КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Статистические методы, применяемые в криминологических исследованиях 5 страница
повышение профессиональной квалификации лиц, связанных с источниками повышенной опасности; совершенствование работы контрольных и правоохранительных органов по эффективному предотвращению, раскрытию и расследованию неосторожных преступлений, по справедливому наказанию виновных лиц.1 Особое место в деятельности по предупреждению неосторожных преступлений занимает Государственная автомобильная инспекция. На нее возложены следующие специально-криминологические меры профилактики: регулирование движения транспорта и пешеходов, выявление и пресечение нарушений правил дорожного движения, контроль за содержанием дорожной сети, надзор за техническим состоянием транспорта, регистрация и учет автотранспортных средств, учет и анализ ДТП, причин и условий их возникновения, а также принятие мер к их устранению, применение к нарушителям установленных законом мер воздействия, организация и проведение агитационно-пропагандистской работы. Для предупреждения должностной халатности, других криминальных проявлений неосторожности со стороны государственных служащих большое значение имеет четкая регламентация их деятельности в законных и подзаконных актах, а также ведомственный и надведом-ственный контроль.
Тема 14. КОРРУПЦИОННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ И ЕЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
План: 1. Понятие и общая характеристика коррупционной преступности 2. Причины и условия коррупционной преступности 3. Меры борьбы с коррупционной преступностью
1.Понятие и общая характеристика коррупционной преступности
Коррупционная преступность - традиционный и достаточно распространенный вид преступности в большинстве стран мира. Под коррупцией понимается подкуп, продажность должностных лиц (публичных служащих) и их служебное поведение, осуществляемое в связи с полученным или обещанным вознаграждением. Однако представляется правильным более широкое понимание коррупции как социального явления, не сводящегося только к подкупу и взяточничеству. Краткое и емкое определение коррупции содержится в справочном документе ООН о международной борьбе с коррупцией: «Коррупция - это злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях». Коррупция - распространенное зло в мире. Не случайно стратегия и практические меры борьбы с ней обсуждались на восьмом (Гавана, 1990 г.) и Девятом (Каир, 1995 г.) конгрессах ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, на многочисленных семинарах и конференциях, проводимых международным сообществом. За взятки обеспечивается заключение выгодных контрактов и проведение нужных экспертиз, затрудняется доступ к государственным заказам, «чужим» фирмам и т.д. Американский профессор В.М. Райсман выделяет три основных распространенных типа взяток: деловая взятка («платеж государственному служащему с целью обеспечения или ускорения выполнения им своих должностных обязанностей»), тормозящая взятка («за приостановку действия нормы или неприменения ее в деле, где она в принципе должна быть применена», прямой подкуп, т.е. «покупка не услуги, но служащего, приобретение должностного лица с тем, чтобы оно, оставалось на работе в организации и внешне соблюдая полную лояльность, на деле пеклось о своекорыстных интересах взяткодателя». Коррупция выходит за рамки национальных границ и требует глобального подхода потому, что доходы от нее после «отмывания» включаются в мировые и национальные финансовые потоки, подрывая государственные и международные институты власти и экономики. Активная транснациональная борьба с коррупцией в мире и в отдельных странах развернулась в своей основе в последнюю четверть XX в., когда коррупция стала приобретать стойкие черты. Она стала серьезно угрожать верховенству закона, демократии и правам человека, подрывать доверие к власти, принципам государственного управления, равенства и социальной справедливости, препятствовать конкуренции, затруднять экономическое развитие и угрожать стабильности демократических институтов и моральным устоям общества. Закон Республики Беларусь от 20 июля 2006 г. «О борьбе с коррупцией» дает определение коррупции, как «умышленное использование государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом своего служебного положения и связанных с ним возможностей, сопряженное с противоправным получением имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц, а равно подкуп государственного должностного или приравненного к нему лица либо иностранного должностного лица путем предоставления им имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для них или для третьих лиц с тем, чтобы это государственное должностное или приравненное к нему лицо либо иностранное должностное лицо совершили действия или воздержались от их совершения при исполнении своих служебных (трудовых) обязанностей». Действующий Уголовный кодекс Республики Беларусь дает основания относить к коррупционным такие преступления, как присвоение и растрату, совершаемые с использованием служебного положения, злоупотребление служебным положением, служебный подлог, получение взятки, воспрепятствование законной предпринимательской деятельности, ограничение конкуренции и ряд других преступлений, совершаемых государственными служащими (публичными лицами) с использованием своего служебного положения (в широком смысле этого слова) в корыстных, иных личных или групповых целях. Основу криминологической характеристики коррупционной преступности обычно составляют данные уголовной статистики о качественных и количественных свойствах. Однако статистические показатели коррупционной преступности носят весьма неполный характер. Рассматривая все виды должностных преступлений (должностные хищения, злоупотребление служебным положением, взяточничество) за последние 8 лет, то количество лиц, их совершивших, составляет: 2000 г. - 6394 чел., 2001 г. - 6973 чел., 2002 г. - 6840 чел., 2003 г. -4358 чел., 2004 г. - 7300 чел., 2005 г. - 6220 чел., 2006 г. - 4990 чел., 2007 г. - 2385 чел. Суммарный объем зарегистрированных фактов уголовно наказуемой коррупции составлял в 2000 г. - 5 %, 2001 г. - 6 %, 2002 г. - 5 %, 2003 г. - 3 %, 2004 г. - 4 %, 2005 г. - 3 %, 2006 г. 2,5 %, в 2007 г. - 1,9 %. Структура зарегистрированной коррупционной преступности в Республике Беларусь в соотношении ее видов выглядит следующим образом: должностные хищения - 83,5 % в 2000 г., 82 % в 2001 г., 80 % в 2002 г., 62 % в 2003 г., 80 % в 2004 г., 33 % в 2005 г., 34 % в 2006 г., 64 % в 2007 г.; злоупотребление служебным положением - 3,5 % в 2000 г., 4 % в 2001 г., 2,5 % в 2002 г., 7 % в 2003 г., 15 % в 2004 г., 50 % в 2005 г., 46,5 % в 2006 г., 18 % в 2007 г.; взяточничество - 13 % в 2000 г., 14 % в 2001 г., 17,5 % в 2002 г., 31 % в 2003 г., 5 % в 2004 г., 17 % в 2005 г., 19,5 % в 2006 г., 18 % в 2007 г. Структура криминологического портрета белорусских коррупционеров выглядит так: представители исполнительной власти, работники министерств, комитетов и их подразделений 5.8 %, сотрудники правоохранительных органов - 6 %, контролирующих органов - 4 %, работники налоговой и таможенной служб - 3,5 %, иные категории 28,5 %. Характерной чертой коррупционной преступности является ее высочайшая латентность. Экспертные оценки специалистов относительно размера выявленных случаев взяточничества по отношению к их фактическому уровню колеблются в пределах 0,1-2 %. Высокая латентность коррупционных преступлений объясняется факторами объективного и субъективного характера. В большинстве случаев совершения таких преступлений нет потерпевших в физическом смысле слова, заинтересованных в сообщении об этом преступлении и в его раскрытии. Как правило, все участники коррупционной сделки получают от нее выгоду, к тому же все они (например, при даче-получении взятки) в соответствии с законом подлежат уголовной ответственности. Поэтому преступления совершаются скрыто. Коррупция имеет высочайшую приспособительную способность, непрерывно видоизменяется и совершенствуется. Субъективными причинами латентности являются отсутствие должной политической воли и решительности у руководителей государственных органов в борьбе с коррупцией, а также низкий профессиональный уровень работников оперативного и следственного аппаратов, привлеченных к этой деятельности. Еще одной характерной особенностью коррупционной преступности является ее тесная связь с теневой экономикой и организованной преступностью. «Без коррупции организованной преступности не бывает, - справедливо утверждает В.В. Панкратов. Она в таком случае просто невозможна, она не просуществует и короткого времени, тем более она не сможет реализовать свои долговременные и длящиеся (разветвленные и многоэпизодные) операции - не получит льгот, защиты от контрольных органов, от конкуренции и пр. В свою очередь, только организованная преступность с ее бешенными доходами... образует разветвленную коррупционную сеть, выходя на самые верхи власти». В данном случае имеет место ситуация прямого подкупа или тотальной взятки, когда представители организованной преступности, мафиозные структуры устанавливают тесные связи с государственными чиновниками различного ранга, берут их на содержание, как бы «скупают на корню», полагая, что в нужный момент, в соответствующей ситуации коррумпированный представитель власти и управления поступит так, как ожидают взяткодатели. По данным ряда исследований, организованные преступные группировки и формирования от 30 до 50 % преступно нажитых средств тратят на коррумпированных функционеров государственного аппарата[4]. В докладе Генерального секретаря ООН «Воздействие организованной преступности на общество в целом» на второй сессии Комитета по предотвращению преступлений и уголовному правосудию Экономического и социального совета ООН в апреле 1993 г. отмечалось, что «коррупция государственных должностных лиц всегда являлась одним из предпочтительных средств организованных преступных группировок, составной частью их стратегии и тактики, которой отдавалось предпочтение перед использованием открытого насилия. Выплачиваемые в виде взяток деньги считаются боссами организованной преступности хорошим инвестированием, своего рода накладными расходами, оправданными с точки зрения «дела», поскольку это в значительной степени увеличивает шансы на успех и вероятную безнаказанность, снижает или даже сводит на нет опасность обнаружения преступления со всеми потерями, к которым это может привести».
2.Причины и условия коррупционной преступности
Существование коррупционной преступности определяется, прежде всего, общими причинами, детерминирующими преступность. Однако, как и другие виды преступности, коррупционная преступность имеет свои особенности в комплексе факторов, ее определяющих. Лица, находящиеся у власти, осуществляющие управленческие функции, постоянно испытывают соблазн использовать свои полномочия в личных или групповых интересах. Системный кризис, связанный с переходом к рыночной экономике, - благоприятнейшая ситуация для расцвета коррупции. Экономические причины и условия коррупционной преступности: экономическая нестабильность, проявляющаяся в существовании инфляции, высоких темпах обесценивания денежного содержания государственных служащих, что провоцирует последних на поиск других источников доходов, в том числе и нелегальных; появление достаточно обеспеченного слоя людей, имеющих сверхвысокие доходы, свободные деньги, которые они могут использовать для подкупа; отсутствие эффективной рыночной конкуренции, что позволяет получать необоснованные сверхдоходы; недостаточная забота государства о своих служащих, их материальном благополучии и социальных гарантиях. «Когда оклад правительственных чиновников порождает вопрос о том, как данный человек может прокормить свою семью на свой оклад, - подчеркивается в документах по борьбе с коррупцией, подготовленных секретариатом Восьмого конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (1990 г.), - можно утверждать, что общество порождает коррупцию. Когда оклад служащего государственного учреждения не обеспечивает ему прожиточный минимум, он либо уйдет с работы, либо будет недорабатывать свои часы, либо заниматься воровством, или вымогательством, либо брать взятки. Когда руководитель учреждения, принимающего правительственные решения, соответствующие решениям руководителя корпорации, получает оклад наравне с окладом служащего этой корпорации, или зарплатой разнорабочего, налицо основание для коррупции, которая ожидает подходящего момента»[5]. Организационно-управленческие причины и условия коррупционной преступности: отчуждение большей части населения от власти, в частности, от управления имуществом, от правотворчества и правоприменения, которое постоянно воспроизводит основания зависимости гражданина от чиновника; отсутствие эффективного парламентского контроля за состоянием коррумпированности должностных лиц государства; развитие «бюрократического рэкета» со стороны разросшегося чиновничьего аппарата органов государственной власти и управления; ничем не компенсированное разрушение старой системы негосударственного контроля за деятельностью государственных органов и должностных лиц; господство в хозяйственной сфере не уведомительного, а разрешительного принципа, когда от управленческого работника соответствующей государственной структуры зависит очень многое. Государство не может безучастно относиться к тому, что делается в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, поэтому пределы его вмешательства в экономику и контроля над ней, основания, способы и формы этого контроля должны быть максимально четко регламентированы. При отсутствии такой регламентации создаются благоприятные возможности для чиновничьего произвола и коррупции. Психологические причины и условия коррупционной преступности: многовековые традиции мздоимства и лихоимства на государственной службе в России и Беларуси; традиционно низкий уровень солидарности населения с нормами ответственности за подкуп; относительно низкий уровень правовых знаний взрослой части населения, ставящий его в условия повышенной зависимости от чиновников различного ранга; психологическая готовность значительной части населения к подкупу государственных служащих для реализации как законных, так и нелегальных интересов; укоренившийся в сознании крайне незначительный риск привлечения к ответственности за совершение коррумпированного деяния (феномен безнаказанности); 6) феномен обоюдной вины подкупаемого и подкупающего. К изложенному выше следует добавить, что непоследовательность проведения экономических реформ в государственной политике, отсутствие достаточной стабильности порождает у людей неуверенность в будушем. Это заставляет предпринимателей как можно быстрее получить прибыль, прибегая, в том числе, и к незаконным способам ее извлечения. Такова же психология многих чиновников: пока есть возможность, необходимо использовать свою должность для личного обогащения. Личность коррупционера существенным образом отличается от личности других преступников. Коррупционные преступления совершают как мужчины, так и женщины, причем удельный вес последних довольно высок. На них приходится 62 % женщин, совершивших присвоение либо растрату, 56 % - служебный подлог, 41 % - злоупотребление служебными полномочиями и только 10 % - взяточничество. Что касается возрастных признаков, то все указанные преступления совершают лица старших возрастов (30 лет и выше) - от 90 % при взяточничестве, 85 % при злоупотреблении служебными полномочиями и при служебном подлоге, до 57 % при совершении присвоения либо растраты. Образовательный уровень коррупционеров самый высокий среди всех преступников. Высшее образование имеют 82 % лиц, совершивших злоупотребление служебными полномочиями и служебный подлог, 45 % - присвоение и растрату и 93,5 % - взяточничество. Уровень рецидива у коррупционеров невысок - от 5 % у взяточников до 17 % у лиц, совершивших служебный подлог. В большинстве своем коррупционеры - это люди семейные, хорошие работники (многие из них имеют блестящий послужной список и отличаются исключительными деловыми качествами и высоким уровнем работоспособности). Как правило, это люди со стабильной психикой и выраженным потребительским мировоззрением. Так, немалая часть коррупционеров люди с высоким материальным достатком. Криминологи выделяют следующие обобщенные типы личности коррупционера, корыстолюбивый, престижный и игровой. Корыстолюбивый тип - последовательно, целеустремленно и постоянно стремится к удовлетворению своих, прежде всего, материальных потребностей, умножению и сохранению личного благосостояния, используя для этого все имеющиеся у него возможности: должностное положение, властные полномочия, связи и т.п. Престижный тип - для этой категории коррупционеров характерны не столько стремление обеспечить себя материально, сколько с помощью криминальных денег создавать и постоянно поддерживать свой личностный статус, имидж. Он должен ощущать всеобщее почтение, уважение, занимать высокое, достойное положение в обществе, входить в известные элитарные социальные группы (дорогие клубы, общества и т.п.). Для этого он легко, не скупясь, использует финансовые и иные резервы, добытые в результате преступной, коррупционной деятельности. Для игрового типа важны, прежде всего, не власть, не деньги, а сам процесс реализации власти. Ощущение реальной опасности при балансировании на грани правопослушного и преступного, дозволенного и запретного доставляет ему остро требуемое моральное удовлетворение. Для этого он стремится к созданию для себя максимальных комфортных условий и возможностей.
3. Меры борьбы с коррупционной преступностью
Борьба с коррупцией не может быть сведена только к выявлению и наказанию лиц, совершивших коррупционные преступления. Необходимо наряду с этим разработать и осуществить систему мер предупредительного характера, направленных на предотвращение проникновения коррупции в структуры управления и предупреждение коррупции на дальних подступах. Меры предупреждения коррупции можно подразделить на две группы: общесоциальные и специальные (правовые). Общесоциальные меры: усиление социальной направленности экономических реформ; совершенствование налогового законодательства; обеспечение четкой правовой регламентации деятельности органов государственной власти, законности и гласности такой деятельности, государственного и общественного контроля за ней, повышение нравственного и культурного уровня населения; привлечение институтов гражданского общества к борьбе с коррупцией, большое внимание уделяя воспитанию правосознания у граждан, получению навыков антикоррупционного поведения (здесь особая роль отводится средствам массовой информации, которые должны пропагандировать антикоррупционную политику). Правовые меры: Основным нормативно-правовым актом, определяющим и регулирующим борьбу с коррупцией в нашей стране, является Закон Республики Беларусь от 20 июля 2006 г. «О борьбе с коррупцией», в котором дается: законодательное определение перечня коррупционных преступлений, которое создает необходимые правовые предпосылки налаживания системы официального мониторинга данной группы преступлений; законодательное определение субъекта коррупционного преступления как лица, уполномоченного на осуществление публичныхфункций, которое охватывает не только должностных лиц органов государственной власти и управления, но и лиц, выполняющих управленческие функции на государственных унитарных предприятиях, в иных коммерческих организациях, управляемых при участии государства или выполняющих государственные заказы. Данный Закон определяет стратегию борьбы с коррупционными преступлениями, а также систему мер борьбы и предупреждения указанных преступлений. В Законе также четко определены виды деятельности, несовместимые с выполнением государственных функций: ограничение на работу по совместительству, запрет на занятие предпринимательской деятельностью, обязанность передачи в доверительное управление государству на время выполнения государственных функций ценных бумаг, имущества, вкладов в предприятия и иных ценностей, использование которых влечет за собой получение доходов. Невыполнение этих требований должно повлечь за собой в обязательном порядке увольнение с государственной службы. В Законе предусмотрены и реализованы достаточно жесткие меры финансового контроля. Сюда можно отнести предоставление при поступлении на службу сведений о доходах (личных и супруга(и)), недвижимом и ценном движимом имуществе, вкладах в банках и ценных бумагах, обязательствах финансового характера, в том числе и за пределами Республики Беларусь, о своем прямом или опосредованном участии в качестве акционера или совладельца оффшорных, других компаний, фондов с указанием доли собственности. Указанный перечень мер борьбы с коррупцией не является исчерпывающим. Генеральной же линией в общем комплексе мероприятий по борьбе с коррупцией должно стать неукоснительное обеспечение решительной и беспощадной борьбы со взяточничеством - главной составляющей коррупционной преступности. Исключительно важным в деле борьбы с коррупцией представляется совершенствование института государственной службы, максимально эффективная организация работы управленческого аппарата. Должны быть исключены дублирование и параллелизм в решении различных вопросов. Функции и пределы полномочий каждого служащего необходимо определить четко и максимально конкретно. Корпус государственных и муниципальных служащих обязан подчиняться особо жестко контролируемым этическим и дисциплинарным нормам. Специальные законы, содержащие подобные нормы, приняты в ряде стран. Например, в США такими нормативными актами являются: Принципы этичного поведения правительственных чиновников и служащих (1990 г.), Закон об этике (1978 г.); в Великобритании - Статус Гражданской службы, Кодекс условий службы и оплаты государственных чиновников, Общие принципы поведения государственных служащих; в ФРГ - Федеральный закон о государственных служащих, Федеральный закон о дисциплинарном режиме государственной службы. В этих нормативных актах подчеркивается престижность государственной службы и моральная ответственность перед обществом лиц, состоящих на службе. «Федеральный служащий, - говорится в принципах этического поведения США, - должен уважать и соблюдать фундаментальные принципы этичного поведения с тем, чтобы каждый гражданин мог быть полностью уверенным в моральной честности своего правительства. Служба обществу предполагает доверие со стороны общества и требует, чтобы служащий ставил преданность Конституции выше личной выгоды».
ТЕМА: МЕТОДИКА КРИМИНОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 507; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |