлениями. Этими взаимосвязями пронизано все бытие. В нем проявляется тотальный резонанс, бытие таинственно и чутко резонирует на перемены в своих частях. Самые важные из тайных связей определяют главный, основной, вещий смысл вещи. Явления оказываются симптомами, знаками, а вещи – проводниками непостижимых смыслов. «Случай имеет смысл откровения».

Например, по логике прелогического мышления, есть предметы, которые могут приносить счастье или несчастье (счастливая стрела, несчастливый бумеранг, который надо потерять); есть и такие люди (легкая рука – тяжелая рука). Вещь отождествляется с образом (изображением): всякое изображение, репродукция сопричастны природе, свойствам, жизни оригинала; отсюда магический вывод: воздействуя на изображение, можно воздействовать на его прототипа. Что произойдет с изображением, произойдет и с объектом. А что произойдет с объектом – скажется на судьбах мира. Мир сплошь чудесен для верующего и мистически настроенного человека. Русский философ Федор Степун замечал: «случай есть атеистический псевдоним чуда».

Леви-Брюль утверждал, что прелогическое мышление есть тот и только тот аспект мышления, который связан именно с коллективными представлениями. Там, где дело касается личной прагматики, и древний человек был в состоянии мыслить рационалистически. А современный человек имеет сферу опыта, где сказывается логика прелогического мышления. Таким образом, мышление человека гетерогенно; партиципационное мышление – извечное состояние для человека. К сфере прелогического мышления относятся экстрасенсорное восприятие и паранормальные способности: ясновидение, чтение мыслей, пророчество, разоблачение преступников, понимание неизвестных языков, шестое чувство.

Логика партиципации – это логика метонимии (В. В. Иванов). Есть теория, которая строит логику мифомышления на основе метафоры.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 1123; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.