Различные виды воздействия направлены на специфические психологические мишени.Кабаченко Т.С. под мишенью воздействия понимает то, в отношении чего на конкретном этапе воздействия решаются конкретные задачи. «Мишенями» личности являются психологические «объекты», на которые направлены воздействия субъекта. Различают простые и сложные мишени.Простые мишени являются структурными единицами психики. К ним относят ощущения, внимание, воображение, восприятие, память, мышление.Сложные мишени представлены двумя группами.В первую группу можно отнести психологические образования, включающие и объединяющие в себе несколько простых мишеней. Это четыре личностные сферы: когнитивно-познавательная, эмоционально-волевая, потребностно-мотивационная и коммуникативно-поведенческая. Ко второй группе относят психологические образования, являющиеся теоретическими конструктами. Это Я-концепцию К. Роджерса, Эго, Супер-Эго, Ид З.Фрейда, интеллект, креативность, мотивацию и т.д.В воздейственной практике ЛИЧНОСТЬ является самой сложной, главной и конечной мишенью. Основная цель любого воздействия – произвести определенные изменения. Личность, как относительно устойчивая организационная структура, отличается целостностью, стабильностью и др. подобными характеристиками и поэтому достаточно сложно поддается изменению. В такой ситуации для достижения результативного влияния на личность и возможностей ее изменения, эффективнее воздействовать на простые мишени (т.е. оказывать влияние на уровне психических процессов).Простые мишени являются структурными единицами психики. Традиционно в отечественной психологии (по В. В. Петухову) принято выделять две группы психических процессов. 1. Специфические, или собственно познавательные, процессы, которыми являются ощущение, восприятие и мышление. Результатом этих процессов является знание субъекта о мире и о себе, полученное либо с помощью органов чувств, либо рационально: — ощущение — это выделение свойств предмета, сенсорика, чувственность; — восприятие — это восприятие предмета в целом, а также перцепция изображения, объектов; — мышление — это отражение отношений между предметами, их существенных для познания свойств. 2. Неспецифические, т.е. универсальные, психические процессы — память, внимание и воображение. Эти процессы называют также сквозными, в том смысле, что они проходят сквозь любую деятельность, обеспечивают ее осуществление. Универсальные психические процессы являются необходимыми условиями познания, но не сводятся к нему. Благодаря универсальным психическим процессам познающий, развивающийся субъект имеет возможность сохранять единство своего Я во времени: — память позволяет человеку удерживать прошлый опыт; — внимание помогает извлекать актуальный (настоящий) опыт; — воображение прогнозирует будущий опыт.Ощущения Первичными элементом в сложном процессе осуществления психологического воздействия являются ощущения. Они являются одной из составляющих познавательного процесса. Именно через ощущения человеку поступает первичная информация. Ощущения определяют как процесс отражения отдельных свойств предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии на рецепторы. Физиологической основой ощущения является нервный процесс, возникающий при действии раздражителя на адекватный ему анализатор. В настоящее время помимо давно выделенных пяти чувств - зрение, слух, осязание, обоняние и вкус, описаны и изучены новые виды, такие как вестибулярные, вибрационные, «мышечно-суставные» или кинестетические и др. Однако в плане реального воздействия приоритетное значение имеют только зрение и слух. Именно на них приводится 95% поступающей воздейственной информации.Ощущение, каким бы оно не было, описывается с помощью таких характеристик как: модальность, локализация, интенсивность, продолжительность.1. Модальность - это качественная характеристика ощущения, в которой проявляется его специфичность как простейшего психического сигнала. Выделяются модальности зрительные, слуховые, обонятельные и т. д. При этом каждая модальность имеет свои специфические свойства. Для зрительных ощущений таковыми могут быть цветовой тон, светлота, насыщенность; для слуховых — высота тона, тембр, громкость; для тактильных — твердость, шероховатость и т. д.2. Локализация является пространственной характеристикой ощущений, передает сведения о локализации раздражителя в пространстве.3. Интенсивность — это количественная характеристика ощущений. 4. Продолжительность является временной характеристикой ощущения. Она определяется функциональным состоянием органа чувств, но главным образом временем действия раздражителя и его интенсивностью. Ощущение возникает позже, чем начинает действовать раздражитель, и не исчезает сразу с его прекращением.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление