Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возрастно-психологические особенности студенчества




Ранняя юность (от 14-15 до 18 лет) и поздняя юность (от 18 до 25 лет) – в буквальном смысле слова «третий мир», существующий между детством и взрослостью. К концу этого возрастного периода основные процессы биологического созревания в основном завершены, поэтому дальнейшее физическое развитие можно рассматривать как принадлежащее периоду взрослости.Как отмечал Кон И.С. юность – это период своего рода «ролевого моратория», когда человек может «примерять» различные социальные роли, не выбирая еще окончательно. Юноша во всех сферах жизни стоит перед выбором. Он должен выбрать себе род трудовой деятельности. Он должен выбрать себе спутника жизни. Он должен определить свой нравственный идеал, выработать определенный образ жизни и т.д.Исследования показали, что в студенческом возрасте происходит дальнейшее психическое развитие человека, сложное переструктурирование психических функций внутри интеллекта, это происходит в связи с вхождением в новые, более широкие и разнообразные социальные общности.Столяренко Л.Д. отмечает, что студента как человека определенного возраста и как личность можно охарактеризовать с трех сторон. С психологической, которая представляет собой единство психологических процессов, состояний и свойств личности. Главное в этой стороне - психические свойства (направленность, темперамент, характер, способности), от которых зависит протекание психических процессов, возникновение психических состояний, проявление психических образований. С социальной, в которой воплощаются общественные отношения, качества, порождаемые принадлежностью студента к определенной социальной группе, национальности и т.д. С биологической, которая включает тип высшей нервной деятельности, строение анализаторов, безусловные рефлексы, инстинкты, физическую силу, телосложение, черты лица, цвет кожи, глаз, рост и т.д. Эта сторона в основном предопределена наследственностью и врожденными задатками, но в известных пределах изменяется под влиянием условий жизни.Столяренко Л.Д. подчеркивает, что изучение этих сторон раскрывает качества и возможности студента, его возрастные и личностные особенности. В юношестве в основном завершается физическое развитие организма, заканчивается половое созревание, приходит в гармоничное соответствие сердечно-сосудистая система, замедляются темпы роста тела, заметно нарастают мышечная сила и работоспособность, заканчивается формирование и функциональное развитие тканей и органов. Благодаря этому в психике юноши или девушки процессы возбуждения уравновешиваются процессами торможения. Поведение молодого человека становится более адекватным ситуации.Студенческий возраст характеризуется достижением наивысших, «пиковых» результатов, базирующихся на всех предшествующих процессах биологического, психологического, социального развития.Также ученые отмечают, что студенческий возраст характеризуется и тем, что в этот период достигаются многие оптимумы развития интеллектуальных и физических сил. Но одновременно проявляются "ножницы" между этими возможностями и их действительной реализацией. Характерной чертой нравственного развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения. Укрепляются те качества, которых не хватало в полной мере в старших классах – целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой. Повышается интерес к моральным проблемам, а именно к цели жизни, образу жизни, долгу, любви, верности и др. По Бокенчиной М.К. На первом курсе студенты адаптируются к условиям вузовского обучения. В этот период студент полон энтузиазма, оценка собственных возможностей в будущей профессиональной деятельности завышена и неадекватна. Второй курс – период напряженной учебной деятельности, адаптация завершается, формируются широкие потребности и культурные запросы. Студент сталкивается с наличием профессиональных ценностей и осознает их как нормы, стремится соответствовать им. Складывается образ профессионального Я. В этом периоде студент осознает то, как он далек от позиции настоящего профессионала своего дела. Конец второго курса характеризуется внутренним кризисом, т.е. кризисом неуверенности в целях и смысле обучения, в собственных профессиональных способностях, это есть «кризис середины обучения». На третьем курсе происходит резкое изменение в профессиональном становлении студента. Это связано, по мнению автора, с потребностями в самоутверждении, и в поиске индивидуального стиля профессиональной деятельности. Возрастает устойчивость самооценки, зависимость ее от формирующегося профессионального Я. Пробуждается интерес к научной работе. Именно поэтому в этот период рекомендуется привлекать студентов к научно-исследовательской деятельности, практической работе на производстве по профессии, профессиональный индивидуальный труд во внеучебное время. На четвертом курсе студенты начинают адекватно оценивать свои возможности. Студент уже ориентируется не на личностные особенности, а на профессиональную деятельность и свое место в ней. Т.е. в середине обучения проявляется ценностно-смысловой (мотивационный) кризис, а на последнем курсе операциональный кризис (т.е. сложности с реализацией целей и смыслов).

Воспитание студента в педагогическом процессе.

Главная задача воспитательной работы в рамках вуза – подготовка высококвалифицированного специалиста, способного к самореализации себя в основных сферах жизнедеятельности, а именно познавательной, профессиональной, семейной, духовно-культурной, общественно-политической. Создание и поддержание в воспитательном пространстве вуза такой системы, при которой будет поддерживаться непосредственная мотивация студентов и будет достигнут максимальный результат воспитательной работы. В основе вузовского воспитания лежит активная помощь студенту в выборе здоровых жизненных ориентиров через формирование основ мировоззренческой безопасности в условиях глобализации и поведенческий подход, суть которого состоит в признании того, что актуальные потребности побуждают человека к определенным действиям.Стоит ли воспитывать взрослых людей? Если его понимать как воздействие на личность с целью формирования нужных воспитателю, ВУЗу, обществу качеств, то ответ может быть только отрицательным. Если как создание условий для саморазвития личности в ходе ВУЗОВСКОГО обучения, то ответ должен быть положительным.ВУЗ служит не только для передачи специальных знаний, сколько для развития и воспроизведения особого культурного слоя, важнейшим элементом которого является сам специалист. Поэтому преподаватель не только передает студенту знания и профессиональные умения, а приобщает его к определенной культуре, и чтобы эта культура развивалась и воспроизводилась, необходимы живые люди, живое человеческое общение.Воспитывать - это, значит, строить систему взаимоотношений между людьми, создавать условия для саморазвития личности. Самый главный прием воспитания - это принятие человека таким, какой он есть, без прямых оценок и наставлений. Только в этом случае будет сохраняться у воспитателя контакт с воспитуемым, что является единственным условием плодотворного взаимодействия обоих участников воспитательного процесса. Главная задача воспитателя — раскрыть перед воспитуемым широкое поле выборов, которое часто не открывается самим юношей из-за его ограниченного жизненного опыта, недостатка знаний и неосвоенности всего богатства культуры.Другая важнейшая задача воспитания — помощь воспитуемому в выработке индивидуального стиля жизни, индивидуального стиля деятельности и общения. Т.е. нужно вооружить студентов приемами самопознания.Воспитание - это намеренное формирование личности в соответствии с принятым идеалом, под влиянием сознательно направляемых различных воздействий (внушения, убеждения, эмоциональное заражение, личный пример, вовлечение в определенные виды деятельности и другие приемы психолого-педагогического воздействия) со стороны педагогов.В высшей школе воспитание интереса и любви к избранной профессии достигается путем выработки у студентов правильного представления об общественном значении и содержании работы в предстоящей области деятельности, о закономерностях ее развития:• Формирование у каждого студента убеждения в своей профессиональной пригодности, а также ясного понимания необходимости овладения всеми дисциплинами, видами подготовки, предусмотренными учебным планом данного вуза.• Выработка стремления следить за всем прогрессивным в деятельности передовых специалистов.• Умение направлять все самовоспитание на пользу работе, постоянно пополняя свои знания.Зачем нужен преподаватель в вузе, только ли как носитель и "передатчик" информации? Но как раз в этом качестве он значительно уступает многим другим источникам информации, таким, например, как книги и компьютеры. Специалиста, как представителя определенной культуры, характеризуют не только специфический набор знаний и умений, но и определенное мировоззрение, жизненные установки и ценности, особенности профессионального поведения и т.д. Поэтому он не только передает студенту знания и профессиональные умения, а приобщает его к определенной культуре, и чтобы эта культура развивалась и воспроизводилась, необходимы живые люди, живое человеческое общение.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 1558; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.