Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Планомерное восприятие, специально организованное для раз­решения какого-либо вопроса, называется наблюдением. 3 страница




Процесс осмысления воспринимаемого объекта имеет следу­ющую структуру:

1) опознание объекта — выделение из потока сенсорной ин­формации таких стимулов, которые можно объединить в само­стоятельные комплексы, принятие решения об их отнесенности к определенному объекту;

2) актуализация в памяти эталонного объекта, с которым соотносится воспринимаемый объект (узнавание);

3) отнесение воспринимаемого объекта к определенной ка­тегории объектов, поиск дополнительных признаков, подтвер­ждающих или опровергающих правильность принятого перцеп­тивного решения;

4) окончательный вывод по идентификации объекта воспри­ятия.

Восприятие в значительной мере зависит от цели и задачи деятельности. В объекте на передний план выступают те его стороны, которые соответствуют данной задаче.

Благодаря осмысленности и обобщенности восприятия мы домысливаем и достраиваем образ объекта по отдельным его фрагментам.

Осмысленность восприятия устраняет некоторые зрительные иллюзии (рис. 13).

Наиболее простая форма осмысливания предметов и явле­
ний — узнавание. Здесь восприятие тесно связано с памятью.
Узнать предмет — значит воспринять его в соотношении с ра­
нее сформированным образом. '

Узнавание может быть обобщенным, когда предмет относится к какой-либо общей категории (например, это стол, это дерево и т. д.), и дифференцированным (специфическим), когда воспри­нимаемый объект отождествляется с ранее воспринимавшимся единичным предметом. Это более высокий уровень узнавания. Для такого рода узнавания необходимо выделение специфичес­ких для данного предмета признаков — его примет.

Узнавание характеризуется определенностью, точностью и быстротой. При узнавании человек не выделяет все признаки предмета, а использует его характерные опознавательные при­знаки. (Так, пароход мы узнаем издали по наличию трубы и не путаем его с лодкой.)

Узнавание затрудняется при недостаточности опознаватель­ных признаков. Минимум признаков, необходимых для опознания объекта, называется порогом восприятия.

Поле восприятия шире, чем сфера осознаваемых объектов. Существует и подпороговое восприятие — неосознаваемая сфера отражаемой действительности. Двадцать пятый кадр в ленте кинофильма не осознается, но он может повлиять на поведение человека.

2. Предметность восприятия. Психические образы предметов человек осознает не как образы, а как реальные предметы, вы­нося образы вовне, объективизируя их.

§ 3. Восприятие

Предметность — отнесенность мозговой информации о предме­тах к реальным предметам. Предметность восприятия означает адекватность, соответствие образов восприятия реальным пред­метам действительности.

3. Целостность восприятия. В предметах и явлениях действи­тельности отдельные их признаки и свойства находятся в посто­янной устойчивой взаимосвязи. В восприятии отражаются ус­тойчивые связи между компонентами предмета или явления.

Отдельные части объекта мы стремимся объединить в единое знакомое нам целостное образование (рис. 14). Целостности восприятия содействует включенность объекта в определенную ситуацию (рис. 15).

Целостность восприятия — отражение предмета в качестве ус­тойчивой системной целостности (даже если отдельные его части в данных условиях не наблюдаются). В некоторых случаях цело­стность восприятия может быть нарушена (рис. 16).

4. Структурность восприятия. Мы узнаем различные объекты благодаря устойчивой структуре их признаков. В восприятии вычленяются взаимоотношения частей и сторон предмета. Осознанность восприятия неразрывно связана с отражением смысловых отношений между элементами воспринимаемого объекта (рис. 17).

5. Избирательная направленность восприятия. Из бесчислен­ного количества окружающих нас предметов и явлений мы вы­деляем в данный момент лишь некоторые из них. Это зависит от того, на что направлена деятельность человека, от его актуа­лизированных потребностей и интересов.

§ 3. Восприятие

Избирательность восприятия — преимущественное выделение объекта из фона. При этом фон выполняет функцию системы отсчета, относительно которой оцениваются пространственные и цветовые качества фигуры.

Объект выделяется из фона по его контуру. Чем резче, конт­растнее контур предмета, тем легче его выделение. И наоборот, если контуры объекта размыты, вписаны в линии фона, объект трудно различить. (Это лежит в основе маскировки.)

Избирательность восприятия сопровождается центрацией восприятия — субъективным расширением зоны фокуса внима­ния и сжатием периферийной зоны. При равнозначности объек­тов преимущественно выделяются центральный объект и объект, больший по величине (рис. 18).

Избирательность восприятия зависит и от того, какие эле­менты объекта признаются базовыми (рис. 19).Если объект и фон равнозначны, то они могут переходить друг в друга: фон становится объектом, а объект фоном.

6. Апперцепция (от лат. ad — к и perceptio — восприятие) —
зависимость восприятия от опыта, знаний, интересов и установок
личности.
Глядя на горящий костер издали, мы не ощущаем его
тепла, но в восприятие костра включено это его качество. В на­
шем опыте костер и тепло вошли в прочную связь. Глядя на
заиндевевшее окно, мы также добавляем к нашему зрительному
восприятию температурные ощущения, знакомые нам из опыта.

Апперцепция бывает личностной и ситуативной (ночью в лесу пень может быть принят за зверя).

7. Константность восприятия (от лат. constantis — постоян­
ный) — это независимость отражения объективных качеств предме­
тов
(величины, формы, характерного цвета) от измененных усло­
вий их восприятия — освещенности, расстояния, угла зрения.

Изображение величины предмета на сетчатке глаза при вос­приятии его с близкого и далекого расстояния будет разным. Однако это интерпретируется нами как удаленность или при­ближенность предмета, а не как изменение его величины (рис. 20).

При восприятии прямоугольного предмета (папки, листа бумаги) с разных точек зрения на сетчатке глаза могут отобра­зиться и квадрат, и ромб, и даже прямая линия. Однако во всех случаях мы сохраняем за этим предметом присущую ему форму.

Белый лист бумаги вне зависимости от его освещенности будет восприниматься как белый лист, так же как кусок антра­цита будет восприниматься с присущим ему цветовым каче­ством независимо от условий освещения.

Константность восприятия не наследственное качество, она формируется в опыте, в процессе обучения. Пилоты сверхзву­ковых самолетов на первых порах интерпретируют очень быст-

рое приближение предмета как его увеличение в размерах, воз­никает временная аконстантность, которая устраняется по мере приобретения опыта.

Благодаря константности восприятия мы узнаем предметы в разных условиях и правильно ориентируемся среди них. Но в некоторых случаях возникает аконстантность — иллюзии (иска­жения) зрительного восприятия. Они вызываются физическими, физиологическими и психическими причинами (рис. 21—24).

В некоторых случаях зрительные иллюзии могут быть причиной неадекватных действий. При въезде в тоннель на Триумфальной пло­щади (бывш. пл. Маяковского) в Москве машины нередко выезжали на полосу встречного движения. Эксперты-психологи установили, что свет рекламы, расположенной тогда на здании ресторана «София», падал так, что создавалась иллюзия смещения въезда в тоннель. После снятия рекламы нарушения правил движения прекратились.

Немало автокатастроф происходит из-за того, что уклон доро­ги принимается за подъем, тень от скалы — за поворот дороги.

Зрительные иллюзии обусловлены нашими подсознательны­ми обобщениями и физиологическими факторами. Возможны и другие причины зрительных иллюзий (рис. 23, 24).

Особенности восприятия пространственных качеств объекта: объема, удаленности, местоположения предметов и их движения. Восприятие объемности и удаленности предмета зависит не только от величины его изображения на сетчатке глаза, но и от силы напряжения глазных мышц, которая изменяется в за­висимости от удаленности предмета. При рассматривании близких предметов увеличивается кривизна хрусталика, при рассматривании далеких предметов хрусталик становится плоским. Это изменение кривизны хрусталика в зависимости от удаленности рассматриваемых предметов называется акко­модацией.

Но аккомодация дает информацию об отдаленности предме­тов лишь в пределах до 6 м. Если же предметы удалены на боль­шее расстояние, то информация об их удаленности поступает в мозг от взаиморасположения зрительных осей. Но определение глубины пространства ограничено порогом глубинного зрения (рис. 24).

Для восприятия рельефа, объемности предмета главную роль играет бинокулярное зрение. При восприятии предметов их изображение падает на несовпадающие (диспаратные) точки сетчатки; при этом не происходит полного слияния изображе­ния в сетчатках обоих глаз, и в результате этого возникает сте­реоскопический эффект.

Способность правильно оценивать пространственные отно­шения называется глазомером. Различают статический и дина­мический глазомер.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 1025; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.