Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема: Культура и цивилизация




Личность – это отдельный человек с определенными чертами характера, индивидуальными способностями и наклонностями.

Человек» – это самое общее понятие, характеризующее живое существо (homo sapiens), проявляющее ту или иную сте­пень разумности.

Смысл жизни представляет собой осмысление человеком своего предназначения, «самооправдания» своей жизнедеятель­ности. Он включает в себя цели, идеалы, установки, умона­строение и линию поведения человека.

Смысл жизни не задан человеку изначально. Человек изме­няется в связи с изменениями в общественных отношениях, в личной жизни, в формах жизнедеятельности.

Неотъемлемыми признаками личности выступают разум­ность, обладание речью, способность к трудовой деятельности, самостоятельность, стремление к свободе, сила воли, оригиналь­ность чувств, ответственность.

Социальная определенность личности находит свое выражение в категориях социального статуса и социальных ролей. Эти поня­тия, определяют место индивида в социальной системе, конкре­тизируют его образ жизни и социальные функции личности.

 

При изучении вопроса «Понятие культуры и ци­вилизации» следует обратить внимание на то, что у понятия «культура» многовековая история.

Это понятие имеет два дополняющих друг друга толкования.

- Первое происходит от общепринятого латинского слова "cultura" – уход, обработка, возделывание воспитание, развитие.

- Второе толкование: у друидов (кельтских жрецов) «культ» – почитание, на Древнем Востоке «ур» – свет, огонь; а вместе – почитание света.

Культура – это совокупность ценностей, созданных чело­веком. Культура, как заметил А. Флоренский, представляет собой язык, объединяющий человечество; среду, в которой вырастает личность.

Когда говорят о культуре, имеют в виду нечто ценное для человека не как физического, а как духовного существа. В силу этого под культурой подразумевают ценности этические, эстетические, религиозные. Их называют духовными ценностями, а сферы их функционирования – духовной культурой.

Человек, как субъект и как результат культурного процесса, живет и развивается в обществе, поэтому культура – это специ­фически общественный способ жизнедеятельности и самораз­вития человека. Это не только совокупность результатов чело­веческой деятельности, но и сам ее процесс, а также подлинно человеческие отношения между людьми.

Многомерность и сущность культуры проявляется в ее ос­новных функциях: социальной (гуманистической), познаватель­ной, аксиологической, семиотической, нормативной.

Социальная или гуманистическая функция проявляется в том, что культура способствует преобразованию, совершенство­ванию, гуманизации человека и отношений между людьми, а следовательно, и одухотворению общества. Познавательная функция реализуется так: через культуру человек получает зна­ние о мире, о самом себе и о других людях. Кроме того, само­осознания любой культуры невозможно без интереса к другой культуре и без попытки ее понимания, без диалога культур. Ак­сиологическая функция выражается в том, что культура опреде­ляет систему ценностных ориентиров в жизни человека и обще­ства. Семиотическая функция (семиотика – учение о знаках и знаковых системах) – культура закрепляет через систему приня­тых в ней знаков и символов, содержание ее духовных и нравст­венных ценностей. Нормативная функция находит свое отра­жение в том, что внутри культуры формируется регламент обще­ния между людьми, нормы и характеристики их поведения.

Наряду с понятием культуры, в философии, начиная с XVUJ в., стал широко употребляться, известный уже в античности, термин «цивилизация» (лат. civilis – гражданский, государственный). Циви­лизация – это определенный тип социальной организации общест­ва, направленный на воспроизводство, приумножение общественно­го богатства и регламентацию гражданской жизни.

В философии и социологии выделяются четыре подхода к пониманию цивилизации:

1) отождествление цивилизации и культуры, когда эти понятия считаются синонимами;

2) цивили­зация истолковывается как идеал прогрессивного развития чело­вечества;

3) цивилизация выступает как определенная стадия в развитии локальных культур;

4) цивилизации рассматриваются как качественно различные этнические (связанные с принадлеж­ностью к какому-либо народу) общественные образования, ха­рактеризующие уровень социально-материального развития тех или иных регионов планеты.

Культура проявляется через развитие человека как сознательного, творче­ского и самодеятельного существа. Прогресс культуры выступает как один из законов истории общества. Каждая культура, прежде всего, цивилизует общество и человека.

При рассмотрении вопроса «Закономерности куль­турно-исторического процесса» важно понять, что столкнове­ние культуры и цивилизации приводят к необходимости понять закономерности движения культурно-исторического процесса, соотнести их с закономерностями социального развития в целом.

Теория культурных циклов (культурно-исторической типо­логии, локальных цивилизаций) исходит из того, что культура представлена разными типами культур, которые сменяют друг друга. Каждый тип имеет определенную устойчивость, проходит свой путь и гибнет. Элементы, делающие культурно-исторический тип устойчивым: язык, политическая независи­мость, культурная самобытность; богатство культуры, достигае­мое через многообразие ее национальных черт; сохранение ре­ликтовых культур; отсутствие заимствований в младенческом пе­риоде культуры.

Итак, многообразие теорий культурного развития свидетель­ствует о сложности осмысления закономерностей развития культуры, а попытки их выявления часто связаны с конкретными кри­зисными ситуациями, переживаемыми культурой.

При рассмотрении вопроса «Научно-технический прогресс и развитие культуры» следует обратить внимание на то, что одним из аспектов, в котором отражается проблема взаи­моотношений культуры и цивилизации, является выяснение роли и места научно-технического прогресса в бытии человека и в раз­витии культуры.

Наука выступает если не рупором идеи прогресса, то выра­жением уровня его достижений. Связь науки и цивилизации, осо­бенно современной, техногенной, не вызывает сомнений. Однако ее роль в цивилизационном процессе стала разворачиваться как враждебная по отношению к культуре.

Итогом научно-технического прогресса стали не только достижения, но и подмена культуры, а точнее замена культуры технократической цивилизацией, с приматом средств над целью, цели над смыслом, смысла над бытием, техники над человеком.

Однако нельзя забывать, что культура намного древнее и бо­лее широкое явление, чем наука. Не может быть науки вне куль­туры. Если культурные ценности утрачивают свое значение, в обществе начинает властвовать бездуховность.

ПЛАН САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЛОСОФИЯ»




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 664; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.