Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культурный миф. Представление о том, что такое культурный миф, в науке не отличается четкостью. Точнее, в нем совмещаются две идеи.




Дополнение

 

Представление о том, что такое культурный миф, в науке не отличается четкостью. Точнее, в нем совмещаются две идеи.

С одной стороны, культурный миф трактуется как идеальная модель, складывающаяся в сознании «идеологов» и задающая культурную норму, как образец и матрица. Здесь акцент делается на активности человеческого духа, на его самоутверждении путем возведения частной эмпирики к идеалу.

С другой стороны, связывают культурный миф с категорией жизненного мира, чтобы представить его как не вполне артикулированный, стихийный образ жизни и тип иррационального сознания и самоощущения.

Характерным образом эти два понимания сочетаются в концепции Л. Г. Ионина. Он сближает понятие мифа с категорией жизненного мира, предполагая возможным на основе анализа мифа постигать синкретическое единство субъекта и объекта, мышления и действия, энергии и структуры, которое именуется общественной жизнью и в котором (или которым) живем все мы в нашей повседневности. Его понимание национально-культурного мифа осложнено, однако, представлением и о том, что такой миф создается как идеальная норма культуры, причем лишь апостериори, как сказка, сложенная интеллектуалами о «великой истории и славном прошлом», и затем начинает формировать «мифологическую идентичность» нации.

Культурный миф есть являющееся предметом веры и обеспечивающее жизнедеятельность конкретное представление об идеальных началах бытия, высших силах и смыслах мироздания, и главным образом (коль скоро речь идет о культуре) – о предназначении и самореализации человека и общества. Такой миф обычно – целая система верований, связанных воедино иерархически и имевших некую высшую, сакральную (или квазисакральную – с середины XIX века) значимость. Он имеет непосредственное отношение к человеку, к его жизни, дает средства и задает способ существования и ориентации в мироздании, культурной самореализации. В каких-то координатах он глубоко личностей. И в то же время он является достоянием общества в целом, обладает общими для многих чертами, имеет сильное влияние на строй общественной жизни, на социокультурную динамику.

Мифом оформлялись и богословские конструкции, и детали быта. Поэтому раскрывается содержание мифа из самых разнопорядковых вещей, больших и малых. Искусство извлечения из смеси мифического, смыслообразующего ядра – одна из основных задач в процессе изучения истории культуры.

Культурный миф зачастую приобретает обобщенное конкретно-образное художественное выражение; он позволяет собрать разнообразные детали и наблюдения в единство. Целостный, синкретический мифообраз России дал, например, Г. П. Федотов в статье «Лицо России». (Ср.: Топоров В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического // Избранное. М., 1995; Русская провинция: миф – текст – реальность. М.; СПб., 2000; Ермолин Е. А. Культура Ярославля. Ярославль, 1998. С. 3–5 (мифообраз города Ярославля).)

Понятие культурного мифа тесно связано с понятием культурного ритуала. Коль скоро культурный миф диктует определенную логику действий, поведения, он реализуется в жизненной практике как культурный ритуал, даже как целая система ритуальных действ, больших и малых, соответствующих идеальному предназначению человека. Причем это соответствие является не формально-юридическим, но конкретным, исходящим из реального положения каждого человека в космосе и социуме. Миф упорядочивает жизнь интеллигибельно, а ритуал – действенно. Приобщаясь к мифу и претворяя его в ритуалы, человек тем самым приближался к высшему состоянию бытия и мог снискать святость. Охарактеризованный выше миф светлого будущего находил ритуальную реализацию в массовых действах демонстрации. Действо должно было быть строго замкнуто тем представлением о мире, которое содержал миф. Драматургия массовых акций специфически оформляла его, предвосхищая его неизбежное торжество и как бы даже реализуя его. В нем и только в нем происходила актуализация мифа, его полная и последовательная конкретизация и верификация, организовывалось впечатление совпадения идеала и реальности, достижения их непосредственного тождества.

Основные культурный миф и культурный ритуал дают представление об основе, о ядре культуры. В то же время изучение истории культуры вовсе не должно сводиться исключительно к основным мифам и ритуалам как идеальным матрицам национального духа. Реально культура богаче и пестрее, каковое ее качество также заслуживает внимания. Так, миф о Святой Руси (вкупе с сопричастными к нему ритуалами) не предполагает, что это состояние уже вполне достигнуто. Скорее он устанавливает тот горизонт, который должен быть предметом влечения для каждого, но достигается только святыми людьми. В реальной культурной жизни основные культурные мифы и ритуалы входят в сложные отношения с мифами и ритуалами неосновными, которые обычно не претендуют на самодовление, но временами много значат для человека и социума. Происходят разнообразные процессы динамического взаимодействия, заимствования, отталкивания.

ЛИТЕРАТУРА




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 2233; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.