Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Статистические методы, применяемые в криминологических исследованиях 5 страница




повышение профессиональной квалификации лиц, связанных с источниками повышенной опасности;

совершенствование работы контрольных и правоохранительных органов по эффективному предотвращению, раскрытию и расследова­нию неосторожных преступлений, по справедливому наказанию вино­вных лиц.1

Особое место в деятельности по предупреждению неосторожных пре­ступлений занимает Государственная автомобильная инспекция. На нее возложены следующие специально-криминологические меры профилак­тики: регулирование движения транспорта и пешеходов, выявление и пресечение нарушений правил дорожного движения, контроль за содер­жанием дорожной сети, надзор за техническим состоянием транспорта, регистрация и учет автотранспортных средств, учет и анализ ДТП, при­чин и условий их возникновения, а также принятие мер к их устранению, применение к нарушителям установленных законом мер воздействия, организация и проведение агитационно-пропагандистской работы.

Для предупреждения должностной халатности, других криминаль­ных проявлений неосторожности со стороны государственных служа­щих большое значение имеет четкая регламентация их деятельности в законных и подзаконных актах, а также ведомственный и надведом-ственный контроль.

 

 

Тема 14. КОРРУПЦИОННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ И ЕЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

 

План:

1. Понятие и общая характеристика коррупционной преступности

2. Причины и условия коррупционной преступности

3. Меры борьбы с коррупционной преступностью

 

1.Понятие и общая характеристика коррупционной преступности

 

Коррупционная преступность - традиционный и достаточно распро­страненный вид преступности в большинстве стран мира.

Под коррупцией понимается подкуп, продажность должностных лиц (публичных служащих) и их служебное поведение, осуществляемое в связи с полученным или обещанным воз­награждением.

Однако представляется правильным более широкое понимание коррупции как социального явления, не сводящегося только к под­купу и взяточничеству. Краткое и емкое определение коррупции со­держится в справочном документе ООН о международной борьбе с коррупцией: «Коррупция - это злоупотребление государственной вла­стью для получения выгоды в личных целях».

Коррупция - распространенное зло в мире. Не случайно стратегия и практические меры борьбы с ней обсуждались на восьмом (Гавана, 1990 г.) и Девятом (Каир, 1995 г.) конгрессах ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, на многочислен­ных семинарах и конференциях, проводимых международным сообще­ством. За взятки обеспечивается заключение выгодных контрактов и проведение нужных экспертиз, затрудняется доступ к государственным заказам, «чужим» фирмам и т.д. Американский профессор В.М. Райсман выделяет три основных распространенных типа взяток: деловая взятка («платеж государствен­ному служащему с целью обеспечения или ускорения выполнения им своих должностных обязанностей»), тормозящая взятка («за приоста­новку действия нормы или неприменения ее в деле, где она в принципе должна быть применена», прямой подкуп, т.е. «покупка не услуги, но служащего, приобретение должностного лица с тем, чтобы оно, остава­лось на работе в организации и внешне соблюдая полную лояльность, на деле пеклось о своекорыстных интересах взяткодателя».

Коррупция выходит за рамки национальных границ и требует глобального подхода потому, что доходы от нее после «отмывания» включаются в мировые и национальные финансовые потоки, подры­вая государственные и международные институты власти и экономи­ки. Активная транснациональная борьба с коррупцией в мире и в от­дельных странах развернулась в своей основе в последнюю четверть XX в., когда коррупция стала приобретать стойкие черты. Она стала серьезно угрожать верховенству закона, демократии и правам человека, подрывать доверие к власти, принципам государственного управления, равенства и социальной справедливости, препятствовать конкуренции, затруднять экономическое развитие и угрожать стабильности демокра­тических институтов и моральным устоям общества.

Закон Республики Беларусь от 20 июля 2006 г. «О борьбе с корруп­цией» дает определение коррупции, как «умышленное использование государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом своего служебного положения и связанных с ним возможностей, сопряженное с противоправным полу­чением имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительст­ва, обещания преимущества для себя или для третьих лиц, а равно подкуп государственного должностного или приравненного к нему лица либо иностранного должностного лица путем предоставления им имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обе­щания преимущества для них или для третьих лиц с тем, чтобы это государственное должностное или приравненное к нему лицо либо иностранное должностное лицо совершили действия или воздержа­лись от их совершения при исполнении своих служебных (трудовых) обязанностей».

Действующий Уголовный кодекс Республики Беларусь дает основа­ния относить к коррупционным такие преступления, как присвоение и растрату, совершаемые с использованием служебного положения, зло­употребление служебным положением, служебный подлог, получение взятки, воспрепятствование законной предпринимательской деятель­ности, ограничение конкуренции и ряд других преступлений, совер­шаемых государственными служащими (публичными лицами) с ис­пользованием своего служебного положения (в широком смысле этого слова) в корыстных, иных личных или групповых целях.

Основу криминологической характеристики коррупционной прес­тупности обычно составляют данные уголовной статистики о качест­венных и количественных свойствах. Однако статистические показате­ли коррупционной преступности носят весьма неполный характер.

Рассматривая все виды должностных преступлений (должностные хищения, злоупотребление служебным положением, взяточничество) за последние 8 лет, то количество лиц, их совершивших, составляет: 2000 г. - 6394 чел., 2001 г. - 6973 чел., 2002 г. - 6840 чел., 2003 г. -4358 чел., 2004 г. - 7300 чел., 2005 г. - 6220 чел., 2006 г. - 4990 чел., 2007 г. - 2385 чел.

Суммарный объем зарегистрированных фактов уголовно наказуемой коррупции составлял в 2000 г. - 5 %, 2001 г. - 6 %, 2002 г. - 5 %, 2003 г. -

3 %, 2004 г. - 4 %, 2005 г. - 3 %, 2006 г. 2,5 %, в 2007 г. - 1,9 %.

Структура зарегистрированной коррупционной преступности в Рес­публике Беларусь в соотношении ее видов выглядит следующим обра­зом: должностные хищения - 83,5 % в 2000 г., 82 % в 2001 г., 80 % в 2002 г., 62 % в 2003 г., 80 % в 2004 г., 33 % в 2005 г., 34 % в 2006 г., 64 % в 2007 г.; злоупотребление служебным положением - 3,5 % в 2000 г.,

4 % в 2001 г., 2,5 % в 2002 г., 7 % в 2003 г., 15 % в 2004 г., 50 % в 2005 г., 46,5 % в 2006 г., 18 % в 2007 г.; взяточничество - 13 % в 2000 г., 14 % в 2001 г., 17,5 % в 2002 г., 31 % в 2003 г., 5 % в 2004 г., 17 % в 2005 г., 19,5 % в 2006 г., 18 % в 2007 г.

Структура криминологического портрета белорусских коррупцио­неров выглядит так: представители исполнительной власти, работники министерств, комитетов и их подразделений 5.8 %, сотрудники право­охранительных органов - 6 %, контролирующих органов - 4 %, работ­ники налоговой и таможенной служб - 3,5 %, иные категории 28,5 %.

Характерной чертой коррупционной преступности является ее вы­сочайшая латентность. Экспертные оценки специалистов относительно размера выявленных случаев взяточничества по отношению к их факти­ческому уровню колеблются в пределах 0,1-2 %.

Высокая латентность коррупционных преступлений объясняется факторами объективного и субъективного характера. В большинстве случаев совершения таких преступлений нет потерпевших в физическом смысле слова, заинтересованных в сообщении об этом преступлении и в его раскрытии. Как правило, все участники коррупционной сделки по­лучают от нее выгоду, к тому же все они (например, при даче-получении взятки) в соответствии с законом подлежат уголовной ответственности. Поэтому преступления совершаются скрыто. Коррупция имеет высо­чайшую приспособительную способность, непрерывно видоизменяется и совершенствуется. Субъективными причинами латентности являются отсутствие должной политической воли и решительности у руководи­телей государственных органов в борьбе с коррупцией, а также низкий профессиональный уровень работников оперативного и следственного аппаратов, привлеченных к этой деятельности.

Еще одной характерной особенностью коррупционной преступно­сти является ее тесная связь с теневой экономикой и организованной преступностью. «Без коррупции организованной преступности не бы­вает, - справедливо утверждает В.В. Панкратов. Она в таком случае просто невозможна, она не просуществует и короткого времени, тем бо­лее она не сможет реализовать свои долговременные и длящиеся (раз­ветвленные и многоэпизодные) операции - не получит льгот, защиты от контрольных органов, от конкуренции и пр. В свою очередь, толь­ко организованная преступность с ее бешенными доходами... образует разветвленную коррупционную сеть, выходя на самые верхи власти». В данном случае имеет место ситуация прямого подкупа или тотальной взятки, когда представители организованной преступности, мафиозные структуры устанавливают тесные связи с государственными чиновни­ками различного ранга, берут их на содержание, как бы «скупают на корню», полагая, что в нужный момент, в соответствующей ситуации коррумпированный представитель власти и управления поступит так, как ожидают взяткодатели.

По данным ряда исследований, организованные преступные группи­ровки и формирования от 30 до 50 % преступно нажитых средств тратят на коррумпированных функционеров государственного аппарата[4].

В докладе Генерального секретаря ООН «Воздействие организован­ной преступности на общество в целом» на второй сессии Комитета по предотвращению преступлений и уголовному правосудию Экономичес­кого и социального совета ООН в апреле 1993 г. отмечалось, что «кор­рупция государственных должностных лиц всегда являлась одним из предпочтительных средств организованных преступных группировок, составной частью их стратегии и тактики, которой отдавалось предпо­чтение перед использованием открытого насилия. Выплачиваемые в виде взяток деньги считаются боссами организованной преступности хорошим инвестированием, своего рода накладными расходами, оправ­данными с точки зрения «дела», поскольку это в значительной степени увеличивает шансы на успех и вероятную безнаказанность, снижает или даже сводит на нет опасность обнаружения преступления со всеми потерями, к которым это может привести».

 

2.Причины и условия коррупционной преступности

 

Существование коррупционной преступности определяется, прежде всего, общими причинами, детерминирующими преступность. Однако, как и другие виды преступности, коррупционная преступность имеет свои особенности в комплексе факторов, ее определяющих.

Лица, находящиеся у власти, осуществляющие управленческие функции, постоянно испытывают соблазн использовать свои полномо­чия в личных или групповых интересах. Системный кризис, связанный с переходом к рыночной экономике, - благоприятнейшая ситуация для расцвета коррупции.

Экономические причины и условия коррупционной преступности:

экономическая нестабильность, проявляющаяся в существовании инфляции, высоких темпах обесценивания денежного содержания го­сударственных служащих, что провоцирует последних на поиск других источников доходов, в том числе и нелегальных;

появление достаточно обеспеченного слоя людей, имеющих сверхвысокие доходы, свободные деньги, которые они могут использо­вать для подкупа;

отсутствие эффективной рыночной конкуренции, что позволяет получать необоснованные сверхдоходы;

недостаточная забота государства о своих служащих, их матери­альном благополучии и социальных гарантиях. «Когда оклад прави­тельственных чиновников порождает вопрос о том, как данный чело­век может прокормить свою семью на свой оклад, - подчеркивается в документах по борьбе с коррупцией, подготовленных секретариатом Восьмого конгресса ООН по предупреждению преступности и обра­щению с правонарушителями (1990 г.), - можно утверждать, что обще­ство порождает коррупцию. Когда оклад служащего государственного учреждения не обеспечивает ему прожиточный минимум, он либо уй­дет с работы, либо будет недорабатывать свои часы, либо заниматься воровством, или вымогательством, либо брать взятки. Когда руково­дитель учреждения, принимающего правительственные решения, со­ответствующие решениям руководителя корпорации, получает оклад наравне с окладом служащего этой корпорации, или зарплатой разно­рабочего, налицо основание для коррупции, которая ожидает подходя­щего момента»[5].

Организационно-управленческие причины и условия коррупционной преступности:

отчуждение большей части населения от власти, в частности, от управления имуществом, от правотворчества и правоприменения, ко­торое постоянно воспроизводит основания зависимости гражданина от чиновника;

отсутствие эффективного парламентского контроля за состоянием коррумпированности должностных лиц государства;

развитие «бюрократического рэкета» со стороны разросшегося чиновничьего аппарата органов государственной власти и управления;

ничем не компенсированное разрушение старой системы негосу­дарственного контроля за деятельностью государственных органов и должностных лиц;

господство в хозяйственной сфере не уведомительного, а разреши­тельного принципа, когда от управленческого работника соответствую­щей государственной структуры зависит очень многое. Государство не может безучастно относиться к тому, что делается в сфере предпринима­тельской или иной экономической деятельности, поэтому пределы его вмешательства в экономику и контроля над ней, основания, способы и формы этого контроля должны быть максимально четко регламентиро­ваны. При отсутствии такой регламентации создаются благоприятные возможности для чиновничьего произвола и коррупции.

Психологические причины и условия коррупционной преступности:

многовековые традиции мздоимства и лихоимства на государст­венной службе в России и Беларуси;

традиционно низкий уровень солидарности населения с нормами ответственности за подкуп;

относительно низкий уровень правовых знаний взрослой части населения, ставящий его в условия повышенной зависимости от чинов­ников различного ранга;

психологическая готовность значительной части населения к под­купу государственных служащих для реализации как законных, так и нелегальных интересов;

укоренившийся в сознании крайне незначительный риск при­влечения к ответственности за совершение коррумпированного деяния (феномен безнаказанности);

6) феномен обоюдной вины подкупаемого и подкупающего.

К изложенному выше следует добавить, что непоследовательность проведения экономических реформ в государственной политике, отсут­ствие достаточной стабильности порождает у людей неуверенность в бу­душем. Это заставляет предпринимателей как можно быстрее получить прибыль, прибегая, в том числе, и к незаконным способам ее извлече­ния. Такова же психология многих чиновников: пока есть возможность, необходимо использовать свою должность для личного обогащения.

Личность коррупционера существенным образом отличается от лич­ности других преступников. Коррупционные преступления совершают как мужчины, так и женщины, причем удельный вес последних доволь­но высок. На них приходится 62 % женщин, совершивших присвоение либо растрату, 56 % - служебный подлог, 41 % - злоупотребление слу­жебными полномочиями и только 10 % - взяточничество.

Что касается возрастных признаков, то все указанные преступления совершают лица старших возрастов (30 лет и выше) - от 90 % при взяточ­ничестве, 85 % при злоупотреблении служебными полномочиями и при служебном подлоге, до 57 % при совершении присвоения либо растраты.

Образовательный уровень коррупционеров самый высокий среди всех преступников. Высшее образование имеют 82 % лиц, совершив­ших злоупотребление служебными полномочиями и служебный подлог, 45 % - присвоение и растрату и 93,5 % - взяточничество.

Уровень рецидива у коррупционеров невысок - от 5 % у взяточников до 17 % у лиц, совершивших служебный подлог.

В большинстве своем коррупционеры - это люди семейные, хорошие работники (многие из них имеют блестящий послужной список и от­личаются исключительными деловыми качествами и высоким уровнем работоспособности). Как правило, это люди со стабильной психикой и выраженным потребительским мировоззрением. Так, немалая часть коррупционеров люди с высоким материальным достатком.

Криминологи выделяют следующие обобщенные типы личности коррупционера, корыстолюбивый, престижный и игровой.

Корыстолюбивый тип - последовательно, целеустремленно и по­стоянно стремится к удовлетворению своих, прежде всего, материаль­ных потребностей, умножению и сохранению личного благосостояния, используя для этого все имеющиеся у него возможности: должностное положение, властные полномочия, связи и т.п.

Престижный тип - для этой категории коррупционеров характер­ны не столько стремление обеспечить себя материально, сколько с по­мощью криминальных денег создавать и постоянно поддерживать свой личностный статус, имидж. Он должен ощущать всеобщее почтение, уважение, занимать высокое, достойное положение в обществе, входить в известные элитарные социальные группы (дорогие клубы, общества и т.п.). Для этого он легко, не скупясь, использует финансовые и иные ре­зервы, добытые в результате преступной, коррупционной деятельности.

Для игрового типа важны, прежде всего, не власть, не деньги, а сам процесс реализации власти. Ощущение реальной опасности при балан­сировании на грани правопослушного и преступного, дозволенного и запретного доставляет ему остро требуемое моральное удовлетворение. Для этого он стремится к созданию для себя максимальных комфорт­ных условий и возможностей.

 

3. Меры борьбы с коррупционной преступностью

 

Борьба с коррупцией не может быть сведена только к выявлению и наказанию лиц, совершивших коррупционные преступления. Необхо­димо наряду с этим разработать и осуществить систему мер предупре­дительного характера, направленных на предотвращение проникнове­ния коррупции в структуры управления и предупреждение коррупции на дальних подступах.

Меры предупреждения коррупции можно подразделить на две группы: общесоциальные и специальные (правовые).

Общесоциальные меры:

усиление социальной направленности экономических реформ;

совершенствование налогового законодательства;

обеспечение четкой правовой регламентации деятельности ор­ганов государственной власти, законности и гласности такой деятель­ности, государственного и общественного контроля за ней, повышение нравственного и культурного уровня населения;

привлечение институтов гражданского общества к борьбе с кор­рупцией, большое внимание уделяя воспитанию правосознания у граж­дан, получению навыков антикоррупционного поведения (здесь особая роль отводится средствам массовой информации, которые должны про­пагандировать антикоррупционную политику).

Правовые меры:

Основным нормативно-правовым актом, определяющим и регулиру­ющим борьбу с коррупцией в нашей стране, является Закон Республики Беларусь от 20 июля 2006 г. «О борьбе с коррупцией», в котором дается:

законодательное определение перечня коррупционных преступле­ний, которое создает необходимые правовые предпосылки налаживания системы официального мониторинга данной группы преступлений;

законодательное определение субъекта коррупционного прес­тупления как лица, уполномоченного на осуществление публичныхфункций, которое охватывает не только должностных лиц органов го­сударственной власти и управления, но и лиц, выполняющих управлен­ческие функции на государственных унитарных предприятиях, в иных коммерческих организациях, управляемых при участии государства или выполняющих государственные заказы.

Данный Закон определяет стратегию борьбы с коррупционными преступлениями, а также систему мер борьбы и предупреждения ука­занных преступлений.

В Законе также четко определены виды деятельности, несовмести­мые с выполнением государственных функций: ограничение на работу по совместительству, запрет на занятие предпринимательской деятель­ностью, обязанность передачи в доверительное управление государству на время выполнения государственных функций ценных бумаг, имуще­ства, вкладов в предприятия и иных ценностей, использование которых влечет за собой получение доходов. Невыполнение этих требований должно повлечь за собой в обязательном порядке увольнение с государ­ственной службы.

В Законе предусмотрены и реализованы достаточно жесткие меры финансового контроля. Сюда можно отнести предоставление при по­ступлении на службу сведений о доходах (личных и супруга(и)), недви­жимом и ценном движимом имуществе, вкладах в банках и ценных бу­магах, обязательствах финансового характера, в том числе и за предела­ми Республики Беларусь, о своем прямом или опосредованном участии в качестве акционера или совладельца оффшорных, других компаний, фондов с указанием доли собственности.

Указанный перечень мер борьбы с коррупцией не является исчер­пывающим. Генеральной же линией в общем комплексе мероприятий по борьбе с коррупцией должно стать неукоснительное обеспечение ре­шительной и беспощадной борьбы со взяточничеством - главной сос­тавляющей коррупционной преступности.

Исключительно важным в деле борьбы с коррупцией представляется совершенствование института государственной службы, максимально эффективная организация работы управленческого аппарата. Должны быть исключены дублирование и параллелизм в решении различных вопросов. Функции и пределы полномочий каждого служащего необхо­димо определить четко и максимально конкретно.

Корпус государственных и муниципальных служащих обязан под­чиняться особо жестко контролируемым этическим и дисциплинарным нормам. Специальные законы, содержащие подобные нормы, приняты в ряде стран. Например, в США такими нормативными актами явля­ются: Принципы этичного поведения правительственных чиновников и служащих (1990 г.), Закон об этике (1978 г.); в Великобритании - Статус Гражданской службы, Кодекс условий службы и оплаты государствен­ных чиновников, Общие принципы поведения государственных служа­щих; в ФРГ - Федеральный закон о государственных служащих, Феде­ральный закон о дисциплинарном режиме государственной службы.

В этих нормативных актах подчеркивается престижность государст­венной службы и моральная ответственность перед обществом лиц, состоящих на службе. «Федеральный служащий, - говорится в принци­пах этического поведения США, - должен уважать и соблюдать фунда­ментальные принципы этичного поведения с тем, чтобы каждый граж­данин мог быть полностью уверенным в моральной честности своего правительства. Служба обществу предполагает доверие со стороны общества и требует, чтобы служащий ставил преданность Конституции выше личной выгоды».

 

ТЕМА: МЕТОДИКА КРИМИНОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 507; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.