Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

К мотивационным состояниям человека относятся интересы, желания, стремления, намерения, влечения, страсти, установки




Потребность — испытываемая человеком необходимость устра­нения отклонений от параметров жизнедеятельности, оптимальных для него как для биологического существа, индивида и личности.

Наиболее значимые, базовые потребности определяют на­правленность всей психики человека — его чувств, мышления, воли и сенсорных систем.

Различаются потребности потенциальные (неактуализирован-ные) и актуализированные — текущее психическое состояние напряженности, дискомфортности, вызванное рассогласовани­ем внутренних и внешних условий жизнедеятельности данного индивида. Это выраженное в потребности противоречие внутрен­него и внешнего является основным фактором человеческой актив­ности.

По основным видам человеческой активности можно выде­лить потребности, связанные с:

трудом — потребности созидания;

развитием — потребность в игре, познании, научении, са­
мореализации;

социальным общением, социальной идентификацией —
нравственные и духовные потребности.

Все эти потребности социально обусловлены, порождаются в определенном человеческом обществе и поэтому называются социогенными.

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 493.

Глава 7. Психология личности

Кроме того, большая сфера потребностей человека обуслов­лена биологической необходимостью. Эти потребности называ­ются биогенными.

К ним относятся потребность в:

• безопасности, самосохранении;

• восстановлении энергии и двигательной активности;

• подготовке к преодолению препятствий (одна из сфер ре­ализации этой потребности — научение и физическая игра);

• продолжении рода (рис. 31).

Абрахам Харольд Маслоу (1908—1970), американский психо­лог, предложил концепцию системного исследования психоло­гии личности на основе анализа иерархии ее ценностно-смыс­ловых образований. Маслоу создал иерархическую модель мо­тивации личности («Мотивация и личность», 1954) и полагал, что высшие потребности направляют поведение человека в той мере, в какой удовлетворены его потребности более низкого уровня.

Естественные, органические потребности человека возника­ют без специального формирования, тогда как все социальные потребности появляются лишь в процессе воспитания. Однако

даже органические потребности человека подвергаются социа­лизации. В зависимости от того, с какими социальными ценно­стями связаны потребности, различаются разные их уровни — высшие и низшие.

Асоциальное поведение связано с переходом за грань так называемых разумных потребностей. Неразумные потребности — это гипертрофированные потребности низших уровней, препят­ствующие развитию потребностей более высоких уровней. Толь­ко упорная работа личности и всего общества по возвышению потребностей может ограничить неразумные потребности.

Материальное потребление для социализированной личнос­ти является прежде всего условием ее созидательной деятельно­сти. Если животное действует лишь для того, чтобы потреблять, то человек потребляет, чтобы действовать, созидать, обеспечи­вать прогресс общественного развития.

Непомерное материальное потребление, ставшее самоцелью, — признак десоциализации личности.

Потребности людей зависят от исторически сложившегося уровня производства и потребления, от уровня жизни человека, традиций и господствующих вкусов в данной социальной группе.

В отличие от животных, имеющих стабильный круг потреб­ностей, потребности человека постоянно расширяются (по мере расширения его производительных возможностей).

Для исторического процесса развития человечества характе­рен объективный закон возвышения человеческих потребнос­тей. Для отдельного же индивида возможен регресс потребнос­тей — «расползание» вширь потребностей низших уровней.

Все потребности обладают направленностью, напряженнос­тью, цикличностью.

Потребность с нейрофизиологической точки зрения представ­ляет собой образование доминанты — устойчивого возбуждения определенных механизмов головного мозга, которые и органи­зуют, регулируют необходимые поведенческие акты.

Потребности закрепляются в процессе их удовлетворения. Удовлетворенная потребность сначала угасает, но затем возника­ет с большей интенсивностью. Слабые потребности в процессе их многократного удовлетворения становятся более стойкими.

Потребность становится основой поведенческого акта лишь в том случае, если для ее удовлетворения существуют или могут быть созданы средства и условия (предмет деятельности, орудие деятельности, знание и способы действия). Чем разнообразнее

средства удовлетворения данной потребности, тем прочнее они закрепляются.

Потребность определяет весь приспособительный механизм психики. Объекты действительности при этом отражаются как возможные условия (или препятствия) удовлетворения потреб­ности. Как отмечает П. Милнер, потребности оснащены ее де­текторами и эффекторами.

Возникновение определенных насущных потребностей, их актуализация организуют психику на постановку соответствую­щих целей. При этом внешние воздействия избирательно охва­тываются доминирующей мотивационной активностью инди­вида

 

11. МОТИВАЦИЯ И ВИДЫ МОТИВАЦИОННЫХ СОСТОЯНИЙ ЛИЧНОСТИ.

 

Мотивация — обусловленное актуализированной потребностью возбуждение определенных нервных структур (функциональных систем), вызывающих общую направленность активности организ­ма. (Так, например, могут возникнуть пищевая, половая, позна­вательная, защитная и другие виды мотивации.)

Все мотивационные состояния являются модификацией по-требностных состояний. От мотивационного состояния зависит допуск в кору головного мозга тех или иных чувственных воз­буждений, их усиление или ослабление. Эффективность внеш­него стимула зависит не только от его объективных качеств, но и от мотивационного состояния организма. (Сытый организм не реагирует на самую привлекательную пищу.)

Внешние раздражители становятся стимулами, т. е. сигнала­ми к действию, лишь при соответствующем мотивационном состоянии организма. Мозг при этом моделирует параметры объектов, которые необходимы для удовлетворения потребнос­ти, и схемы деятельности по овладению требуемым объектом. Эти схемы — программы поведения — могут быть или врожден­ными, инстинктивными, или основанными на индивидуальном опыте.

Мотивация поведения всегда эмоционально насыщена. То, к чему мы стремимся, нас эмоционально волнует. При этом одни эмоции выполняют стратегическую функцию — являются ин­дикатором потребностей, значимости определенного класса

См.: Милнер П. Физиологическая психология. Пер. с англ. М., 1973. С. 380.

§ 3. Направленность личности

объектов, другие связаны со значимостью отдельных условий, обеспечивающих достижение объекта потребности.

Интерес — эмоционально насыщенная направленность на объекты, связанные со стабильными потребностями человека. Интерес проявляется в повышенном внимании к объекту, име­ющему устойчивую значимость.

«Если физический мир подчинен закону движения, то мир духовный не менее подчинен закону интересов. На земле инте­рес есть всесильный волшебник, изменяющий в глазах всех су­ществ вид всякого предмета».

Интерес как психическое состояние существенно влияет на психические процессы, активизирует их. В соответствии с по­требностями интересы подразделяются по содержанию (матери­альные и духовные), широте (ограниченные и разносторонние) и устойчивости (кратковременные и устойчивые).

Удовлетворение интереса не только не погашает его, но фор­мирует еще более разветвленную систему интересов.

Выступая в качестве ориентационной основы поведения лич­ности, интересы становятся основным психологическим меха­низмом поведения. Интересы не только стимулируют человека к деятельности, но и сами формируются в ней.

Широта и глубина интересов человека определяют полно­ценность егб жизни. Интересы асоциальной личности отлича­ются, как правило, узостью, эгоистической направленностью, меркантильностью.

Характеристика личности включает в себя определение кру­га ее интересов. С интересами человека связаны его желания, страсти и влечения.

Желание — мотивационное состояние, при котором потребнос­ти соотнесены с конкретным предметом их удовлетворения. Жела­ние — определенный этап вызревания потребности, соотнесе­ние ее с целью и планом действий. Еще Эпикур подразделил все человеческие желания натри группы: 1) естественные и необхо­димые (желания еды, питья, сна, отдыха и т. п.); 2) естествен­ные, но не необходимые (например, сексуальные желания); 3) желания ни естественные, ни необходимые.

1 Гельвеций К А. Об уме. М, 1938. С. 34.

Глава 7. Психология личности

Перечень последней, третьей, группы желаний необъятен: желания, связанные с честолюбием, жаждой славы, власти, ли­дерства, первенства, превосходства над другими людьми и т. п. Однако и первые две группы желаний человека не безупреч­ны — они могут быть гипертрофированными, непомерно ин­тенсивными, не знающими границ своего удовлетворения.

Желание связано со стремлением — повышенным эмоциональ­ным тяготением к объекту желания.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 1385; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.