Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Поводы обязательного назначения судебно-психологической экспертизы




Экперт-психолог не дает юридической оценки исследуемых обстоятельств.

Эксперт может быть допрошен следователем или судом. Зак­люченные экспертизы подлежит их оценке. Следователь, суд, другой полномочный орган или должностное лицо определяют обоснованность заключения и его значение в системе доказа­тельств. Необоснованное заключение может быть отвергнуто. При этом назначается повторная экспертиза.

Заключение судебно-психологической экспертизы может оцениваться и другими участниками уголовного процесса, ко­торые также могут ходатайствовать о повторной экспертизе.

Перед назначением судебно-психологической экспертизы следую четко установить повод для ее назначения, т. е. выявить факты, свидетельствующие о необходимости этой экспертизы. Рассмотрим вначале поводы для обязательного назначения су­дебно-психологической экспертизы.

1. Судебно-психологическая экспертиза назначается по по­воду возможной умственной отсталости несовершеннолетнего обвиняемого. Эта экспертиза может быть назначена при наличии в поведении лица отдельных психических отклонений, свиде­тельствующих о возможном его отставании в психическом раз­витии. При этом ни педагогическая запущенность, ни низкая успеваемость не являются показателями отставания в психичес­ком развитии несовершеннолетнего.

Признаками отставания в психическом развитии несовер­шеннолетнего служат:

• инфантильность поведения и мышления (несоответствие поступков и суждений возрастному уровню лица, их детскость, неспособность к самостоятельным умозаключениям);

• несоответствие мотивов содержанию и целям действий;

• нарушения в целенаправленности и критичности поведе­ния;

• неспособность к социальной коррекции поведения.

458 Глава 16. Производство судебно-психологической экспертизы

При наличии всех этих признаков или одного из них может быть вынесено постановление о проведении судебно-психоло­гической экспертизы, в котором должны быть поставлены кон­кретные вопросы примерно в такой формулировке:

1) имеются ли у данного лица отклонения от нормального для данного возраста уровня психического развития и в чем они выражаются;

2) можно ли на основе данных психологии сделать вывод о том, что имеющиеся у данного лица отклонения в психическом развитии препятствовали осознанию им полностью (или час­тично) значения своих общественно опасных действий;

3) в какой мере лицо могло руководить своими действиями?

Назначение данной экспертизы необходимо в связи с введе­нием в Уголовный кодекс РФ ст. 22 об уменьшенной, ограни­ченной вменяемости в тех случаях, когда «вменяемое лицо, ко­торое во время совершения преступления в силу психического расстройства не могло в полной мере сознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездей­ствия) либо руководить ими...».

Статья 22 УК РФ. Уголовная ответственность лиц с психическим расстройством, не исключающим вменяемости: «1. Вменяемое лицо, которое во время совершения преступления в силу психического расстройства не могло в полной мере осознавать фактический ха­рактер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, подлежит уголовной ответственности.

2. Психическое расстройство, не исключающее вменяемости, учитывается судом при назначении наказания и может служить ос­нованием для назначения принудительных мер медицинского ха­рактера».

Комментарий. Установление соответствующего психическо­го расстройства является прерогативой суда и осуществляется с по­мощью судебно-медицинской экспертизы.

2. Судебно-психологическая экспертиза назначается для вы­явления способности лица правильно воспринимать существенные для дела обстоятельства и давать о них правильные показания. Следователь (судья) должен знать возможности судебно-психо­логической экспертизы в этой области.

Судебно-психологическая экспертиза может установить ин­дивидуальные особенности психики: уровень абсолютной и раз­ностной сенсорной чувствительности, особенности цветоощу­щений, объем восприятия, особенности восприятия времени,

§ 2. Поводы назначения судебно-психологической экспертизы 459

движения и пространственных качеств предметов (пропорции частей предметов, пространственную ориентацию, размеры, форму, удаленность, особенности рельефа и т. п.).

Перед судебно-психологической экспертизой должны быть поставлены вопросы, связанные с выявлением у лиц конкрет­ных психических аномалий, существенных для уголовного дела (например, имеются ли у данного лица резко выраженные от­клонения в восприятии и понимании определенных явлений, обладает ли лицо повышенной внушаемостью, может ли его слабое умственное развитие быть причиной искажения переда­ваемой им информации и т. п.).

Широкий диапазон индивидуальных различий имеют па­мять, мышление и воображение человека, его внушаемость, склонность к фантазированию. Люди с повышенной внушаемо­стью склонны к ложному узнаванию, различным внушаемым дополнениям к своим представлениям.

Перед судебно-психологической экспертизой нельзя ставить вопросы, связанные с диагностикой ложности показаний (на­пример, опознал ли человек в действительности предъявляемый объект или не познал; соответствуют ли его показания действи­тельным событиям). Судебно-психологическая экспертиза не является экспертизой достоверности показаний. Установление истинности или ложности показаний — профессиональная за­дача следователя, но при этом он, конечно, должен обладать соответствующими психологическими знаниями.

В компетенцию судебно-психологической экспертизы не входит установление влияния конкретных физических условий -на возможности восприятия (это относится к компетентности следователя и устанавливается в следственном эксперименте).

3. При расследовании половых преступлений необходимо установление возможного беспомощного состояния потерпевшей и ее способности осознавать характер и значение совершенных с нею действий.

Перед судебно-психологической экспертизой в таких случа­ях могут быть поставлены два вопроса: 1) находилась ли потер­певшая в соответствующей ситуации в состоянии беспомощно­сти; 2) могла ли потерпевшая, находясь в таком состоянии, со­знавать характер и значение совершаемых с нею действий?

Не следует ставить вопрос: могла ли потерпевшая оказать сопротивление виновному? Несопротивляемость обстоятель­ствам не означает согласия с этими обстоятельствами, их при-

460 Глава 16. Производство судебно-психологической экспертизы

нятия. Беспомощность — состояние, исключающее возмож­ность сопротивляться. Непонимание характера совершаемых действий — одно из проявлений беспомощности. Беспомощ­ность может быть обусловлена рядом обстоятельств: 1) хрони­ческим психическим заболеванием; 2) временным аномальным состоянием психики в момент совершения полового акта с по­терпевшей (в связи с состоянием фрустрации, аффекта, стрес­са); 3) отставанием психического развития; 4) личностными особенностями потерпевшей; 5) болезнью; 6) алкогольным опь­янением; 7) отсутствием возможности свободного волеизъявле­ния; 8) малолетним возрастом; 9) неспособностью правильно оценивать ситуацию и др.

Непонимание характера действий посягателя означает не­способность потерпевшей осознавать содержательную сторону насильственных действий: неинформированность о половых взаимоотношениях, формах их проявления, физиологических аспектах сексуальных отношений, их последствиях, их нравст­венной и правовой недопустимости. Объектами судебно-психо­логической экспертизы в этих случаях могут быть инфантиль­ность психического развития потерпевшей, акцентуации ее ха­рактера, уровень сформированное™ морального и полового сознания, ригидность, инертность, пониженный уровень при­тязаний, застенчивость, замкнутость, низкая устойчивость к стрессовым воздействиям, повышенная конформность, автори­тарный стиль поведения.

Половая зрелость потерпевшей должна устанавливаться ком­плексной медико-психологической экспертизой (понятие поло­вой зрелости включает в себя социально-психологические ком­поненты).

Статья 107 УК РФ. Убийство, совершенное в состоянии аффекта: «1. Убийство, совершенное в состоянии внезапно возникшего силь­ного душевного волнения (аффекта), вызванного насилием, издева­тельством или тяжким оскорблением со стороны потерпевшего либо иными противоправными или аморальными действиями (бездей­ствием) потерпевшего, а равно длительной психотравмирующей си­туацией, возникшей в связи с систематическим противоправным или аморальным поведением потерпевшего, —

наказывается ограничением свободы на срок до трех лет или ли­шением свободы на тот же срок.

2. Убийство двух или более лиц, совершенное в состоянии аф­фекта,—

наказывается лишением свободы на срок до пяти лет».

§ 2. Поводы назначения судебно-психологической экспертизы 461

Комментарий. Состояние, в котором совершается данный вид убийства носит название физиологического аффекта (в отличие от патологического аффекта) — внезапно возникающего и бурно протекающего конфликтного эмоционального состояния, характе­ризующегося сужением сознания в ответ на воздействие сверхсиль­ного, запредельного для данной личности противоправного или аморального воздействия. Состояние аффекта существенно снижает способность индивида сознательно управлять своими действиями, сопровождается малоосознанными импульсивными оборонитель­ными действиями.

Для квалификации убийства как совершенного в состоянии аф­фекта необходимо наличие двух условий:

а) внезапность возникновения такого состояния;

б) обусловленность аффекта противоправным или аморальным
поведением потерпевшего.

Насилие как повод для возникновения аффекта может прояв­ляться в причинении вреда здоровью, нанесении побоев, ударов, пощечины, в истязании, изнасиловании или иных насильственных действиях сексуального характера и др. При этом насилие может быть применено не только к виновному, но и к его близким.

Статья 113 УК РФ. Причинение тяжкого или средней тяжести вре­да здоровью в состоянии аффекта: «Умышленное причинение тяжко­го или средней тяжести вреда здоровью, совершенное в состоянии внезапно возникшего сильного душевного волнения (аффекта), вызванного насилием, издевательством или тяжким оскорблением со стороны потерпевшего либо иными противоправными или амо­ральными действиями (бездействием) потерпевшего, а равно дли­тельной психотравмирующей ситуацией, возникшей в связи с сис­тематическим противоправным или аморальным поведением потер­певшего, —

наказывается ограничением свободы на срок до двух лет или ли­шением свободы на тот же срок».

4. Поводом для назначения судебно-психологической экс­пертизы является наличие в действиях обвиняемого признаков физиологического аффекта — эмоционального перевозбуждения, выразившегося в импульсивном преступном действии непосред­ственно за противоправными действиями потерпевшего.

Закон, учитывая это, признает аффект обстоятельством, смягчающим ответственность, или обстоятельством, влияющим на квалификацию состава преступления. Перед судебно-психо­логической экспертизой ставится один вопрос: находилось ли

462 Глава 16. Производство судебно-психологической экспертизы

лицо в момент совершения противоправного действия в состо­янии физиологического аффекта, спровоцированного неправо­мерными действиями потерпевшего?

Поскольку физиологический аффект нельзя воспроизвести повторно, его экспертное исследование осуществляется ретрос­пективным анализом — анализом остаточных, следовых явле­ний.

Представляемые эксперту-психологу материалы уголовного дела должны быть достаточными для: 1) анализа личностных особенностей обвиняемого; 2) определения причин возникно­вения аффекта; 3) определения начального момента возникно­вения данного эмоционального состояния в ситуации взаимо­действия обвиняемого с потерпевшим; 4) реконструкции дина­мики развития и угасания данного состояния.

5. Экспертному исследованию подлежат и возможные устой­чивые психические аномалии обвиняемого. Перед судебно-психо­логической экспертизой ставится вопрос: какие возможные пси­хические аномалии обвиняемого могли повлиять на соверше­ние им данного деяния?

Поведение психически аномальных лиц отличается неадек­ватностью — несоответствием объективным требованиям необ­ходимого поведения. Показателями такой неадекватности дей­ствий преступника могут быть:

• крайние проявления эмоциональной неустойчивости — повышенная агрессивность, признаки садистского обращения с жертвой;

• признаки поведенческой неполноценности, выразившиеся в несоответствии мотивов, побуждений использованным сред­ствам исполнения действия;

• гипертрофия потребностей низших уровней (эротомания, гедонизм и т. п.);

• склонность к сексуальным перверсиям (извращениям);

• «скачка мыслей» — неспособность к дискурсивному (логи­чески последовательному) мышлению, обобщениям и класси­фикации;

• экспрессивно-демонстративное (крикливое, вызывающее) поведение, легкомысленное отношение к последствиям совер­шенного деяния;

• повышенный уровень притязаний, хвастливость, лживость, явные признаки самооговора, частая смена показаний;

• алогичность преступных деяний, открытая демонстрация их последствий.

§ 3. Поводы необязательного назначения экспертизы 463

Экспертное установление психических аномалий — необхо­димое условие всестороннего, полного и объективного рассле­дования преступлений.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 430; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.