Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Творческая деятельность и творческая личность. 2 страница




4. Схематизация – сглаживание различий в однотипных образах и четкое выделение сходных особенностей. Пример: смайлики, рисунки на монетах.

5. Типизация – выделение существенных особенностей различных но относящихся к одному классу образов и воплощение их в конкретном образе. Буквально это создание типа. Пример: типичные образы в атласе рас, национальностей, пород животных.

6. Аналогия – создание новых образов на основе сравнения. Примеры: вертолет по аналогии со стрекозой, метафоричные образы, аллегории.

 

ТЕМА 7. РЕЧЬ

 

Язык – это система знаков, опосредующих психическую деятельность. Языки не сводятся к вербальным. Выделяют: также язык жестов, язык танца, язык программирования, язык иконы и др.

Речь – процесс использования языка в ходе общения; когнитивный процесс порождения высказывания.

Основные функции речи:

· в общении (коммуникация, экспрессия),

· в памяти (хранение общественного опыта),

· в мышлении (сигнализация, обобщение).

 

Виды речи

По форме выделяют:

· Внешняя

а. письменная

б. устная (диалогическая и монологическая).

· Внутренняя

Этапы порождения речевого высказывания

1. мысль;

2. порождение высказывания во внутренней речи (программирование; переход от плана к грамматической структуре; выбор слов по их семантическим и звуковым характеристикам);

3. произнесение (внешняя речь);

4. механическая форма существования речи;

5. восприятие речи (декодирование звуков или знаков);

6. понимание (декодирование смыслов).

 

Психологическое строение слова

Слово состоит из внешней оболочки (звук или знак) и внутреннего строения, т.е. системы значений.

Значение слова – это предметная отнесенность слова. Оно конвенционально. Значение делится на прямое (денотативное) и дополнительное (конотативное). Прямое указывает на главные свойства вещей, а дополнительное включает ассоциативные связи слова. Например.

Прямым значением слова «кошка» является определение – это небольшой хищник семейства кошачьих, охотящийся на мелких грызунов. А ассоциации: мурлычет, ластится, орет «благим матом», пушистая и др.

Кроме значения слово имеет и смысл.

Смысл – это индивидуальное субъективное значение слова. Смысл слова выражает отношение человека к ситуации. Смысл непередаваем. Он определяется следующими факторами:

· системой конотативных значений,

· ситуативным контекстом,

· речевым контекстом,

· паралингвистическими и экстралингвистическими средствами речи (сила голоса, тембр, темп, акценты, паузы, мимика, пантомимика).

Так, если два приятеля в лесу ищут источник воды и вдруг один из них закричал «нашел ключ», то его попутчик вряд ли подумает, что речь идет об инструменте. Если человек произносит комплименты сквозь зубы и со сжатыми кулаками, то вряд ли он вкладывает в них положительный смысл.

Критерии понимания речи: способность к пересказу или воспроизведению текста, передача своими словами, способность к конкретизации, способность действовать адекватно полученной информации.

Основные направления развития речи в онтогенезе: расширение лексики, интериоризация, переход от ситуативной речи к контекстной и развитие речевых функций от коммуникации к саморегуляции.

 


РАЗДЕЛ IV. ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ

 

ТЕМА 1. ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА

 

Эмоции – это состояния, отражающие отношение субъекта к значимым для него объектам.

Эмоции кратковременны и динамичны. Это конкретная реакция на конкретную ситуацию.

Чувства – это устойчивые состояния, выражающие глубинные отношения субъекта к различным сторонам действительности. Они устойчивы. Если человек любит, то это не на пять минут, как если бы ему рассказали анекдот. Как минимум это на пол-года (столько продолжается физиологическая фаза любви).

Чувства имеют личностный характер и ближе к категории свойств.

Основные функции эмоции:

· Сигнальная. Это значит, что сама эмоция является сигналом (прямой, непосредственной оценкой ситуации), в чем и состоит ее психологический смысл и отличие от рациональной, опосредованной оценки ситуации. Это и есть тот самый «голос сердца».

· Регуляторная. Состоит в том, что эмоции регулируют поведение. Например, команда, уступающая в классе сопернику, может победить вследствие более сильной эмоциональной мотивации.

· Мотивационная. Состоит в том, что эмоции являются ядром мотивов, а именно – опредмеченных побудителей деятельности.

Теории эмоции

Периферическая теория эмоций Джеймса–Ланге устанавливает связь эмоций и поведения (физиологических реакций). Обыденное сознание исходит из следующей связки: Э→R. То есть сначала эмоция, а потом реакция и поведение. У бихевиористов Джеймса и Ланге эмоция является следствием реакции на внешний стимул:

St →R→Э

Т.е. в афористичном выражении авторов теории «не ″мы бежим, потому, что испугались″, а ″мы испугались, потому, что бежим″».

Теория очень практична. Например, иногда достаточно разгневанного человека усадить в мягкое кресло, чтобы он расслабился и его гнев остыл. Очень трудно гневаться развалившись в мягком кресле!

 

Информационная теория П.В.Симонова устанавливает связь эмоций (их интенсивности и знака) с информацией:

Э = П (Ир – Ио),

где Э – эмоция,

П – потребность в информации о ситуации,

Ир – реальная информация,

Ио – ожидаемая информация.

Например студент испытывает потребность сдать экзамен на 4 (П=4). Он ожидает получить на экзамене 3 (Ио), а реально получает 5 баллов (Ир).

Таким образом его эмоция вычисляется следующим образом:

Э = 4 (5 – 3) = + 8. Другие ситуации:

Э = 5 (3 – 4) = - 5;

Э = 3 (3 – 4) = - 3;

Э = 5 (4 – 3) = + 5;

Э = 5 (3 – 5) = - 10;

Эта теория позволяет не только объяснять возникающие эмоции, но и прогнозировать их. В этом случае под информацией понимаются средства и ресурсы для достижения цели.

Например, студент знает: чтобы сдать экзамен на 5 он должен выучить все конспекты, прочитать учебник, выполнить лабораторные работы, быть в хороших отношениях с преподавателем (Ио). А у него все в минусе: конспекты есть не все, да и не все понял, учебник не читал, лабораторные работы выполнял формально, преподавателю нахамил (Ир). В результате

Ио сильно превышает Ир и студент идет на экзамен со страхом. Если же все у студента «в плюсе», а требования преподавателя весьма либеральны, неужели студент испытает страх? Очевидно, что он идет на экзамен с полной уверенностью.

Теория фундаментальных эмоций Кэррола Е. Изарда). По Изарду существуют всего десять фундаментальных эмоций (что соответствует количеству эмоциональных центров в ГМ), которые являются общими для человека и высших животных: интерес, радость, удивление, горе, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина. Все остальные являются производными от них.

Так, в основе ревности всегда присутствует страх (потери), но к нему может примешаться любая другая фундаментальная эмоция: гнев, презрение, горе. Во всех этих случаях ревность будет иметь свои особенности. Если примешается гнев, то очевидно будет «мордобитие». Если примешается отвращение – наверно просто последует развод. Если примешается горе – не исключен суицид.

 

Виды эмоций.

По воздействию на организм выделяют следующие эмоции:

1. Стенические, т.е. улучшающие жизнедеятельность организма. Военным врачам известно, что раны у победителей заживают быстрее.

2. Астенические, т.е. ухудшающие жизнедеятельность организма. Как говорят врачи, отчаявшимся больным, впадающим в депрессию: «Если ты объединишься с болезнью, то я не смогу тебе помочь, но если нас будет двое, мы одолеем болезнь».

3. Амбивалентные, то есть двойственные, или нейтральные (Например, состояние «люблю и ненавижу», интерес).

 

Формы эмоций.

Одна и та же эмоция может принимать разные формы:

· эмоциональный тон,

· настроение,

· аффект.

Эмоциональный тон имеет предметный характер. То есть, человек не осознает, что это его эмоция и приписывает свое отношение, оценку свойствам предмета. Например, «скучная книга», «неприятный человек».

Настроение уже имеет личностный характер. Человек его осознает. Настроение сильно влияет на протекание когнитивных процессов. Так, при плохом настроении, люди чаще вспоминают о неудачах, меньше верят в будущие успехи, в людях с которыми они в данный момент общаются видят больше недостатков.

Аффект – быстро и бурно протекающая эмоция сопровождающаяся нарушением волевой регуляции и сужением сознания.

 

Стресс

Зачастую выделяют к эмоциям причисляют стресс. Но это не столько эмоция, сколько целостное функциональное состояние всего организма.

Автор термина «стресс» Ганс Селье понимал под стрессом общий адаптационный синдром организма, возникающий в ответ на воздействие стрессогенных факторов.

Психологически смысл стресса, по мнению Селье состоит в мобилизации ресурсов организма в экстремальной ситуации.

Стрессоры делятся на физиологические (опасность, чрезмерно высокие или низкие температуры и др. экстремальные факторы среды) и психологические (риск, новизна деятельности, ответственность, дефицит времени).

Фазы стресса: мобилизация, адаптация, дистресс.

Стресс в его исходном понимании (по Г.Селье) явление положительное. Находясь в состоянии стресса человек способен реализовать сверхсложные цели, которые не могут быть достигнуты в другом состоянии. Но ресурсы организма и психики, если стрессор не исчез, быстро заканчиваются и наступает та самая негативная фаза, с которой и связывают стресс обыватели – фаза угнетения (или дистресс). На Рис. 5. представлены фазы стресса.

Рис.5. Фазы стресса

 

Люди отличаются друг от друга как по реакции на стрессовую ситуацию, так и своей предрасположенностью к стрессам.

По типу реагирования выделяют возбудимый и тормозной типы. Возбудимый тип – реакция льва. Реагируют повышением активности. Запредельные формы реакции проявляются в суетливости, частой смене решений, перепроверке своих действий, беспорядочным начатием на органы управления технической системы. Тормозной тип – реакция кролика. Типичны вялые движения, прикованность внимания к одной точке. В критической ситуации проявляют бездействие.

По предрасположенности к стрессам людей делят на тип А и тип Б. Личности, относящиеся к типу А часто испытывают стрессы, отличаются целеустремленностью, стремлением к победе, агрессивностью. Представители типа Б редко испытывают стрессы, доброжелательны, расслаблены, не стремятся первенствовать.

Высшие чувства – социальные чувства, содержание которых определяется уровнем личностного развития.

Выделяют разновидности:

· практические (выражающие отношение к деятельности, например, удовлетворенность процессом и результатом),

· эстетические («гармонично», «прекрасно», «возвышенно»),

· моральные («аморально», «чувство долга»),

· интеллектуальные («Эврика! Нашел!», «Инсайт»).

 


ТЕМА 2. ВОЛЕВАЯ РЕГУЛЯЦИЯ

 

Воля – регулирующая сторона сознания, заключающаяся в способности совершать целенаправленные действия, требующие преодоления трудностей.

Все действия по волевой регуляции делятся на следующие виды:

1. произвольные

2. непроизвольные

3. послепроизвольные

Произвольные действия характеризуются наличием цели, плана действий и волевым усилием (т.е. преодоленной трудностью: внешнего препятствия или внутренних барьеров, лени).

Непроизвольные действия – это действия, не имеющие осознанной цели, плана и преодоленных трудностей. Мотивы своего поведения человек объяснить не в состоянии.

Послепроизвольные действия характеризуются наличием цели, но отсутствием волевого усилия (вследствие отсутствия трдностей).

Структура волевого акта

1. Постановка цели и появление стремления к ее достижению.

2. Выбор средств для достижения цели.

3. Борьба мотивов и принятие решения действовать.

Борьба мотивов, протекает в мотивационной сфере личности. Поэтому, чем более она иерархизована, тем быстрее человек принимает решение.

4. Реализация действия.

Факторы, определяющие эффективность волевых усилий: уровень активации, «обязательность» инструкции, включенность в коллективную деятельность, возраст и т.д.

Волевые типы личностей (на основании так называемого локуса контроля действия):

1. Экстернал. Отличается внешним локусом контроля действия. То есть в том, что с ним случается винит других людей, судьбу, ситуацию, но только не себя. Поэтому он в меньшей степени способен влиять на ситуацию, менее волевой, менее эффективен, более зависим.

2. Интернал. Отличается внутренним локусом контроля действия. То есть причину удач или неудач видит в себе. Поэтому он волевой, способен влиять на ситуацию, он более эффективен, независим, берет на себя ответственность.

Основной принцип развития волевых качеств личности состоит в формировании опыта волевого поведения. А для этого трудности должны быть посильными. Иначе сформируется состояние выученной беспомощности, апатия, слабоволие.

 


РАЗДЕЛ V. ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ

 

ТЕМА 1. ТЕМПЕРАМЕНТ

Темперамент – своеобразие динамики психических процессов и поведения. Это в большей мере наследуемая характеристика. Во вторую очередь – врожденное и, меньшей степени – приобретенное свойство.

Наиболее популярна классификация типов темперамента Галена- Гиппократа (холерик, сангвиник, меланхолик, флегматик), предложенная во II веке до н.э. Однако, научная база, подводимая Гиппократом имеет только эвристическую ценность и не отвечает современному уровню знаний.

Основные характеристики темпераментов по Галену-Гиппократу:

· Холерик (желчь) – резкий, раздражительный, экспрессивный;

· Сангвиник (кровь) – общительный, непосредственный, необидчивый;

· Флегматик (слизь) – невозмутим, работоспособен, спокоен;

· Меланхолик (черная желчь) – болезненно чувствителен, внешне спокоен или уныл.

Как это доказал И.П. Павлов, физиологической основой темперамента является тип высшей нервной деятельности (ВНД), выводимый из сочетания основных свойств нервных процессов: силы, уравновешенности и подвижности.

Сила нервных процессов определяет способность нервных клеток (центров) переносить либо длительное, либо интенсивное возбуждение или торможение. Сильная нервная система – работоспособная, слабая – чувствительная.

Уравновешенность нервных процессов определяется соотношением процессов возбуждения и торможения (процессы м.б. сбалансированы или несбалансированны – т.е. может преобладать возбуждение или торможение).

Подвижность нервных процессов – это способность нервных процессов быстро сменять друг друга (нервная система по этому показателю м.б. или подвижной или инертной). Подвижность нервных процессов означает, что процессы возбуждения и торможения быстро сменяют друг друга. Инертность означает, по житейски говоря, что человек часто «зацикливается».

Павлов И.П. выделил следующие типы ВНД:

1. Сильный, неуравновешенный → соответствует холерику

2. Сильный, уравновешенный, подвижный → соответствует сангвинику

3. Сильный, уравновешенный, инертный → соответствует флегматику

4. Слабый → соответствует меланхолику

 

Конституциональные теории (С. Кречмера и В. Шелдона) выводят тип темперамента (шизотимик, иксотимик, циклотимик) из типа телосложения (астеник, атлет, п и кник).

Для шизотимика характерна парадоксальность мышления, эмоций и поведения; склонность к абстракциям; сочетанием внешней эмоциональной холодности и внутренней чувствительностью.

Иксотимик характеризуется спокойной невозмутимостью, инертностью мышления.

Циклотимик – цикличностью эмоциональной жизни (сменой настроений), доброжелательностью, реалистичностью.

На практике более применимы подходы, позволяющие диагностировать отдельные показатели темперамента. Например, шкалы темперамента Л.Тэрстона (активность, энергичность, импульсивность, доминантность, стабильность, социабельность, рефлексивность) используются при профотборе, выявляя соответствие наследуемых динамических характеристик психики требованиям деятельности.

 

ТЕМА 2. ХАРАКТЕР

Определяя понятие характер, следует выделить три основных момента:

1) характер – это индивидуальное своеобразие устойчивых психических особенностей человека;

2) данные особенности обуславливают типичные способы поведения человека в ходе общения и деятельности;

3) в этих способах выражается отношение человека к различным сторонам действительности.

Характер базируется на таких особенностях психики, как темперамент, особенности познавательной и эмоционально-волевой сферы. Это развиваемая характеристика. Характер формируется в процессе общения и деятельности.

Основные понятия теории характера: черты характера, симптомокомплексы и акцентуации черт характера.

Выделение отдельных черт характера – традиционный подход к характеристике человека, особенностей его поведения.

Классификация черт характера:

· черты, выражающие отношение к деятельности (например: исполнительность, добросовестность, дисциплинированность);

· черты, выражающие отношение к другим людям (например: дружелюбие, коллективизм, чуткость, альтруизм);

· черты, выражающие отношение к себе (например: гордость, самоуважение, самолюбие);

· черты, выражающие отношение к вещам (например: бережливость, небрежность, скупость).

Наиболее ярко выраженные черты характера называются акцентуациями.

Именно акцентуации черт характера, то есть самые яркие черты, наиболее информативны. Кроме того, черты характера образуют устойчивые взаимосвязи (симптомокомплексы черт), в основе которых лежат глубинные отношения личности.

Современные классификации типов характера построены на выделении акцентуированной черты и связанного с ней симптомокомплекса.

Одна из самых популярных типологий – MMPI (Миннесотский личностный опросник). Здесь выделяются следующие типы характеров:

1. Ипохондрик. Акцентуация: чрезмерно озабочен своим здоровьем. Симптомокомплекс: консервативен, пассивен, с трудом адаптируется к новому.

2. Истероид. Акцентуация: стремление быть в центре внимания. Симптомокомплекс: невротические реакции типа «Ухода в болезнь» манерность, жеманность, внушаемость, эмпатичность.

3. Психопат. Акцентуация: социально дезадаптирован. Варианты дезадаптации: агрессивный психопат, конфликтный психопат, обидчивый психопат, циничный психопат и другие. Симптомокомплекс: ригидные личностные установки, эгоизм и др.

4. Шизоид. Акцентуация: парадоксальность психической жизни: мышления, эмоций и поведения. Симптомокомплекс: сочетание высокой чувствительности и внешней эмоциональной холодности. Богатое воображение.

5. Психастеник. Акцентуация: ранимость, чувствительность. Симптомокомплекс: нерешительность, неверие в свои силы, преувеличение опасностей (возможные неудачи пугают их больше реальных), трудности привыкания к новому.

6. Паранояльный тип. Акцентуация: одержим свехценной идеей, т.е. «идеей фикс»). Симптомокомплекс: эгоизм, самомнение, узость интересов, нетерпимость к критике, не боится единоборства с более сильным соперником.

7. Депрессивный тип. Акцентуация: тревожен, мнителен. Симптомокомплекс: низкая самооценка, застенчивость, сензитивность (чувствителен к социальным намекам, отношению), добросовестен, склонен к колебаниям при принятии решений.

8. Гипоманиакальный тип. Акцентуация: активный, жизнерадостный. Симптомокомплекс: любопытен, энергичен, высокое самомнение, предприимчив, тянется ко всему новому, не терпит стеснения свободы.

9. Маскулинный (мужественный) или фемининный (женственный) тип. Причем, имеется в виду не внешняя мужественность или женственность, а степень привязанности к своей половой роли. Акцентуация определяется как очень тесная привязанность к своей половой роли, или, наоборот, свобода от половых стереотипов. Примеры акцентуаций:

1) Мужественный мужчина. Акцентуация: мужская роль, мужское поведение для него приоритетны. Симптомокомплекс: решителен, смел, немногословен, агрессивен и др.

2) Женственный мужчина. Акцентуация: мужская роль для него незначима. Симптомокомплекс: мягкие, аристократичные манеры, чувствительность, эмоциональность, общительность, широта и утонченность интересов, склонность к самоанализу, хорошо ладит с людьми, особенно с женщинами.

3) Мужественная женщина. Акцентуация: непривязанность к женской модели поведения. Симптомокомплекс: решительность, смелость, склонность к риску, несентиментальность, недостаточно женственные манеры. Хорошо понимают мужчин. Хорошо приспособлены к руководящим должностям. Внешне, при этом могут быть очень привлекательны (эдакие «Никиты», «Умы Турман», «Дженифер Лопес»).

4) Женственная женщина. Акцентуация: полная идентификация с половой ролью. Симптомокомплекс: сентиментальны, эмоциональны, несамостоятельны, чрезмерно озабочены внешностью и др. Испытывают проблемы в общении с представителями противоположного пола.

 

 

ТЕМА 3. СПОСОБНОСТИ

 

Способности – это индивидуально-психологические особенности, отвечающие требованиям деятельности и являющиеся условием ее успешного выполнения.

Способности формируются, развиваются и обнаруживаются в деятельности. Причем, любая деятельность исторична. В XXI веке одной из самых востребованных профессий является профессия программиста. Хотя еще лет сто назад не было никаких оснований судить о способностях к программированию.

Задатки – врожденные анатомо-физиологические предпосылки способностей, включающие особенности протекания нервных процессов, особенности анализаторов, особенности строения тела (анатомии и физиологии).

Проблема врожденного, наследуемого и приобретенного в способностях до сих пор остается дискуссионной.

Классификации способностей:

По характеру продукта деятельности:

1. Творческие (способность создавать что-то новое). Например, написать песню, нарисовать картину.

2. Репродуктивные (способность точно воспроизвести уже созданное). Например, спеть песню, написать репродукцию известной картины.

По направленности:

1. Общие (способность к усвоению знаний, умений и навыков). Т.е. способность учиться вообще, затрачивая при этом минимальные усилия.

2. Специальные (способность к конкретной деятельности). Например, в группу способностей к деятельности маркетолога можно включить: способность к анализу, коммуникабельность, энергичность, высокий уровень притязаний и др. Способности к бухгалтерской деятельности включают: устойчивость внимания, умственная работоспособность, усидчивость, ответственность, добросовестность и др.

Уровни способностей:

1. Одаренность (способность к быстрому освоению деятельности и, эффективной ее реализации, не требующей больших затрат психической энергии). Это показатель умственных возможностей и общего уровня реализации деятельности.

2. Талант (способность к самостоятельной, оригинальной реализации деятельности).

3. Гениальность (высшая степень творческого проявления личности в деятельности, характеризующаяся высокой значимостью результатов деятельности для последующих поколений).

Способности тесно связаны с такими личностными структурами, как образ Я, характер, мотивационно-потребностная сфера. А также с когнитивными процессами и эмоционально-волевой сферой личности.

В частности важнейшим компонентом способностей к любой деятельности будет желание ею заниматься (мотивация).

Способности проявляются в интересах и склонностях личности.

Интерес характеризует стремление к информации о деятельности, роде занятий, реальности. Человек много читает, собирает материал по соответствующей тематике, коллекционирует соответствующие объекты.

Склонность характеризует стремление именно заниматься данной деятельностью. Человек обычно склонен тратить свое время и силы на занятие тем, что доставляет ему удовольствие. А удовольствие ему доставляет то, что у него получается. Таким образом, по склонностям можно судить о способностях.

Современный подход к способностям предполагает опору на системную методологию. Это значит, что Способность понимается как системное качество личности, приобретаемое ею во взаимодействии с конкретной деятельностью. В этом случае выделяют:

1. Мотивационный компонент способностей (желание заниматься этой деятельностью);

2. Способности к каждому конкретному компоненту деятельности (к анализу ситуации, к диагностике ситуации, к коммуникации с клиентом, к программированию деятельности и организации работы коллектива);

3. Владение информационной основой деятельности, сформированность оценочных эталонов;

4. Профессионально-важные качества субъекта деятельности, необходимые для успешной реализации всех компонентов деятельности (аналитичность мышления, способность к мысленному синтезу, потребность и способность к общению, стрессоустойчивость, энергичность и др.).

Творческие способности.

Личностные компоненты творческих способностей включают такие особенности творческой личности: высокий уровень притязаний, вера в свои силы, мотивация творчества, нонконформизм, свобода от культурных влияний (стереотипов, эталонов оценки) и др.

Когнитивные компоненты творческих способностей – это особенности памяти, мышления, воображения, восприятия, внимания, речи, выражающиеся в таких качествах, как эвристичность, гибкость, интеллектуальная активность, когнитивная сложность или простота, креативность, целенаправленность.

Эмоционально-волевые компоненты: целеустремленность, настойчивость, эмоциональная развитость, чуткость к внешним оценкам, эмпатия и др.


РАЗДЕЛ VI. МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

 

ТЕМА 1. ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ ОБЩЕНИЯ

 

Общение – взаимодействие субъектов, в ходе которого идет обмен информацией, личностными смыслами, эмоциями, отношениями, способами деятельности.

Выделяют три аспекта[5] общения:

1. Перцептивный (аспект межличностного восприятия);

2. Информационный (обмен информацией);

3. Интерактивный (аспект влияния, воздействия на партнера, взаимодействия).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 419; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.093 сек.