Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Статистические методы, применяемые в криминологических исследованиях 1 страница




Для сбора и анализа криминологической информации применяется, как уже отмечалось выше, частнонаучные методы: статистический и выборочный. Наиболее важным из них является статистический.

Статистический метод. Основные задачи использования статисти­ческих методов в криминологии следующие:

- дать цифровую характеристику состояния и динамики преступно­сти, а также практики борьбы с ней, деятельности органов, ведущих борьбу с преступностью, - описательная задача;

- установить статистические связи, зависимости, соотношения в со­стоянии и динамике преступности и в деятельности правоохранитель­ных органов - аналитическая задача;

- определить тенденции развития преступности и детерминант, дать статистический, криминологический прогноз - прогностическая задача;

- выявить положительные стороны и недостатки в практике борьбы с преступностью, помочь в разработке предложений и рекомендаций по совершенствованию этой борьбы - организаторская задача. Напри­мер, статистические показатели уровня раскрываемости преступлений объема профилактической работы в процессе расследования и рас­смотрения дел дают возможность своевременно принять необходимые управленческие решения по более полной реализации обшей и специ­альной превенции уголовно-правовых мер, реализации возможностей следственной профилактики.

Статистический метод исследования состоит из трех этапов - на­блюдение, группировка и сводка, анализ.

Первый этап, так называемое статистическое наблюдение, заключа­ется в сборе необходимой первичной информации посредством учета и регистрации сведений из статистических карточек и статистических от­четов, которые имеются в органах УВД, прокуратуры, юстиции и суда, а также из материалов анкетирования, интервью, изучения уголовного дела и т.д.

Второй этап состоит в сводке и группировке (классификации) всей информации, собранной из данных первичного учета. На этом этапе первичные данные систематизируются, подсчитывается их количество, после чего они группируются по различным признакам (например, по видам преступлений, по полу и возрасту), проводится подсчет по этим признакам и затем сводится воедино в статистический отчет, таблицу, схему, диаграмму.

Различают три вида группировок:

- типологические (распределение по качественным признакам, на­пример по видам преступлений);

- вариационные (распределение по количественным, варьирующим признакам, например по возрастным группам);

- аналитические (распределение на основе зависимости между дву­мя или несколькими группами факторов, например по месту и времени совершения преступлений).

Статистический анализ - это завершающий и наиболее ответствен­ный этап исследования. Он представляет собой процесс и результат сравнения, сопоставления, изучения полученных цифровых данных, их обобщения, установления и измерения взаимосвязей и закономерностей, характеризующих криминологически значимые явления и процессы.

Главное в статистическом анализе - не получение цифровой харак­теристики (какой бы обстоятельной она ни была), а правильность ее ис­пользования, оценки и практические выводы, извлекаемые из нее.

Выборочный метод. Уголовная статистика ведет сплошной учет всех без исключения ставших известными преступлений. Ее данные несут информацию о всей статистической совокупности преступности. Однако одной этой совокупности недостаточно для глубокого, всесто­роннего криминологического исследования.

Дополнительная информация добывается путем выборочных ис­следований, в ходе которых можно получить сведения, которых нет в уголовной и в иных отраслях правовой и социальной статистики. Чаще всего это дополнительная информация, необходимая для изучения при­чин и условий, обстоятельств, мотивов преступного поведения; углуб­ленного изучения личности преступников, условий ее формирования, влияния микросреды на процесс деморализации с последующей кри­минализацией личности правонарушителя; изучения общественного мнения по вопросам борьбы с преступностью; изучения практики этой борьбы, мер профилактики, их результативности и т.д.

Суть выборочных исследований состоит в том, что целое описывает­ся на основе его части. Изучению подвергается только часть всей сово­купности (выборка), а полученные сведения используются для характе­ристики всей совокупности. Теория статистики и практика доказывают, что при достаточно большом числе наблюдений могут быть выявлены и проанализированы закономерности, присущие всей изучаемой сово­купности (так называемой генеральной совокупности). Конечно, между результатами сплошного и выборочного наблюдения будет какое-то расхождение, которое называется ошибкой репрезентативности. Но эту ошибку можно определить и учесть, используя соответствующие фор­мулы и таблицы. Важно лишь, чтобы выборка была репрезентативной, представительной, т.е. выражала все своеобразие изучаемой совокуп­ности. Иными словами, выборка рассматривается как равноценная, хотя и уменьшенная, модель всего массива.

Следует также иметь в виду, что, с одной стороны, чем больше вы­борка (часть подвергаемой изучению совокупности), тем точнее резуль­таты, меньше ошибка репрезентативности, и, с другой стороны, чем бо­лее однородна совокупность, тем меньше может быть выборка.

В криминологических исследованиях наиболее часто применяет­ся случайная выборка, сущность которой состоит в том, что заранее не определяется единица наблюдения, а обеспечивается равноправное попадание в выборочную совокупность любой единицы наблюдения. Например, количество уголовных дел о кражах за один год в районе составляет 1000, но нам нужно изучить личности воров по 100 делам. Следовательно, исходя из принципа случайной выборки, из общего количества дел о кражах отбирается каждое десятое. Основой такой выборки должна служить картотека суда.

Необходимость применения выборочного метода (выборки) обусловливается тем, что исследователям достаточно трудно проводить сплошное обследование всей совокупности, требующее много времени сил и средств.

 

 

Тема 8. КРИМИНОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ

 

План:

1. Понятие и методы криминологического прогнозирования

2. Прогнозирование индивидуального преступного поведения

3. Основы криминологического планирования

 

1. Понятие и методы криминологического прогнозирования

 

Криминологический прогноз - предвидение развития преступности в течение какого-либо периода времени в будущем или ее состояния на определенный момент будущего. Прогноз, который может иметь более широкие или более узкие рамки, включает как количественные параме­тры преступности, так и ее качественные характеристики.

Криминологическое прогнозирование играет большую роль в деле повышения эффективности борьбы с преступностью не только в буду­щем, но и в настоящем. Но основное значение криминологического прогнозирования состо­ит в том, что оно создает возможность для активного вмешательства го­сударственных органов в вопросы, касающиеся состояния и структуры преступности в будущем в направлении ее снижения.

Криминологическое прогнозирование оказывает помощь органам, ведущим борьбу с преступностью, в их практической деятельности. Оно открывает перспективу, позволяет наметить главные направления борьбы с преступностью, указывает наиболее результативные пути ее сокращения. Задача криминологического прогнозирования состоит не в получении точных количественных и иных показателей, а в выявлении возможных тенден­ций и закономерностей развития преступности, поведения конкретных лиц или наступления иных криминологически значимых результатов.

Прогнозирование преступности может осуществляться: на уровне преступности в целом; на уровне определенной категории преступно­сти (рецидивной, корыстной, насильственной и т.д.); на уровне отдель­ных видов преступлений (вымогательство, бандитизм, убийство и т.п.).

В зависимости от продолжительности прогностического периода прогнозы преступности могут быть краткосрочными, среднесрочными и долгосрочными.

К краткосрочным прогнозам преступности относят прогнозы на срок до 3 лет включительно. В этих временных пределах оценку буду­щей преступности можно дать более однозначно, так как за такой пе­риод в обществе вряд ли могут произойти какие-либо существенные изменения.

В практике правоохранительных органов распространение получили трехгодичные прогнозы возможного уровня рецидивной преступности. Срок 3 года избран в связи с тем, что большинство новых преступлений совершается в течение первых трех лет с момента отбытия наказания.

Наиболее целесообразным видом среднесрочного прогнозирования являются пятилетние прогнозы. К долгосрочным прогнозам преступ­ности относятся прогнозы на срок 15-20 лет. Именно за этот период завершается, в основном, демографический цикл, охватывающий вос­производство населения в течение одного поколения, нравственное формирование и профессиональное становление личности.

Качественно-количественные предсказания возможных изменений, тенденций и закономерностей преступности в обозримом будущем мо­гут быть получены различными методами. К ним можно отнести метод экстраполяции, метод экспертных оценок, метод моделирования, метод социального экспериментирования.

Суть метода экстраполяции заключается в том, что выводы из на­блюдений за определенным явлением в прошлом переносятся как ве­роятности в будущее. Поскольку преступность и связанные с ней яв­ления имеют динамические и структурные показатели, выраженные в абсолютных и относительных величинах, то и на будущее они могут предсказываться путем продолжения имеющихся тенденций в тех же количественных единицах. Прогностические выводы могут быть диф­ференцированы по видам, группам преступлений и их причинам.

При осуществлении экстраполяционного прогноза обычно исходят из того, что социальные, экономические, демографические, а также су­губо криминологические явления и процессы в своей основе сохраня­ются более или менее неизменными в прогнозируемом будущем. Част­ные отклонения могут не приниматься в расчет, так как они не изменя­ют общих глобальных тенденций.

Экстраполяция применима при краткосрочных прогнозах. Чем мень­ше срок прогноза, тем выше может быть его точность, так как измене­ния в обществе при небольших сроках прогнозирования точнее просчи­тываются.

Метод экспертных оценок состоит в получении и обобщении отве­тов специалистов по определенным отраслям знаний на поставленные перед ними вопросы. Оценки специалистов основаны, главным обра­зом, на их опыте и интуиции. Различают мнение отдельного эксперта (мнение «гения») и коллективное (групповое мнение), которое может быть получено либо «дельфийским» методом, либо методом «мозгового штурма».

«Дельфийский» метод является вступительным этапом научного прогнозирования. Он заключается в систематическом формировании по возможности однородного мнения группы экспертов. Речь идет о мак­симальном, насколько это возможно, исключении влияния психологиче­ских факторов субъективного характера. Формулирование суждений о будущем происходит по специально подготовленной программе. Обыч­но используются один за другим три опросных листа. В первом - перед экспертами ставятся вопросы. Во втором - экспертов информируют о раскладе полученных ответов и просят выразить свое отношение к от­ветам, отличающимся от собственных. Наконец, в третьем листе экс­пертам представляется возможность изменить свой ответ в результате ознакомления с обоснованиями ответов других участников. Экспертов просят отвечать беспристрастно и гарантируют их анонимность. В ходе экспертизы возможно привлечение дополнительных экспертов. Таким образом, формируется группа экспертов, которая может использоваться для повторной экспертизы.

Метод «мозгового штурма» состоит в свободном обмене мнениями в группе сотрудничающих экспертов. Этим процессом руководит ком­петентный «вдохновитель». Он следит за соблюдением установленных правил и побуждает собравшихся к дискуссии. Правила эти очень про­сты и предназначены лишь для того, чтобы стимулировать умственную работу участников и создавать надлежащую атмосферу для свободного обмена мнениями. Из всей совокупности этих правил в качестве приме­ра можно указать следующие: концентрация внимания исключительно на одной и четко определенной проблеме; рассмотрение всех предла­гаемых идей, даже если их уместность или практическая ценность ка­жутся в настоящее время сомнительными.

Метод моделирования преступности в прогностических целях пред­полагает построение моделей преступности, анализ которых при раз­личных обстоятельствах может заменить до определенных пределов изучение будущей преступности. Создание удовлетворительной модели преступности в целях ее изучения и прогнозирования весьма перспек­тивно. Ее функции могут выполнять лишь модели идеальные, постро­енные в виде схем, формул, матриц.

Метод социального экспериментирования в силу ограничения прак­тического нормативного характера применяется редко и в определенных пределах, например, при прогнозировании рецидива в исправительном учреждении.

 

2. Прогнозирование индивидуального преступного поведения

 

Помимо общего прогнозирования преступности, самостоятельное значение имеет индивидуальное прогнозирование. При индивидуаль­ном, равно как и при общем криминологическом прогнозировании, ис­ходят из принципа, согласно которому прошлое, настоящее и будущее существуют в единстве и взаимодействии, и будущее в значительной степени детерминировано прошлым и настоящим.

Это дает возможность обрисовать контуры будущего поведения лич­ности, избегая в то же время фаталистической неотвратимости.

В деятельности правоохранительных органов прогнозирование прес­тупного поведения отдельных лиц является фактически делом повсед­невной практики. Необходимость такого прогнозирования возникает, например, у следователя при избрании меры пресечения, не связанной с заключением под стражу, в отношении подозреваемого или обвиняемо­го. Суд прогнозирует возможное поведение обвиняемого при назначе­нии меры наказания, определении вида исправительного учреждения, признании его особо опасным рецидивистом. Этот же вопрос о прогно­зировании решается при применении судом условного осуждения или условно-досрочного освобождения и т.д.

Необходимо отметить, что индивидуальное прогнозирование прес­тупного поведения может применяться в отношении сравнительно не­большой категории лиц, которые в прошлом уже совершали престу­пления или допускали иное антиобщественное поведение. Имеются в виду лица, в отношении которых установлен превентивный надзор, особо опасные рецидивисты, другие лица, имеющие судимость, а также совершающие мелкие правонарушения или допускающие иное откло­няющееся поведение (алкоголики, наркоманы, проститутки, бродяги, семейные скандалисты и т.д.), лица, обнаруживающие умысел на со­вершение преступления. Это примерный контингент лиц, в отношении которых на практике ведутся криминологические и профилактические учеты.

Прогнозирование индивидуального преступного поведения в мето­дическом плане значительно отличается от общего криминологическо­го прогнозирования. Основным здесь является вопрос о путях изучения личности с учетом ее возможного поведения в будущем. При этом вни­мание концентрируется как на самой личности, так и социальной среде и тех ее факторах, которые оказывают и будут оказывать на нее влияние в будущем.

 

2. Основы криминологического планирования

 

Криминологическое планирование представляет собой научное определение целей и задач борьбы с преступностью и необходимых для этого мероприятий. Оно основывается на прогнозах преступности.

Содержанием криминологического плана является комплексная система экономических, социальных, воспитательных, культурных, правовых, административных и организационных мер по борьбе с пре­ступностью.

Планы борьбы с преступностью бывают различных видов в зави­симости от целей, сроков и субъектов планирования. Когда планирова­ние охватывает борьбу с преступностью в целом, то разрабатываются так называемые комплексные криминологические планы. Они вклю­чают в себя решение экономических, социальных, воспитательных, организационно-правовых и чисто криминологических задач. Широта и характер мероприятий, предусмотренных в планах, определяет и круг субъектов планирования. К ним относятся органы власти, органы вну­тренних дел, прокуратуры, суда, юстиции и общественные организации. Комплексные планы могут составляться в районах, городах, областях.

Планируются и специальные меры предупреждения преступле­ний, осуществляемые органами внутренних дел, судами, прокурату­рой и юстицией. Такого рода планирование называют ведомственно-отраслевым. Указанные планы обеспечивают взаимодействие социального планирования с осуществлением мер криминологической профи­лактики, взаимосвязь и целеустремленность в деятельности правоохра­нительных органов, согласование их совместных действий с другими государственными органами и общественными организациями.

По времени планирование бывает текущим (годовое, полугодовое, квартальное) и перспективным (пять и более лет).

Перспективное (долгосрочное) криминологическое планирование определяет наиболее важные цели, стратегические направления и глав­ные задачи борьбы с преступностью на длительный период времени. Они имеют стратегическое значение по отношению к годовым и иным текущим планам борьбы с преступностью.

Текущие планы основываются на перспективных планах, являются их конкретизацией и выполняются в более короткий период времени.

Разработка планов борьбы с преступностью проходит несколько этапов: подготовительный, аналитический, прогностический и про­граммный.

В ходе подготовительного этапа создаются рабочие группы, опреде­ляются сроки криминологического планирования.

Криминологический анализ - это научно-исследовательская дея­тельность по сбору, обработке и систематизации криминологической информации. На этом этапе ставится задача определения количествен­ных и качественных параметров преступности в территориальном или отраслевом разрезе и выявления ее социальных детерминант.

При планировании на прогностической стадии необходимо прини­мать во внимание взаимосвязь и взаимозависимость криминогенных детерминант и других социальных, экономических, образовательных, культурных и демографических процессов, происходящих в обществе.

При разработке программы намечаются главные направления борь­бы с преступностью, определяются непосредственные задачи, устанав­ливаются сроки и график выполнения, а также уточняются субъекты, которым поручается выполнить план. Здесь же определяются меры, ко­торые должны быть комплексными и должны влиять как на социальные детерминанты преступности, так и на изменение личности в позитив­ном плане. Кроме мер, ресурсов и исполнителей, определяются также формы контроля за выполнением планируемых мероприятий. Контроль не только обеспечивает исполнение, но и дает возможность вносить в план необходимые поправки в зависимости от изменений преступности или системы, ведущей с ней борьбу.

 

 

Тема 9. ПРЕСТУПНОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, ЕЕ ПРИЧИНЫ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

 

План:

1. Криминологическая характеристика преступности несовершеннолетних

2. Причины и условия преступности несовершеннолетних

3. Предупреждение преступности несовершеннолетних

 

1. Криминологическая характеристика преступности несовершеннолетних

 

Проблема преступности несовершеннолетних всегда актуальна для криминологии. Она достаточно специфична, касается судьбы подрас­тающего поколения. От того, как она разрешается в настоящее время, во многом зависят состояние и тенденции преступности в будущем, нрав­ственный климат в обществе.

К данному виду преступности относятся уголовно наказуемые дея­ния, совершаемые лицами в возрасте от 14 до 18 лет. По криминоло­гическим характеристикам к ним примыкают общественно опасные действия «молодых взрослых», а также лиц, не достигших возраста, с которого может наступать уголовная ответственность.

Преступность несовершеннолетних за последние 15 лет характери­зуется в целом снижением, как по абсолютным показателям, так и по удельному весу в общей преступности. Так, в 1993 г. несовершенно­летними было совершено 9467 преступлений (15,1 %), в 2001 г. - 7349 (10,1 %), 2002 г. - 7516 (9,1 %), 2003 г. - 8635 (9,6 %), 2004 г. - 9047 (8,9 %), 2005 г. - 9096 (8,2 %), 2006 г. - 8133 (7,8 %), в 2007 г. - 6572 (7,2 %).

Произошло небольшое сокращение доли несовершеннолетних по тем преступлениям, которые традиционно являлись для них наиболее характерными. Например, в числе лиц, совершивших разбои, доля не­совершеннолетних сократилась с 2,2 % (1993 г.) до 1,7 % (2007 г.); в числе лиц, совершивших кражи, - с 68,5 % (1993 г.) до 58,5 % (2007 г.); в числе лиц, совершивших изнасилования, - с 1,1 % (1993 г.) до 0,3 % (2007 г.).

Вместе с тем произошел рост грабежей в удельном весе - с 7,6 % в 1993 г. до 9 % в 2007 г. (хотя в абсолютных цифрах произошло снижение: с 760 случаев в 1993 г. до 590 в 2007 г.). Заметно возросли как в удель­ном весе, так и в абсолютных показателях мошенничество (с 0,6 % и 60 случаев в 1993 г. до 3,3 % и 218 случаев в 2007 г.) и хулиганство (с 6,2 % и 622 случаев в 1993 г. до 13 % и 870 случаев в 2007 г.).

В структуре преступности несовершеннолетних три четверти сос­тавляют корыстные преступления (кражи - 58,5 %, мошенничество -3,3 %, угон автотранспортных средств без цели хищения - 3,5 %) и корыстно-насильственные преступления (грабежи - 9 %, разбои -1,7 %). На долю хулиганства приходится 13 %. Наиболее опасные пре­ступления составляют незначительную долю: убийства - 0,3 %, при­чинение тяжких телесных повреждений - 1 %, изнасилование - 0,3 %. Доля наркопреступности составляет 1,3 %.

В целом на несовершеннолетних приходится 11,1 % особо тяжких и тяжких преступлений, 88,9 % менее тяжких и не представляющих боль­шой общественной опасности.

Половина (49,6 %) преступлений несовершеннолетними совершает­ся в группе, состав которых обычно колеблется от 3 до 5 человек. Почти в каждую вторую преступную группу несовершеннолетних входят лица, имеющие судимость. Доля групповых преступлений примерно в 1,5-3 раза выше аналогичного показателя взрослой преступности. Удельный вес групповой преступности несовершеннолетних самый высокий у 16-17-летних, самый низкий у 14-15-летних. Он выше при кражах, гра­бежах, разбоях, изнасилованиях, ниже - при умышленных убийствах и причинении тяжких телесных повреждений.

До середины 80-х годов наиболее характерным (в 50-60 % случа­ев) местом совершения преступлений подростками являлся район их жительства, учебы, работы. Сегодня каждое третье-четвертое пре­ступление совершается подростками в местах привычного досугового общения, которые часто находятся в других районах или близлежащих населенных пунктах. 27 % всех преступлений совершено подростками в состоянии алкогольного опьянения.

Доля подростков 14-15 лет среди совершивших преступления почти стабильна и составляет в настоящее время 29 % (в 1993 г. - 34 %). Реци­див среди несовершеннолетних достигает 23 %.

В качестве нового явления, связанного с «омоложением» преступ­ности несовершеннолетних, выступает рост числа деяний, содержащих признаки преступлений, совершаемых лицами моложе 14 лет. При этом круг деяний этих лиц вовсе не ограничивается правонарушениями, не представляющими большой общественной опасности. Кражи, грабежи, совершаемые группами малолетних, предумышленные, особо жестокие преступления против личности не получают адекватной оценки, а лица, их совершившие, обычно остаются безнаказанными.

Исследуя личностные характеристики, криминологи постоянно от­мечают, что удельный вес лиц мужского пола среди несовершеннолет­них преступников всегда существенно выше (90-95 %) доли лиц жен­ского пола (9,1 % преступлений, совершенных в 2007 г.). Причем несо­вершеннолетние женского пола ныне совершают не только такие тра­диционные для них преступления, как кражи (71,5 %), мошенничество (3,3 %), но и все чаще становятся участницами грабежей (5,7 %), разбо­ев (1,8 %), хулиганских проявлений (8,3 %), а также тяжких преступле­ний против личности - убийств (1,3 %), тяжких телесных повреждений (1 %). Личностные характеристики правонарушительниц имеют суще­ственную специфику. По сравнению с совершившими преступления ребятами они, как правило, более скрытны, замкнуты, серьезно трав­мированы предшествующими жизненными обстоятельствами, при этом чаще лживы и эгоистичны.

По признаку рода занятий, уровень преступности является са­мым высоким среди учащихся: на долю школьников приходится 32 % (в 1993 г. - 31 %), учащихся ПТУ - 18 % (в 1993 г. - 22 %), студен­тов высших и средне-специальных заведений - 14 % (в 1993 г. - 7 %). Оставшиеся 36 % приходятся на неработающих и не учащихся подрост­ков (в 1993 г. их было 26 %).

Несовершеннолетние, совершившие преступления, как правило, проживают в родительской семье. За последние годы доля воспитываю­щихся в неполных семьях среди совершивших преступления сокраща­ется, приближаясь к общестатистическим показателям. Типичной ста­новится не структурная полнота, а так называемое семейное неблагопо­лучие - недостатки воспитания, обусловленные личностными характе­ристиками и отношением к воспитательным обязанностям со стороны родителей или заменяющих их лиц.

Особенности интересов, потребностей, отношений в сфере ведущей деятельности, характерные для несовершеннолетних преступников, включают стойкую утрату связей с учебным коллективом. В значитель­но большей степени их привлекает сфера досуга, в которой типично беспорядочное и бесцельное времяпрепровождение (часто в составе групп с отрицательной направленностью), праздное «шатание» по ули­цам, участие в выпивках. У большинства лиц данной категории побуж­дения, интересы, желания сводятся к потребительству, обладанию име­ющимися у других престижными вещами, постоянным развлечениям, возможности не отказывать себе в любых желаниях (в том числе за счет причинения ущерба другим). В силу этого формируются эгоистические привычки, создаются ситуации, способствующие правонарушениям, в том числе в связи с групповыми выпивками, употреблением наркотиков и других одурманивающих веществ, азартными играми и т.д.

Для несовершеннолетних преступников характерна деформация нравственно-правового сознания. Это понимание долга, совести, доз­воленности, исходя из личных желаний либо групповой солидарности; ориентация на получение сиюминутного удовольствия; равнодушие к переживаниям и страданиям других людей или даже стремление само­утвердиться, причиняя боль слабым. Уголовно-правовые запреты рас­сматриваются как формальные, социальная роль закона игнорируется, он противопоставляется целесообразности, а групповые нормы - нор­мам закона. Искажено само понимание дозволенного и недозволенного поведения, формируется враждебно-недоверчивое отношение к право­охранительным органам.

Для эмоционально-волевой сферы несовершеннолетних преступ­ников характерны ослабление чувств стыда, отсутствие сдержанности, лживость и несамокритичность. Значительное ослабление волевых ка­честв встречается крайне редко. Следовательно, в механизме преступ­ного поведения чаще играет роль не слабоволие, а волевая направлен­ность на «дурные» цели.

У несовершеннолетних преступников нервно-психические расстрой­ства встречаются в 3-6 раз чаще, чем у их законопослушных сверстни­ков. Однако указанные расстройства - это обычно не тяжелые и стойкие заболевания, а психопатические черты или остаточные явления после травм. Причем психопатические черты характера в своем большинстве приобретены не в результате отягощенной наследственности, а вслед­ствие неблагоприятных условий жизни либо сочетания этих факторов.

В абсолютном большинстве несовершеннолетний преступник - это лицо, которое обладает привычками, склонностями, устойчивыми сте­реотипами антиобщественного поведения.

 

 

2. Причины, условия преступности несовершеннолетних

 

Исследуя причины и условия, способствующие совершению престу­плений несовершеннолетними, криминологи на достоверном материа­ле доказали, что наиболее криминогенным фактором, провоцирующим противоправное поведение детей и подростков, является кризисная не­благополучная семья. Именно она наиболее интенсивно формирует лич­ность, способную совершать преступления.

В этой связи защита семьи и детей, воспитывающихся в ней, должна рассматриваться в качестве одной из приоритетных задач цивилизован­ного общества и государства.

Неуклонно снижается уровень жизни большинства семей - до 30 % всех детей живут в бедных семьях. Семья, которая живет очень бедно, ежедневно борется за выживание, причем использует для этого мораль­но небезупречные, а нередко и откровенно противоправные средства, перестает быть инструментом воспитания. Сложная психологическая обстановка в таких семьях способствует возникновению конфликтных ситуаций между родителями и детьми, между самими родителями, что в итоге приводит не только к распаду семей, но и к зарождению в них криминогенных настроений, привычек, поступков, жестокости и наси­лия в отношении близких и родных. Такая семья либо становится по­стоянно и сильно действующим источником негативных влияний на нравственное формирование подростка, либо выталкивает его на улицу, в антиобщественную среду, стихию «дикого» рынка, в частности, сферу полулегального или нелегального мелкого бизнеса.

В последние годы произошло значительное увеличение размером социального сиротства детей, когда складывается обстановка, при кото­рой они оказываются или чувствуют себя брошенными при живых ро­дителях. Все чаще дает о себе знать так называемое скрытое сиротство, которое распространяется под влиянием ухудшения условий жизни значительной части семей, падения нравственных устоев, следствием чего становится изменение отношений к детям, вплоть до полного вы­теснения их из семей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 748; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.