Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория сублимации




Теория имагинативного мышления

 

Автор теории – русский ученый XX века Яков Голосовкер. Эта теория является своего рода антиподом теории Леви-Строса. Голосовкер доводит до предела некоторые идеи Леви-Брюля и Кассирера. По сути, пафос теории – это пафос религиозного интуитивизма. Голосовкер полагал, что миф есть сфера внелогической интуиции. Мифологическое мышление – это мышление образами, смыслами. Его движущая сила – творческая энергия, воображение (имагинацио – представлять).

Творческое мышление не нуждается в рассудке, в аристотелевских силлогизмах. Его закон – свобода. Логика мифологического мышления не статична, как кристалл, она подобна движению реки, воды: это логика потока, спонтанно выбирающего себе и вбирающего в себя русло. «Искусство созерцать воображением непосредственно суть вещей и оформлять ее в идеи-образы (в отличие от дискурсивного мышления) приводит мыслителя-созерцателя именно к той самодвижущейся, саморазвивающейся логике, которая есть логика воображения. Эта логика спонтанно, т. е. сама по себе, завивается смысловой спиралью».

Воображение не равнозначно фантазии. Это не пустая игра, не механическое комбинирование, когда истина если и угадывается, то слепо. Воображение – познавательная творческая, духовная сила. Мифологическое мышление – зрячее мышление, угадывани смысла, искусство созерцать непосредственно суть вещей и оформлять ее в идеи-образы В нем возможны и заблуждения, и прорывы в суть вещей, прозрение загадок мира.

Такое познание Голосовкер определял как энигматическое (греч.: энигма – за гадка). Энигматическое знание связано с особым способом проникать в мир, не упрощая его до схемы, а сохраняя тайну и бесконечную глубину, познавать мир «во всем великолепии, ужасе и двусмыслии его тайн», читать его криптограммы, прозревать и загадывать загадки, получая синтетическое представление о мире. Оттого миф непреодолим' загадочен в своей основе.

Акцент на фантазию, воображение оказался вполне приемлем для многих учены» придерживающихся и других взглядов на мифологическое сознание. В мифах ищут и на ходят «праздник воображения».

 

Эта теория, выдвинутая Фрейдом, нам уже знакома. Согласно Зигмунду Фрейду в основе мифологического мышления лежит механизм сублимации. В сознании бушует либидо – сексуальный инстинкт. Но на него наложен общественный запрет. Сексуальные комплексы вытеснены в недра бессознательного с поверхности сознания. Поэтому на поверхность сознания подавленные желания выходят в замещенном виде. Сублимация есть подмена, замещение инстинкта его символическим подобием, каковым, в частности, является и миф. Миф оказывается шифром инстинкта. Образы мифа – язык бессознательного, язык инстинктивных желаний.

Тем самым мифотворчество снижает либидонозные напряжения путем иллюзорного исполнения желаний.

Конкретные процессы мифологического мышления могут быть выявлены специалистом-психоаналитиком. Фрейд искал в образах мифа и фольклора завуалированны сексуальные подтексты. Так, сказочный волк (в сказках о волке и семерых козлятах Красной шапочке) у него есть символический образ отца-мстителя, таящего в себе утро эту кастрации. Все удлиненные предметы (палки, стволы, ножи, пики) соотносились мужским началом; все емкости – с женским (ящики, шкафы, печи, сосуды). Лестниц и лабиринт – образы сексуального акта. Образы стрижки волос и потери зубов – выражение угрозы кастрации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 583; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.