Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция. Методы построения и проведения лекций




Ввузовском обучении в условиях стационара лекция является основной формой учебных занятий. Чтение лекций поручается обычно самым опытным и теоретически подготовленным ученым – профессорам и доцентам, докторам и кандидатам наук.Чтобы быть интересной, лекция должна отвечать нескольким психологическим условиям:1-Осознание студентом личностного смысла в приобретении знаний в данной области науки. 2-Осознание аудиторией новизны излагаемого материала, однако, такой, которая сразу связывается в сознании слушателей с имеющимися знаниями, существенно их, дополняя и проясняя. 3-Побуждение и стимулирование работы мышления слушателей – студентов. Прежде чем узнать из уст лектора, «что и как», у них должен возникнуть вопрос, «почему и откуда». Поэтому лектор не сразу приступает к изложению учебного материала, например, о памяти, а сначала задает, допустим, такой вопрос: «Почему, чем больше научной информации, тем труднее учиться?» Тем самым он ставит студента в положение мыслящего, ищущего, желающего найти в собственной голове ответ на поставленный вопрос. Таким образом, чтобы вызвать интерес к теме лекции, надо, во-первых, быть уверенным, что она полезна для студента, а полезны, по-видимому, все темы курса, если они предусмотрены учебной программой. Во-вторых, нужна такая новизна материала, которая бы способствовала более углубленному пониманию, в общем, и целом известных ранее фактов, явлений, теоретических положений. В-третьих, интересна та информация в лекции, которая не просто сообщается для запоминания, а вызывает активное мышление, мобилизует творческий потенциал личности и тем самым доставляет моральное удовлетворение.Основным принципом отбора материала для лекции является целепологание, когда отбираемый материал отвечает поставленной преподавателем цели лекции и позволяет достичь ее, т.е. целесообразен. Отбираемый материал должен служить решению конкретных задач, позволяющих достичь общей цели лекции.Второй важный принцип отбора необходимого содержания для изложения в лекции – это учет уровня подготовки студентов. Если студенты впервые изучают психологию, то нужно предусмотреть фактические данные, которые помогут доходчиво объяснить психическую деятельность. Кроме того, обязательно нужно заранее продумать, какие научные понятия ввести в учебный оборот и как их разъяснить.В качестве третьего принципа, которым руководствуется лектор при отборе материала для лекции, можно назвать ориентацию на последующие практические занятия и самостоятельную работу студентов с литературой. Именно лекция создает действенную мотивацию и для самостоятельной работы студентов, и для практических занятий: студенты под воздействием лекции проникаются интересом к теме и настраиваются на активную последующую познавательную деятельность.Четвертый принцип отбора материала для лекции состоит в учете того, какой литературой будут пользоваться студенты при самостоятельной работе, вернее, какими реальными возможностями они располагают при существующем ныне явном дефиците научной литературы.Данное обстоятельство вынуждает преподавателя отбирать для изложения в лекции больше того теоретического материала, который студенты не найдут в учебниках, а первоисточники окажутся малодоступными.Дополнительно смотри Функции лекции. Методическая разработка учебной лекции. Динамика чтения лекции

Личность как психологическая категория. По мнению Леонтьева А.Н., личность – это психологическое образование особого типа, порождаемое жизнью человека в обществе. Петровский А.В. даёт следующее определение личности: «Личностью в психологии обозначается системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде».Личностью мы становимся под влиянием жизни в обществе, воспитания, обучения, общения, взаимодействия. Личность есть понятие социальное, она выражает все, что есть в человеке надприродного, исторического. Личность не врожденна, но возникает в результате культурного и социального развития.Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием черт и особенностей, образующих её индивидуальность – сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах характера, темперамента, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов, способностях, индивидуальном стиле деятельности. Она также выражается в наличии разного опыта, знаний, умений, убеждений. Свою индивидуальность мы доказываем и утверждаем. Ядро личности в теории деятельности - это совокупность действенных отношений, реализуемых в деятельности и обнаруживающих себя в ее мотивах, поэтому основой личности является иерархическая структура ее мотивов.О личности можно говорить лишь тогда, когда обнаруживается соподчинение мотивов с выделением в качестве главных, доминирующих социальных мотивов, регулирующих отношения с другими людьми (Божович Л.И., 1968). Личность начинается с определенного поступка в неопределенной ситуации.Божович Л.И. выделяет 2 основных критерия, которые определяют человека, как личность:1. человека можно считать личностью, если в его мотивах существует иерархия, т.е. если он способен преодолеть собственные непосредственные побуждения ради чего-то другого. Это говорит о том, что человек способен к опосредованному поведению. При этом мотивы, по которым преодолеваются непосредственные побуждения, социально значимы;2. человек является личностью, если он способен к сознательному руководству собственным поведением. Это руководство осуществляется на основе осознанных мотивов, целей и принципов.

Методические требования к проведению лабораторных занятий. 1

. Занятия не должны быть громоздкими. Вовсе необязательно демонстрировать использование многих методик или какой-то сложной методики в полном объеме и разнообразии исследовательских процедур, а достаточно дать студентам убедиться в принципиальной возможности получения достоверных данных с ее помощью для решения реальной исследовательской задачи или удостовериться в истинности какой-нибудь теории с помощью эксперимента или статистической обработки количественных показателей.2. Обязательная для преподавателя теоретическая интерпретация полученных студентами тестовых и других фактов, а также качественных и количественных данных анкетирования, эксперимента и т.д.3. Выводы из анализа преподаватель должен делать не только относительно возможностей самих исследовательских процедур, но и по содержанию самих психологических феноменов, которые стали объектом исследования.Действия преподавателя по подготовке и проведению семинарского (практического) занятия следующие:1. Продумывание цели семинара по данной теме.2. Отбор и формулировка вопросов семинара.3. Формулировка основных вопросов семинара.4. Формулировка дополнительных вопросов для развертывания обсуждения на семинаре.5. Формулировка практических заданий для подготовки студентов к семинару.6. Постановка основных вопросов перед группой.7. Слушание выступлений, вопросов и реплик студентов, постановка очередного основного и дополнительных вопросов для обсуждения.8. Вмешательство в ход обсуждения в форме реплик, замечаний, вопросов, поправок, дополнений и разъяснений.9. Подведение итогов семинара и постановка задач на будущее.10. Оценка степени достижения цели.11. Выводы на будущее (для изучения очередной темы).Спор, дискуссия только тогда имеет место, когда выступающие на семинаре высказывают разные точки зрения, что может быть только при наличии у говорящих собственного мнения. Самое главное – педагогический такт при выслушивании ответов и высказываний спорящих, но в то же время необходимо активное вмешательство в спор, равноправное участие в дискуссии с позитивным влиянием на ее ход и исход, но без навязывания студентам своего мнения, а путем стимулирования их мышления. Тут и проявляется методическое мастерство преподавателя, граничащее с искусством.

 

Методы психологии высшего образования. Методический арсенал психологии высшего образования включает в себя практически весь набор методов, процедур и частных методик исследования, обследования или психологического воздействия, которые используются во всех отраслях или разделах психологической науки:Наблюдение;Эксперимент;Клиническая беседа;Интервью;Формализованные и малоформализованные диагностические методики;Анализ продуктов деятельности;Генетико-формирующие методы;Моделирование (с использованием ЭВМ);Тренинг;Методы количественного анализа (корреляционный, факторный и т.д.).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 1038; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.