Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика программированного обучения




В самой идее программированного обучения есть рациональное зерно, которое ложится в основу управления формирования именно мышления учащегося, если использовать программы иного рода.В исследованиях отечественных психологов (Н.Ф.Талызина) было показано, что теория поэтапного формирования умственных действий позволяет программировать не порции запоминаемого текста, а саму учебную деятельность учащегося.Программирование должно основываться на такой теории обучения, которая может отвечать следующим требованиям:1. точно указывать объект управления, а также, каким образом должен проходить процесс усвоения;2. указывать необходимый набор независимых характеристик объекта управления для определения содержания информации, которую нужно передавать обучаемому и которую нужно получать для корректировки;3. указывать основные этапы, т.е. переходные состояния усвоения.Требованиям программированного обучения отвечает теория П.Я.Гальперина – поэтапного формирования умственных действий.Отличие теории Гальперина П.Я. от других теорий, это то, что процесс обучения строится иначе: получение знаний и представлений о новой деятельности и само обучение выполнению этой деятельности происходит одновременно, т.е. в едином процессе.Методические средства программированного обучения:1. схема ориентировочной основы действий (ООД), позволяющая обучаемому безошибочно выполнять осваиваемые действия;2. набор учебных задач, моделирующих самые разнообразные ситуации, складывающиеся в реальной действительности при выполнении данной деятельности.Обучаемый решает эти задачи, опираясь на схему ООД.Схема ООД жестко программирует освоение деятельности, потому, что такова сама объективная логика деятельности, а схема ООД отражает ее, так как иначе деятельность не будет выполнена правильно.Многообразие выполняемых видов деятельности и соответственно многообразие моделирующих их учебных задач, решаемых при их выполнении, требует максимума мыслительных действий и творческих усилий обучаемых.Задачи должны отвечать требованиям творчества, стимулировать мышление, т.е. не быть шаблонными, догматическими, ориентированными лишь на воспроизведение ответа по памяти или по непосредственному восприятию.Все учебные задачи можно разделить условно на предметные, логические, психологические.Постановка вопросов, формулирование противоречий и рассогласований, проблематизация знаний — такие же древние приемы активизации обучения, как и сам процесс учения.

Этапы развития студенческой группы. Студенческая группа как разновидность социальной организации может развиваться от своих простейших форм - диффузной или номинальной до высшей - коллектива. В каждой студенческой группе такое развитие проходит свой неповторимый путь. Но, к сожалению, не каждая из них достигает при этом уровня сплоченного коллектива.Существуют критерии (А.Лутошкин, Л.Уманский) по которым можно определить уровень социальной зрелости студенческой группы. Эти критерии следующие: организационное единство, психологическая единство, подготовленность группы, моральная направленность.Организационное единство группы заключается в ее способности к деловому объединению для решения груповых практических задач. Признаками организационного единства является согласованное взаимодействие и взаимопомощь членов группы, их стремление к сотрудничеству как внутри группы так и с другими объединениями в высшем учебном заведении или вне его.Психологическое единство - это общее настроение, тон группы, который создает эффект защищенности для каждого ее члена. Тремя сторонами психологического единства академической группы выступают интеллектуальная, эмоциональная и волевая. Интеллектуальная сторона проявляется в способности находить общий язык, приходить к одинаковым суждениям и выводам из важнейших вопросов групповой деятельности, понимать общую ответственность за нее. Эмоциональная сторона характеризует общую атмосферу взаимоотношений, уровень дружелюбия, взаимной толерантности к недостаткам других. Волевая сторона психологического единства группы отражает способность ее членов преодолевать препятствия, настойчиво продвигаться к цели, мобилизовать силы в трудные моменты, сдерживать в интересах группы свои чувства.Подготовленность группы включает в себя опыт совместной деятельности, который накопила группа, приобретенные ею умение действовать всем вместе. Моральная направленность групповой деятельности является одной из важнейших характеристик уровня социальной зрелости группы. Студенческая группа может быть сплоченной, подготовленной к совместной деятельности, сосредотачивать усилия на преодолении трудностей, но назвать ее коллективом можно будет лишь тогда, когда ее направленность будет совпадать с нравственными нормами вуза и общества в целом. Следовательно, для анализа нравственной направленности группы следует проанализировать ее моральные ценности и ведущие мотивы деятельности.Когда группа незнакомых абитуриентов образует студенческую группу, то сначала она является диффузной. В процессе совместной учебной деятельности студенческая группа начинает развиваться. И в зависимости от того, как и в какой степени представлены в студенческой группе описанные выше показатели, можно сделать вывод об уровне, которого она достигла в своем развитии.Номинальная группа. Она уже имеет определенное название, но существует лишь формально, поскольку ее члены еще не вступили в совместную деятельность, которая способна опосредовать отношения между ними.Группа- ассоциация. На этой стадии начинается совместная жизнедеятельность группы, возникают первые признаки образования коллектива. В такой группе уже существует официальная структура, общая цель деятельности, но деятельность отдельных студентов имеет преимущественно индивидуальный характер, у них еще отсутствует потребность работать вместе, сообща решать групповые задачи.Группа- корпорация. Характеризуется более четко очерченной общей целью и единством действий. Сотрудничество, активное взаимодействие членов группы создают групповой опыт общения, подготовленность в определенном виде деятельности, однако психологического единства еще нет.Коллектив - следующий уровень развития межличностных отношений в группе. Она может стать коллективом, если взаимодействия и взаимоотношения студентов группы опосредуются общими целями, задачами совместной деятельности, личностно значимым содержанием этой деятельности. Интергрупповая активность, возникающая в коллективе, имеет значительное влияние, как на членов самой группы, так и на другие студенческие группы высшего учебного заведения. Если студенческая группа в своем развитии достигает уровня коллектива, то она становится референтной для ее членов, то есть такой, с мнением которой они считаются в первую очередь.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 1127; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.