Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Познание – это совокупность процессов, благодаря кото­рым человек получает, перерабатывает и использует информа­цию о мире и о самом себе




Тема: Познание и его основные формы. Теория научного познания.

При изучении вопроса «Познание как отношение человека к миру. Субъект и объект познания» следует понять, что изучение сущности познания является одной из основных за­дач философии. Теория познания (гносеология) является важ­нейшим разделом многих философских систем, а порой и основ­ным ее компонентом.

Те предметы, явления и процессы, на которые непосредст­венно направлена познавательная активность людей, принято на­зывать объектом познания. Тот, кто осуществляет познаватель­ную деятельность, называется субъектом познания (отдельный индивид, социаль­ная группа).

Таким образом, гносеология (эпистемология) изучает особый тип отношений между субъектом и объектом – познавательный.

В гносеологии субъект не есть только система, получающая, хранящая и перерабатывающая информацию (подобно любой живой системе). Субъект – это, прежде всего, общественно-исторический феномен, наделенный сознанием, способный к целеполагающей, предметной, творчески преобразующей деятель­ности.

Чувственное познание содержит в себе образы, которые дают органы чувств человека.

Основные формы чувственной ступени познания – ощуще­ния, восприятия и представления. В ощущениях каждый из ор­ганов чувств человека специфическим для него способом отража­ет отдельные свойства, стороны вещей (цвет, звук, запах, твер­дость). Восприятие – целостное отражение свойств и признаков предмета. Представление – наглядный целостный образ вещи, возникающий на основе воображения и прошлого чувственного опыта, сохраняющийся и воспроизводимый в памяти.

Рациональное познание. Рациональное мышление – это функционирование существующих в языке знаний, связанных с реальностью через посредство чувственных образов, способных отражать то, что недоступно органам чувств.

Элементарные формы рационального (логического) мышле­ния – понятие, суждение и умозаключение. В них выделяются и фиксируются в знаках языка предметные признаки вещей.

Основными проти­воположными характеристиками отношения познавательного об­раза, человеческих знаний к объекту выступают истина и заблу­ждение.

Истинным является образ, адекватный отражаемому объек­ту. Образ, не соответствующий своему объекту, рассматривается как заблуждение.

Под объективностью истины понимается такое содержа­ние наших знаний, которое, отражая действительное положение вещей, не зависит от субъекта познания, не зависит ни от человека, ни от человечества.

Соответствие образа предмету устанавливается посредством практической деятельности. Практика – объективный критерий истины. Существует непосредственная и опосредованная прак­тическая проверка истины. Если исследуемый предмет на деле проявляет себя именно так, как предполагалось, это значит, что наши представления о нем истинны.

При изучении вопроса «Специфика научного по­знания» необходимо уяснить сущность и значения науки как фе­номена духовной культуры.

Наука, представляет собой специфическую сферу человече­ской деятельности, направленную на производство, системати­зацию и проверку объективно-значимых знаний. В этом аспекте наука – это развивающая система знаний. Она представляет со­бой также – социальный институт и непосредственную произво­дительную силу.

Под научной картиной мира понимают систему теорети­ческих представлений о реальности, которая вырабатывается путем обобщения важнейших знаний, накопленных научным со­обществом на определенном этапе развития науки.

К идеалам и нормам науки относят инварианты (фр. invariant – неизменяющийся) воздействующие на развитие научного знания, задающие ориентиры научного поиска. Тако­выми в науке являются самоценность истины и ценность новиз­ны, требования недопустимости фальсификации и плагиата.

Непосредственными целями науки являются исследование, описание, объяснение, предсказание процессов и явлений дейст­вительности, составляющих предмет ее изучения.

К мировоззренческим истокам науки принято относить миф и религию (в частности – христианство). Ее мировоззренческим основанием служит: материализм, идеализм, натурализм, сенсуа­лизм, рационализм, агностицизм.

Специфика научного познания характеризуется следующим составляющими: объективность; системность; обоснованность; эмпирическая подтверждаемость; социальная направленность; связь с практикой.

Эмпирический уровень познания – это уровень накопления знаний и фактов об исследуемых объектах. На этом уровне по­знания объект отражен со стороны связей и отношений, доступ­ных созерцанию и наблюдению.

На теоретическом уровне достигается синтез научного знания в виде научной теории. Теоретический, концептуальный в своей основе, уровень научного знания призван систематизиро­вать, объяснить и предсказать факты, установленные в ходе эм­пирического исследования.

Факт представляет собой зафиксированное эмпирическое знание. Он выступает как синоним понятий «событие», «результат».

Научное знание разворачивается по схеме: проблема – гипо­теза – теория, каждый элемент которой отражает меру проник­новения познающего субъекта в сущность объектов науки.

Познание начинается с осознания или постановки проблемы. Проблема – это то, что еще неизвестно, но требуется по­знать, это вопрос исследователя к объекту.

Она представляет собой:

1) трудность, преграду в решении познавательной задачи;

2) противоречивое условие вопроса;

3) задачу, осознанную фор­мулировку исходной познавательной ситуации;

4) концептуаль­ный (идеализированный) объект научной теории;

5) возникаю­щий в ходе познания вопрос, практический или теоретический интерес, мотивирующий научный поиск.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 625; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.