Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Киники (Антисфен, Диоген)




Основные школы эпохи эллинизма.

Основные черты.

1. Греция времен Платона и Аристотеля, а так же Фалеса и Парменида – это маленькие (по нашим меркам) города-государства (полисы), управляемые общим собранием свободных граждан (так называемая, «полисная демократия»). Позднее исторический фон меняется, греческая демократия выдыхается и ей на смену приходят империи. Вначале – (недолго просуществовавшая) империя Александра Македонского, позднее Греция становится провинцией Римской империи. В отличие от человека классической Греции, человек эпохи эллинизма не имеет возможности влиять на дела государства (и не чувствует за него ответственности). Грек времен Платона чувствовал себя гражданином полиса, человек эпохи эллинизма чувствует себя гражданином мира (Космоса). Характерная черта сознания эпохи – космополитизм («космополит» - «гражданин космоса»).

Платон охотно рассуждал о государстве, считал управление государством наиболее достойным человека делом. У мыслителей периода эллинизма этика отделяется от политики.

Мудрец эпохи империй чуждается публичности, уходит в частную жизнь. Так у Эпикура – место философствования – не форум («форум» - базарная площадь в центре города, где греки обсуждали свои (политические) дела и выносили совместные решения), а «сад» (частный дом, поместье).

2. В самой философии на первый план выступает этическая проблематика, онтологическая же отступает на второй план. Можно сказать, что эллинистические философы – в меньшей степени философы, в большей степени мудрецы (учителя жизни). Их в первую очередь волнует вопрос, как человеку поступать, как ему построить свою жизнь и как ему в этой жизни быть счастливым. Во вторую очередь – вопросы, связанные с устройством мирозданья.

3. В теории познания эти философы – последователи Аристотеля, а не Платона (эмпирики).

Все основные школы позднегреческой (эллинистической) философии формируются в 4-м веке до н. э. (исключение составляет неоплатонизм).

Римляне, подчинившие в политическом плане греков, остались их учениками в плане культурном. В частности в философии. Римские мыслители, политические деятели могли быть приверженцами той или иной философской доктрины, или же соединять в своем мировоззрении элементы различных (так называемый «эклектизм»). Но все основные философские школы античности возникли в Греции.

 

Самым известным киником был Диоген. Диоген ничего не писал (насколько о нем известно). Он был человеком, который говорил нечто своими поступками, эксцентричным мудрецом, о котором можно рассказывать истории. Этих историй о Диогене дошло множество. Самая, может быть, известная: о том, как Диоген днем с фонарем расхаживал по базарной площади и кричал «Люди! Люди!». Когда же люди сбежались на его крики, - он набросился на них с кулаками, говоря: «Я звал людей, а не мерзавцев!».

Диогена называли «сумасшедшим Сократом», сам себя он называл «собакой». «Собака, по-гречески «канус», отсюда – название школы.

Какую философию можно вывести из поступков Диогена? Чему он учил?

Во-первых, Диоген считал, что удовольствия это зло. Чем большего мы хотим, чем к большему числу радостей жизни привязаны, - тем в большей степени мы несвободны. Удовольствия расслабляют, вызывают зависимость. Человеку, который действительно хочет быть свободным, нужно ограничить свои потребности минимумом.

Про Диогена говорят, что он жил в бочке (точнее сказать, это был пифос, большой сосуд для вина[1]). Одна из историй о Диогене рассказывает, что однажды Диоген увидел, как мальчик пьет из горсти, и выбросил свою чашку (она, оказывается, тоже не нужна).

На самом деле человеку для жизни нужно очень мало (вещей). То, что ему нужно сверх этого – это умение сохранять душевный покой, оставаться независимым и безразличным по отношению к тому, что с тобой происходит.

Во-вторых, Диоген жестоко насмехался над общественными условностями, над тем, что считается благопристойным. Рассказывают, что однажды Диогена пригласили в богатый дом и объяснили, что тут везде чисто, нельзя сорить, плевать и так далее. Тогда Диоген плюнул в лицо хозяину.

В-третьих, Диоген выказывал пренебрежение к тому, что обычные люди считают чрезвычайно ценным для человека. Например, к власти. Еще одна история: однажды Александр Македонский пришел к Диогену и спросил: «Что я могу для тебя сделать?» /тот в это время сидел у своего скромного жилища и грелся на солнце/. Диоген ответил «Не заслоняй мне солнце!».

 

Каких-либо высказываний Диогена по поводу устройства мирозданья историческое предание не сохранило. Так или иначе, очевидно, что он не считал этот вопрос важным.

От слова «киник» произошло слово «циник». Однако из сказанного ясно, что, хоть Диоген и насмехался почти надо всем, он все же не циник (если брать современное значение этого слова).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 602; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.