КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общая характеристика обучаемости и ее показателиОбучаемость человека является одним из основных показателей его готовности к учению, к освоению знаний стихийно или целенаправленно в условиях какой-либо конкретной образовательной системы. В психологии обучаемость трактуется с разных позиций, но общее в содержании этого понятия то, что это потенциальное свойство человека, которое проявляется в разных условиях его жизнедеятельности. Обучаемость психофизиологически соотносится с таким свойством нервной системы, как взрывчатость (динамичность), т. е. скорость образования временной связи (В.Д. Небылицын). В широком смысле этого слова она может трактоваться как «...потенциальная возможность к овладению новыми знаниями в содружественной "со взрослыми" работе» (Б.В. Зейгарник), как «зона ближайшего развития» (Л.С. Выготский). Выделяется понятие «специальной» обучаемости как подготовленности психики к быстрому ее развитию в определенном направлении, в определенной сфере знаний, умений.Одна из ведущих отечественных исследователей этой проблемы З.И. Калмыкова под обучаемостью понимает «...совокупность (ансамбль) интеллектуальных свойств человека, от которых при наличии и относительном равенстве других необходимых условий (исходного минимума знаний, положительного отношения к учению и т.д.) зависит продуктивность учебной деятельности». В данном определении обучаемость связывается с продуктивностью, под которой понимается прежде всего качество, темп работы, ее объем в единицу времени, отсутствие напряжения и утомления в течение длительного периода, удовлетворенность результатом труда. Продуктивность учебной деятельности может характеризоваться этими параметрами применительно к осваиваемым знаниям и формируемым обобщенным способом действий.Обучаемость соотносится с понятием «обученности» (А.К. Маркова) как совокупности всех характеристик психического развития, которые суть результат предыдущего обучения. В такой трактовке обученность соотносится с уровнем актуального развития, а обучаемость — с зоной ближайшего развития. Важно положение А.К. Марковой, что обучаемость — это «восприимчивость ученика к усвоению новых знаний и новых способов их добывания, а также готовность к переходу на новые уровни умственного развития» Организация процесса управления в высшей школе. Организация - функция управления обучением, которая заключается в обеспечении системности и упорядоченности процесса обучения. Это процесс создания системы всех элементов организационно-психологической структуры учебной деятельности. Организационная функция связана с сотрудничеством между преподавателями и студентами по достижению определенных целей. «Нужно учить так, чтобы студент становился соучастником учебного процесса, чтобы он сочувствовал подобно тому, как это происходит с человеком при чтении интересных книг, просмотре захватывающего спектакля или фильма. Это возможно лишь при педагогики сотрудничества. Сотрудничество является нормальным решением организационных задач в современных условиях. Контроль - функция управления обучением, которая заключается в проверке и оценке степени достижения поставленных учебных целей. Контроль необходим для установления обратной связи в течение учебной деятельности и по ее результатам. Обратная связь является основой качественного управления обучением. Только опираясь на него, можно достичь рационального соотношения педагогического управления и самоуправления со стороны учащихся (студентов). Оперативная обратная связь способствует применению современных мер, предоставляющих педагогическому взаимодействию необходимой гибкости. Контроль позволяет определить не только достижения учащихся, но и выявить причины неудач и ошибок. Результаты контроля могут быть положены как в будущих действиях, обучаемых, в плане совершенствования изучения материала дисциплины, так и преподавателя с целью улучшения процесса преподавания и контроля знаний. Итак, для качественного управления процессом обучения следует применять полный управленческий цикл, состоящий из этапов подготовки, реализации и анализа полученных результатов. Основные способы педагогического воздействия на аудиторию и отдельных лиц. Если в традиционных системах обучения основная функция педагога заключается в трансляции знаний и социального опыта, то с позиций образовательной технологии СГА, думается, педагог должен реализовывать функцию проектирования и направления хода интеллектуального развития каждого конкретного студента. И именно та сфера деятельности педагога, которая связана с его взаимоотношениями со студентами, занимает ключевую позицию с точки зрения успешности обучения в целом.Педагогическим процессом называется реализация целей воспитания и образования. Систему воспитательных и образовательных средств именуют методом воспитания либо методом обучения. Прием воздействия — совокупность средств и алгоритм их использования. Методы воздействия — совокупность приемов, реализующих воздействие на: 1) потребности, интересы, склонности, т. е. источники мотивации активности, поведения человека; 2) на установки, групповые нормы, самооценки людей, т. е. на те факторы, которые регулируют активность; 3) на состояния, в которых человек находится (тревога, возбужденность или депрессивность и т.п.) и которые изменяют его поведение.Для должного функционирования педагогического процесса нужно, как минимум, пять групп методов воздействия на личность:убеждение,упражнения и приучения,обучение,стимулирование,контроль.Таким образом, метод воздействия на личность — это система педагогических приемов, позволяющих решать те или иные педагогические задачи. Методы воздействия призваны изменить поведение человека, его взгляды, мнения и установки.Убеждение — это разностороннее воздействие на разум, чувства и волю человека с целью формирования у него желаемых качеств. В зависимости от направленности педагогического воздействия убеждение может выступать как доказательство, как внушение, или как их комбинация.Учитывая, что в процессе обучения по образовательной технологии СГА часть научной, культурной и другой учебной информации студент должен добывать самостоятельно, роль педагога здесь заключается также в направлении студента на выбор одной или нескольких классификаций учебных умений, оказании помощи в освоении алгоритмов работы с ними.При выборе методов педагогического воздействия на студента для решения поставленных перед ним учебных задач, необходимо учитывать и мотивацию студента. Мотивация человека многообразна, но для обучения важна специфическая группа мотивов. Прежде всего, можно выделить познавательный мотив. Наилучшим вариантом был бы непосредственный познавательный интерес студента к учебному материалу. Второй мотив — мотив достижения успеха. Если мотив достижения успеха будет одним из ведущих, то это может вести к поддержанию высокой успешности решения учебных задач.Методы обучения подразделяют по доминирующим средствам: словесные, наглядные и практические.Наиболее оптимальной представляется классификация методов обучения, в которой за основу берется характер учебно-познавательной деятельности (или способ усвоения) обучаемых в усвоении ими изучаемого материала. Эта классификация включает в себя пять методов:объяснительно-иллюстративный метод (лекция, рассказ, работа с литературой и т. п.);репродуктивный метод;метод проблемного изложения;частично-поисковый (или эвристический) метод;исследовательский метод.Объяснительно-иллюстративный метод. Его иначе можно назвать и информационно-рецептивным, что отражает деятельность учителя и ученика при этом методе. Он состоит в том, что обучающий сообщает готовую информацию разными средствами, а обучаемые воспринимают, осознают и фиксируют в памяти эту информацию. Они слушают, смотрят, манипулируют предметами и знаниями, читают, наблюдают, соотносят новую информацию с ранее усвоенной, и запоминают. Объяснительно-иллюстративный метод — один из наиболее экономных способов передачи обобщенного и систематизированного опыта человечества. Этот метод реализуются на слайд-лекциях.Репродуктивный метод. Для приобретения навыков и умений через систему заданий организуется деятельность обучаемых по неоднократному воспроизведению сообщенных им знаний и показанных способов деятельности.Оба охарактеризованных метода обогащают обучаемых знаниями, навыками и умениями, формируют у них основные мыслительные операции (анализ, синтез, абстрагирование и т. д.), но не гарантируют развития творческих способностей, не позволяют планомерно и целенаправленно их формировать. Эта цель достигается продуктивными методами.Продуктивные методы обучения. Анализ основных видов творческой деятельности показывает, что при ее систематическом осуществлении у человека формируются такие качества как быстрота ориентировки в изменяющихся условиях, умение видеть проблему и не бояться ее новизны, оригинальность и продуктивность мышления, изобретательность, интуиция и т.п., т.е. такие качества, спрос на которые очень высок в настоящем и несомненно будет возрастать в будущем. Этот метод реализуют индивидуальные компьютерные тренинги, тесты тренинги, предэкзаменационное тестирование.Целью компьютерных занятий является изучение теоретического материала и тренинг умений и навыков по модулю. Все компьютерные учебные места объединены в единую систему. Технология обучения предлагает следующие виды компьютерных обучающих и тренирующих программ. Эти занятия проводятся для приобретения и отработки профессиональных умений и навыков с применением, как компьютерных моделей, так и лабораторного оборудованияТест-тренинг – вид тренингового учебного занятия, задачей которого является закрепление учебного материала, а также проверка знаний студента как по модулю дисциплины в целом, так и по отдельным темам модуля. Если тест студентом не пройден, он может повторить тестирование в рамках того же занятия.Предэкзаменационное тестирование проводится для дисциплин, завершающихся экзаменом, после прохождения всех контрольных процедур по всем модулям дисциплины. Предэкзаменационное тестирование по дисциплине служит основанием для допуска студента к экзамену. Методы стимулирования. Стимулировать — значит побуждать, давать импульс, толчок мысли, чувству и действию.Поощрение. Чувство удовлетворения, которое испытывает поощренный воспитанник, вызывает у него прилив сил, подъем энергии, уверенность в своих силах и, как следствие, сопровождается высокой старательностью и результативностью. Но самый главный эффект от поощрения — возникновение острого желания вести себя так и действовать таким образом, чтобы испытывать это состояние психического комфорта как можно чаще.В то же время поощрение не должно быть слишком частым, чтобы не привести к обесцениванию, ожиданию награды за малейший успех. Предметом особой заботы педагога должно быть недопущение раздела воспитанников на захваленных и обойденных вниманием.Педагог обязательно должен создавать студентам хорошую репутацию, которую они будут стараться оправдать. Для него также будет лучше, если он будет выражать подчиненным одобрение по поводу малейших их удач и отмечать каждый их успех. Важно поощрять людей, стимулировать их деятельность, показывать, что преподаватели и студенты – это, в первую очередь, сотрудники, один коллектив. Основные характеристики учебной деятельности:1- она специально направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач; 2-в ней осваиваются общие способы действий и научные понятия;3-общие способы действия предваряют решение задач;4-учебная деятельность ведет к изменениям в самом человеке-ученике;5-происходят изменения психических свойств и поведения обучающегося «в зависимости от результатов своих собственных действий»6-Учебная деятельность имеет внешнюю структуру, состоящую из элементов: 1) мотивация; 2) учебные задачи в определенных ситуациях в различной форме заданий; 3) учебные действия; 4) контроль, переходящий в самоконтроль; 5) оценка, переходящая в самооценку.Совместно-диалогическая познавательная деятельность (по С.М.Джакупову)Она ориентирована на развитие личности обучающихся.По мнению автора, познавательная деятельность как особая психологическая реальность была осознана учеными сравнительно недавно. В современной педагогической психологии вопрос о психологическом содержании учебной деятельности и тем более о психологическом содержании процесса обучения в целом остается открытым. Для прояснения данного вопроса С.М. Джакупов пытается выяснить условия и механизмы синтеза познавательных процессов в единую систему познавательной деятельности человека в условиях специально организованного обучения. Исследования, проведенные С.М. Джакуповым, показывают, что необходимым условием продуктивного синтеза познавательных процессов в ходе обучения является формирование и развитие познавательной деятельности участников процесса обучения, т.е. обучающего и обучающихся. В условиях организованного обучения предварительно спланированная познавательная деятельность обучающего, разворачиваясь в субъект-субъектном пространстве взаимодействующих в учебном процессе индивидов, создает первоначальные условия для формирования и развития познавательной деятельности обучающихся. Познавательный процесс рассматривается автором в виде деятельности, то есть он опосредствуется личностным целе-, мотиво- и смыслообразованием, и потому она направлена не столько на отражение предметного содержания учебного материала, сколько на наделение его личностно значимым смыслом. Эта деятельность объединяет обучение и учение в единую систему совместной диалогической деятельности обучающего и обучающихся. Совместный характер такой деятельности естественно означает, что она осуществляется совокупным (коллективным) субъектом, порождающимся в межличностном диалогическом взаимодействии обучающего и обучающихся. Термин «совместно-диалогическая познавательная деятельность» (СДПД) применяется для того, чтобы подчеркнуть особенность рассматриваемого феномена, состоящего в том, что он формируется на основе актуализации связей как между обучающимися, так и между обучающим и обучающимися.
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 1665; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |