Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория поэтапного формирования умственных действий и понятий (П.Я.Гальперин)




К современным теориям развивающего обучения относится теория поэтапного формирования умственных действий, созданная Петром Яковлевичем Гальпериным, которая направлена на формирование у учащихся умственных действий, понятий, психических процессов (в частности, внимания).Условием формирования действий является ориентировочная основа действия ( ООД ) – это система ориентиров и указаний, сведений о всех компонентах действия (предмет, продукт, средства, состав и порядок выполнения операций). Выделяют три типа ООД и три типа обучения. 1-й тип обучения характеризуется неполным составом ООД, ориентиры представлены в частном виде и выделяются самим субъектом путем слепых проб. 2-й тип обучения характеризуется наличием всех условий, необходимых для правильного выполнения действия. Но эти условия даются субъекту 1) в готовом виде, 2) в частном виде, пригодном для ориентировки лишь в данном случае. 3-й тип обучения – ООД имеет полный состав, ориентиры представлены в обобщенном виде, характерном для целого класса явлений. В каждом конкретном случае ООД составляется учеником самостоятельно с помощью общего метода, который ему дается.Поэтапное формирование умственных действий по этой классификации типов обучения соответствует третьему типу. Но успешность обучения такого типа обусловлена не только полной, обобщенной и самостоятельно создаваемой ориентировочной основой действия, но и отработкой действия на разных уровнях его формирования (в разных формах).П.Я. Гальперин выделял шесть этапов формирования умственных действий:1-й этап – мотивационный. Происходит предварительное ознакомление учащихся с целью обучения, создание «внутренней», или познавательной, мотивации. 2-й этап – составление схемы ориентировочной основы действия. Ученик разбирается в содержании усваиваемого действия: в свойствах предмета, в результате-образце, в составе и порядке исполнительных операций. 3-й этап – формирование действия в материальной или материализованной форме. Действие выполняется как внешнее, практическое, с реальными предметами (материальная форма действия). Действие выполняется с преобразованным материалом: моделями, схемами, диаграммами, чертежами и т. п. (материализованная форма). При этом все операции действия осознаются, а замедленное их выполнение позволяет увидеть и осознать содержание как операций, так и всего действия в целом. Обязательным условием этого этапа является сочетание материальной формы действия с речевой, что позволяет отделить усваиваемое действие от тех предметов или их заместителей, с помощью которых оно выполняется. Когда действие начинает протекать плавно, безошибочно и более быстро, убираются ориентировочная карточка и материальные опоры. 4-й этап – формирование действия в громкой речи. Ученик, лишенный материальных опор действия, анализирует материал в плане в громкой социализированной речи, обращенной к другому человеку. Это одновременно и речевое действие, и сообщение об этом действии. Речевое действие должно быть развернутым, сообщение – понятным другому человеку, контролирующему процесс обучения. На этом этапе происходит «скачок» – переход от внешнего действия к мысли об этом действии. Осваиваемое действие проходит дальнейшее обобщение, но остается несокращенным, неавтоматизированным. 5-й этап – формирование действия во внешней речи «про себя». Ученик использует ту же речевую форму действия, что и на предыдущем этапе, но без проговаривания (даже шепотом). Здесь возможен пооперационный контроль: педагог может уточнять последовательность производимых операций или результат отдельной операции. Этап завершается, когда достигается быстрое и правильное выполнение каждой операции и всего действия. 6-й этап – формирование действия во внутренней речи. Ученик, решая задачу, сообщает только конечный ответ. Действие становится сокращенным и легко автоматизируется. Но это автоматизированное действие, выполняемое с максимально возможной для ученика скоростью, остается безошибочным (при появлении ошибок необходимо вернуться на один из предыдущих этапов). На последнем, шестом, этапе формируется умственное действие, появляется «феномен чистой мысли».Сравнивая поэтапное формирование умственных действий со стихийным научением ребенка (первый тип обучения), следует отметить прежде всего преимущества в устойчивости достигаемых позитивных результатов. Стихийное научение – нерегулируемый процесс, на который влияет множество факторов, как внешних, так и внутренних, поэтому конечный продукт оказывается неустойчивым (иногда – успешным, иногда – нет), а сам ученик не всегда уверен в правильности полученного результата. Второй тип обучения, наиболее характерный для школы (то, что обычно называется традиционным обучением), приводит к разной успешности учения разных детей, т. е. к разным уровням успеваемости. Использование метода формирования умственных действий позволяет «выравнивать» успеваемость, добиться устойчиво успешного решения разными детьми определенного класса задач. Значение теории П.Я. Гальперина состоит в том, что она указывает учителю, как надо строить обучение, чтобы эффективно формировать знания и действия с помощью главного дидактического средства – ориентировочной основы

Типология студентов.

Для преподавателя высшей школы важно хорошо знать психологические особенности обучения и воспитания студента, особенности развития и типологию его личности.Типы студенческой молодежи можно анализировать с различными факторами: в связи с выбранной профессией, в зависимости от формы обучения - контрактной или бюджетной, за отношением к обучению и др.Типы и Характеристика"Гармоничный" Специальность выбрал сознательно. Отлично учится. Занимается научной работой. Общественный активист. Глубоко и серьезно интересуется литературой и искусством, развит, культурный, коммуникабельный, занимается спортом. Честный, порядочный, нетерпимый к недостаткам. Добрый и надежный товарищ. Пользуется авторитетом в коллективе."Разочарован" Как правило, способный, но выбранная специальность оказалась для него малопривлекательной. Однако уверен, что обучение необходимо завершить. Старается хорошо учиться, хотя удовольствие от обучения не получает. Стремится утвердить себя в хобби, искусстве, спорте."Лидер" Учится, как правило, слабо, по принципу "наименьшей затраты сил". Но полностью доволен собой. О свое профессиональное призвание всерьез не задумывается. В научно-исследовательской и общественной работе участия не принимает. В студенческой группе к нему относятся как к "балласта". Иногда пытается слукавить, воспользоваться шпаргалкой, приспособиться. Круг интересов в основном в сфере досуга."Творческий" Ему присущ творческий подход к любой дела - обучение, общественной работы, досуга. Занятия, где необходимы усидчивость, аккуратность, исполнительская дисциплина, его не увлекают. Поэтому учится, как правило, неровно, по принципу "мне это интересно" или "мне это неинтересно". Занимаясь научно-исследовательской работой, ищет собственное оригинальное решение проблем, не считаясь с мнением признанных авторитетов."Богемный" Как правило, успешно учится на так называемых престижных факультетах, свысока относится к студентам, которые овладевают массовыми профессиями. Стремится к лидерству среди себе подобных, в других студентов относится пренебрежительно. "Про все" немного слышал, хотя знание его выборочные. В сфере искусства интересуется главным образом "модными" течениями. Всегда имеет "свое мнение", отличное от мнения массы. Завсегдатай кафе, модных дискоклубов.Определенный интерес представляют мнения студентов относительно самих себя, представленные в учебном пособии группы авторов.Отличники – зубрилы Постоянно посещают занятия. Упорным трудом достигают хороших результатов, дисциплинированные. 3 них выбирают старост.Отличники – умники Обладают высоким интеллектом. Имеют сильную школьную базу. Могут своими вопросами поставить преподавателя в неловкое положение. Считают: "Зачем ходить на каждое занятие, мы и так умные". Учатся по принципу "всего понемножку".Трудяги Постоянно учатся, но через слабые умственные способности имеют скромные успехи в учебе.Случайные Девушки, которые хотят стать дипломированными женами. Ребята, которые "косят" от призыва в армию. Бездельники, которых родители "устроили" в ВУЗАХ, чтобы они хоть чем занимались

Установки преподавателя и стили педагогического общения. Важнейшим фактором, определяющим эффективность педагогического общения, является тип установки педагога. Под установкой имеется в виду готовность реагировать определенным образом в однотипной ситуации.Консерватизм и ригидность установок усиливаются с возрастом. Выделяют 2 типа доминирующих установок преподавателей по отношению к студентам:+ негативная - преподаватель дает меньше времени на ответ студенту, по отношению к которому существует негативная установка; не использует наводящие вопросы и подсказки, чаще порицает, не замечает его успехов.+ позитивная — дольше ждет ответа на вопрос, при затруднении задает наводящие вопросы, поощряет улыбкой, взглядом.Специальные исследования показывают, что «плохие» студенты в 4 раза реже обращаются к педагогу, чем «хорошие». Они остро чувствуют необъективность педагога и болезненно переживают ее.Каждый человек осуществляет общение типичными для него средствами и способами.Совокупность относительно устойчивых и характерных для данной личности приемов и методов организации общения называется индивидуальным стилем общения. Выделяют 3 стиля педагогического общения: Авторитарный характерен функционально-деловой подход к студенту, в своих оценках преподаватель стереотипен и субъективен. Недооценивает положительное значение таких качеств как самостоятельность, инициативность. Либеральный характеризуется попустительством, фамильярностью и анархией. Демократический - преподаватель учитывает индивидуальные особенности студентов, их личный опыт, специфику их потребностей и возможностей.Конкретный преподаватель вряд ли может быть однозначно отнесен к какому-то одному из перечисленных типов. Оптимальный индивидуальный стиль это такой стиль, который позволяет максимально полно использовать сильные стороны преподавателя, по возможности, компенсировать слабые стороны его темперамента, характера, способностей и личности в целом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 641; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.