Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ТЕМАТИКА 1 страница




контрольных работ для студентов заочной формы обучения всех специальностей (кроме илософских).

При изучении курса философии каждый студент-заочник под­готавливает контрольную работу. Объем контрольной работы дол­жен быть в пределах 15-20 страниц ученической тетради. Студент, не получивший по ней зачет, не допускается к экзамену.

При оформлении контрольной работы на первой (титульной) странице указывается: «Контрольная работа по философии», да­лее указывается курс, номер группы и ниже фамилия, имя, отче­ство студента. На следующей странице пишется наименование темы и план работы (три-четыре вопроса или раздела). В конце каждого вопроса (раздела) плана должны быть краткие итоги (вы­воды). В конце работы указывается список использованной лите­ратуры.

Тема контрольной работы определяется следующим образом: начальной букве фамилии студента соответствует номер темы контрольной работы, при этом студент выбирает одну тему из трех вариантов:

 

Вариант № 1

А-тема 15; 3-тема 28; П-темаЗ; Ц-тема 9;

Б-тема 13; И-тема 2; Р-тема 27; Ч-тема 23;

В – тема 6; К – тема 8; С – тема 11; Ш – тема 7;

Г-тема 21; Л-тема 12; Т-тема 16; Щ-тема 26;

Д-тема 10; М-тема 25; У-тема 17; Э-тема 22;

Е-тема 18; Н-тема4; Ф-тема 5; Ю-тема1;

Ж-тема 24; О-тема 19; Х-тема 20; Я-тема 14.

Вариант № 2

А-тема43; 3-тема 56; П-тема 31; Ц-тема 37;

Б-тема41; И-тема 30; Р-тема 55; Ч-тема 51;

В-тема 34; К-тема 36; С-тема 39; Ш-тема 35;

Г – тема 49; Л – тема 40; Т – тема 44; Щ – тема 54;

Д-тема 38; М-тема 53;У-тема 45; Э-тема 50;

Е-тема46; Н-тема 32; Ф-тема 33; Ю-тема 29;

Ж-тема 52; О-тема 47; Х-тема 48; Я-тема 42.

 

Вариант № 3

А-тема 71; 3-тема 84; П-тема 59 Ц-тема 65;

Б-тема 69; И-тема 58; Р-тема 83; Ч-тема 79;

В-тема 62; К-тема 64; С-тема 67; Ш-тема 63;

Г-тема 77; Л-тема 68; Т-тема 72; Щ-тема 82;

Д-тема 66; М-тема 81; У-тема 73; Э-тема 78;

Е-тема 74; Н-тема 60; Ф-тема 61; Ю-тема 57;

Ж – тема 80; О – тема 75; X – тема 76; Я – тема 70.

Например: студент пишет контрольную работу по теме № 21 или по теме № 49, или по теме № 77. Название этой темы он найдет в тематике контрольных работ, приведенной ниже.

1. Мировоззрение: понятие, структура, типы мировоззрения.

2. Основная проблематика философии, ее изменения в процессе развития духовной культуры общества.

3. Древнеиндийская философия: специфика, основные идеи и школы.

4. Древнекитайская философия: специфика, основные идеи и школы.

5. Происхождение древнегреческой мысли.

6. Античная диалектика.

7. Жизнь, идеи и смерть Сократа.

8. Социальная утопия Платона (диалог «Государство»).

9. Аристотель как систематизатор научного и философского знания.

10. Религиозно-философская мысль средневековья.

11. Борьба номинализма и реализма в средневековой фило­софии.

12. Философия Возрождения: основные идеи и характеристики.

13. Философия Нового времени, ее связь с естествознанием.

14. Культурно-исторические условия и духовная атмосфера развития философии в XVII-XVIII веках.

15. Исследование проблем познания. Разработка методов на­учного познания в философии Нового времени.

16. Основные идеи и характеристики философии эпохи Про­свещения.

17. Разработка теории познания И.Кантом. Соотношение нау­ки и нравственности в философии И. Канта.

18. Этика И. Канта: учение о категорическом императиве.

19. Учение Гегеля о развитии духовной культуры: философия духа.

20. Фейербах о природе человека. Антропологический прин­цип в философии.

21. Человек как самоцель общественного развития: коммуни­стический идеал и реальность.

22. К. Маркс: материалистическое понимание истории общества.

23. Русская философия XI-XVIII вв. Практически – нравст­венная ориентация русской философии.

24. Философские традиции Украины (Ф. Прокопович, Г.Сковорода).

25. Революционно-демократическая традиция в русской и ук­раинской философии (А.Радищев, А.Герцен, Н.Добро­любов, Н.Чернышевский, Т.Г. Шевченко, И.Я. Франко, Ле­ся Украинка).

26. Западники и славянофилы в русской общественной мысли.

27. Достоевский Ф.М.: писатель и философ.

28. Нравственная философия Л.Н. Толстого.

29. Философия богочеловека B.C. Соловьева.

30. Культура России к. XIX – н. XX в.: философия, литерату­ра, искусство.

31. Идеи космизма в русской философии (Н. Федоров, Циол­ковский, Вернадский, Чижевский).

32. Н.Бердяев: философия личности и свободы творчества. Н.Бердяев о русской культуре.

33. Позитивизм XIX века (О. Конт, Г. Спенсер, Милль).

34. Неопозитивизм XX века (логический позитивизм, лин­гвистический позитивизм).

35. Ф. Ницше: переоценка всех ценностей.

36. Философия жизни. А. Бергсон.

37. Проблема человека в неофрейдизме. Э. Фромм.

38. Экзистенциализм: проблемы человека в XX веке.

39. Этика благоговения перед жизнью А. Швейцера.

40. Категория «бытие» в философии. Специфика человече­ского бытия.

41. Категория «материя» в философии. Современные естест­веннонаучные и философские представления о материи.

42. Учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере.

43. Наука и глобальные проблемы современности.

44. Научно-техническая революция: сущность, основные на­правления, социальные последствия.

45. Специфика законов общественного развития: логика раз­вития общества и воля личности.

46. Диалектика как учение о развитии.

47. Закон количественных и качественных изменений.

48. Закон единства и борьбы противоположностей.

49. Закон отрицания отрицания.

50. Основные категории диалектики. Общая характеристика. (Или характеристика любой пары категорий на выбор).

51. Проблема сознания в философии и современном естест­вознании.

52. Сознание и самосознание.

53. Индивидуальное и общественное сознание.

54. Индивидуальное сознание: сознательное и бессознательное.

55. Учение о коллективном бессознательном К. Юнга.

56. Познавательное отношение человека к миру. Активная роль субъекта в познании.

57. Социально-культурная природа познания.

58. Соотношение объективного и субъективного в истине. Плюрализм истины.

59. Специфика социального познания.

60. Человек как объект и субъект познания.

61. Структура научного знания. Взаимосвязь эмпирического и теоретического уровней научного знания.

62. Наука и нравственность.

63. Научное познание как деятельность.

64. Научно-техническая революция и проблемы человеческо­го существования.

65. Общественный идеал: понятие и способы реализации.

66. Концепция локальных цивилизаций.

67. Духовное производство и духовная деятельность.

68. Общественное богатство и проблемы эффективности общественного производства.

69. Государственная власть: сущность, структура, роль в жизни общества.

70. Гражданское общество: проблемы формирования.

71. Проблемы и пути развития правовой и политической культуры.

72. Человек как творение и творец культуры.

73. Потребности, интересы и ценности личностного развития.

74. Социальная и биологическая обусловленность поведения человека.

75. Свобода и ответственность человека.

76. Человек: проблема смерти и бессмертия.

77. Личность и общество.

78. Понятия «индивидуальность» и «личность».

79. Проблема человеческих ценностей и смысла жизни.

80. Античные представления о мире, человеке и обществе.

81. Схоластика и мистицизм, номинализм и реализм – основ­ные направления философии средних веков.

82. Проблема человека и общества в философии Нового вре­мени.

83. Философская мысль в Украине во второй половине XVIII – начале XXI вв.

ЛИТЕРАТУРА

Алексеев П.В. Философия: Учебник / П.В. Алексеев, А.В. Па­нин. – М.: ТК Велби: Проспект, 2004. – 601 с.

Андрущенко В. II. Социальная философия: Учебник / Под общ. ред. В.П. Андрущенко, Н. И. Горлача. – К.; X: Издат, центр «Едино­рог», 2002. – 735 с.

Барулин В.С. Социальная философия: Учебник / В.С. Барулин, – М.: Фаир-Пресс: Гранд, 2002. – 559 с.

Введение в философию: Учебное пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И.Т. и др. – М.: Политиздат, Ч. 1., 1998. – 367 с.

Волков Ю.Г. Человек: энциклопедический словарь / Ю.Г. Волков, В.С.Поли­карпов. – М.: Гардарика, 2000. – 518 с.

Галактионов А.А. Русская философия XI – XVII веков / А. А. Га­лактионов, П.Ф. Никандров. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1989. – 743 с.

Гегель Г-В.-Ф. Лекции по истории философии / Г-В.-Ф. Гегель // Сочинения. – Т. 9 – И. – М. – Л.: Гос. изд., 1932 – 1935.

Горський В.С. Історія української філософії / В.С. Горський, К.В, Кислюк.- К.: Либідь, 2004. – 486 с.

Турина М. Философия: Учеб. пособ.: Пер. с фр. – М.:Республика, 1998. –540с.

Зеньковский В.В. История русской философии / В.В. Зеньковський. – X.: Фолио; М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 894 с.

Зотов А. Ф. Современная западная философия / А.Ф Зотов. – М.: Высшая школа, 2001. – 784 с.

История философии: Запад – Россия – Восток: Учеб. для вузов: В 4 кн. / Под ред. Н.В. Мотрошиловойи А.М. Руткевича. – М.: Греко-лат. каб. Ю. А. Шичалина, 1995.

Історія філософії підруч. для вузів: У 2 кн. / А.К, Бичко, І.Б. Бичко, В.Г.Табачковський. – К.: Либідь, 2001. – 407 с.

Історія філософії України: Хрестоматія / Упоряд. М.Ф. Тарасенко та ін. – К.: Либідь, 1993. – 559 с.

Історія української філософії: Хрестоматія. – Л.: ЛНУ, 2004. – 354 с.

Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс / В.А.Канке – 5-е изд. перераб. и доп. – М,: Логос, 2003. – 375 с.

Коплстон Ф.Ч. История средневековой философии: Пер. с англ. / Ф.Ч.Коплстон. – М.: Энигма, 1997. – 502 с.

Кузнецов В.Н. Европейская философия XVIII века: Учеб. пособ. / В.Н.Кузнецов. – М.: Академический Проект, 2006. – 544 с.

Кунцман П., Буркард Ф., Видман Ф. Философия: Пер. с 9-го нем. изд.; Науч. ред. пер. В.В. Миронов / П. Кунцман, Ф, Буркард., Ф. Видман. – М.: Рыбари, 2002. – 268 с.

Лосский Н.О. История русской философии / Н.О. Лосский. – М.: Высш. школа, 1991. – 559 с.

Новейший философский словарь. / Сост. и гл. науч. ред. Л.А. Грицанов. – Минск: Кн. Дом, 2003. – 1279 с.

Огородник I.В., Огородник В.В. Історія філософської думки в Україні Навч. посібник /І.В. Огородник., В.В. Огородник. – К.: Вища школа: Т-во «Знания» України. КОО 1999. – 543 с.

Огородник I. В., Русин М. Ю. Українська філософія в іменах: Навч. посіб. / I. В. Огородник, М. К. Русин / За ред. М. Ф. Тарасенка, – К.;Либідь, 1997. –327 с.

Радугин А. А. Философия: Курс лекций / А. А. Радугин. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Центр, 2004. – 333 с,

Рассел Б. История западной философии: Пер. с англ. / Б. Рассел. – 2-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 991 с.

Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней: Пер. с англ. В 4 т. / Дж. Реале, Д. Антисери. – СПб: ТОО ТК «Петропо­лис», 1994 –1996.

Скрибек Г. История философии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / Г. Скрибек, Н. Гилье. – М.: Владос, 2003. – 799 с.

Современная западная философия: Словарь / Сост. и отв. ред. В.С.Малахов, В. П. Филатов. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Тон: Остожье, 1998. – 543 с.

Современная западная философия: Учеб. пособ. / Т. Г. Румянце­ва, А.А.Грицанов, В. А. Абушенко, М. А. Можейко и др.; Под общ. ред. Т.Г.Румянцевой. – Минск: Выш. шк., 2000. – 493 с.

Философия: Учебник / А. Г. Спиркин. – 2-е изд. – М.: Гардарики, 2004. – 735 с.

Філософія: Навч. посіб, / Л.В.Губерський, І.Ф.Надольний, В.П.Андрущенко та ін.; За ред. I.Ф.Надольного. – 5-е вид. випр. і допов, – К.: Вища школа, 2005. – 455 с,

Чижевський Д. Нариси з історії філософії в Україні / Д. Чижевський // Твори: В 4 т.: За заг. ред. В. Лісового. – К.: Смолоскип, 2005. – С. 5–162.

 

СЛОВАРЬ

Абсолютный дух – в философии Гегеля конечное звено самораз­вития разума, проходящего через этапы восхождения к абсолютно­му знанию.

Агностицизм – философское учение, отрицающее возможность познания объективного мира и достижимость истины; ограничивает роль науки лишь познанием явлений. Наиболее последовательный агностицизм представлен в учении Дж. Беркли.

Антиномия – неразрешимое противоречие между двумя сужде­ниями, одинаково логически доказуемыми.

Антропоцентризм – воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания. Получило теоретическое обосно­вание и наиболее широкое распространение в философской мысли эпохи Возрождения,

Априори – понятие логики и теории познания, характеризу­ющее знание, предшествующее опыту и независимое от него; введе­но в средневековой схоластике в противоположность апостериори. В философии И. Канта априорное знание (пространство и время как формы созерцания, категории) – условие опытного знания, прида­ющее ему оформленный, всеобщий и необходимый характер.

Бекои Фрэнсис (1561 – 1626) – английский философ, родо­начальник английского материализма и эмпиризма. Лорд-канцлер при короле Якове I. В трактате «Новый органон» (1620) провозгла­сил целью науки увеличение власти человека над природой, предло­жил реформу научного метода – очищение разума от заблуждений («идолов», или «признаков»), обращение к опыту и обработка его посредством индукции, основа которой – эксперимент.

Бердяев Николай Александрович (1874 – 1948) – русский рели­гиозный философ, с 1922 г. живший и работавший в эмиграции. От марксизма перешел к философии личности и свободы в духе рели­гиозного экзистенциализма и персонализма.

Брахман – в древнеиндийской философии абсолютное идеаль­ное первоначало мира.

Бессознательное – совокупность психических процессов, не пред­ставленных в сознании субъекта. Одно из центральных понятий в психоанализе 3. Фрейда и других психоаналитических течениях.

Бытие – философская категория, обозначающая реальность, су­ществующую объективно. Не сводимое лишь к материально-пред­метному миру бытие обладает различными уровнями: органическая и неорганическая природа, биосфера, общественное бытие, объек­тивно-идеальное бытие (ценности культуры, общезначимые при­нципы и категории научного знания и др.), бытие личности.

Веды – памятники древнеиндийской литературы (конец II – нача­ло I тыс. до н. э.), состоящие из сборников гимнов и жертвенных формул (Ригведа, Самавсда, Яджурведа, Атхарваведа) и теологичес­ких трактатов с комментариями к ним (Брахманы и Упанишады).

Верификация – в позитивизме способ отделения научного зна­ния от «ненаучного». Знания в принципе должны быть верифициру­емы, т. е. их истинность должна быть доказана как с помощью опы­та, так и с помощью связного логического доказательства.

Вернадский Владимир Иванович (1863 – 1945) – всемирно из­вестный ученый, основатель ряда новых смежных дисциплин – гео­химии, биогеохимии, радиогеологии, автор работ по философии естествознания и науковедению, первый президент Академии наук Украины. Философский масштаб носит учение В. И. Вернадского о ноосфере.

«Вещь в себе» – философское понятие, означающее в критичес­кой философии И. Канта вещи, как они существуют сами по себе («в себе»), в отличие от того, как они являются «для нас» в познании.

Возобновляемые и невозобновляемые ресурсы – используе­мые человечеством для производственных и потребительских нужд сырье и материалы, имеющиеся в природе либо в неограниченном (солнечный свет), либо в ограниченном (нефть, газ, лес, металл) ко­личестве.

Воля – способность к выбору деятельности и внутренним уси­лиям, необходимым для ее осуществления. Специфический акт, не сводимый к сознанию и деятельности как таковой. Осуществляя волевое действие, человек противостоит власти непосредственно испытываемых потребностей, импульсивных желаний: для волево­го акта характерно не переживание «я хочу», а переживание «надо», «я должен», осознание ценностной характеристики цели действия.

Волюнтаризм (термин введен Ф.Теннисом в 1883 г.) – направле­ние в философии, рассматривающее волю в качестве высшего прин­ципа бытия. Волюнтаризм характерен для философии Августина, Иоанна Дунса Скота и др. Как самостоятельное направление впер­вые оформился у немецкого философа XIX века А. Шопенгауэра.

Врожденные идеи – понятие теории познания, обозначающее идеи, изначально присущие человеческому мышлению и не завися­щие от опыта (аксиомы математики и логики, нравственные цен­ности, исходные философские принципы). Учение о врожденных идеях, восходящее к Платону, получило развитие в рационализме XVII – XVIII вв.

Герменевтика – буквально: искусство перевода, искусство тол­кования и объяснения. С XIX в. герменевтика превратилась в универсальный гу­манитарный метод исследования, а затем и философское направле­ние, занятое решением проблемы понимания – обнаружения смысла посредством интерпретации, т. е. расшифровки смысла, стоящего за очевидным смыслом, раскрытия уровней значения, скрывающихся в буквальном значении.

Глобальные проблемы современности – наиболее острые сов­ременные проблемы развития человечества в целом, связанные с возможностями его дальнейшего существования.

Гносеология – раздел философии, в котором изучаются законо­мерности и возможности познания. В качестве синонима Г. часто употребляется термин «эпистемология».

Гоббс Томас (1588 – 1679) – английский философ, близкий к ма­териализму и рационализму. Геометрия и механика для Гоббса – идеальные образцы научного мышления. Природа – совокупность протяженных тел, различающихся величиной, фигурой, положени­ем и движением (перемещением).

Гуманизм – в широком смысле особое мировоззрение, при­знающее ценность человека как личности, его право на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждающее благо человека как критерий оценки общественных отношений. В более узком смысле (гуманизм эпохи Возрождения) – противостоявшее схоластике и духовному господству церкви вольномыслие, связан­ное с изучением гуманитарных предметов, в первую очередь, вновь открытых произведений классической древности.

Гумилев Лев Николаевич (1912 – 1992) – российский историк, географ, доктор исторических (1961) и географических (1974) наук, академик РАЕН (1991). Создатель учения о человечестве и этносах как биосоциальных категориях; исследовал биоэнергетическую до­минанту этногенеза (назвал ее пассионарностью).

Дао – основная категория китайской философии, обозначающая способ функционирования Вселенной как живого организма, до­стичь гармонии с которым призван каждый человек. В конфуциан­стве для этого было необходимо нравственное совершенствование, высшим проявлением которого считается активная социальная позиция. В даосизме, напротив, мудрец, следуя дао, отказывается от целеполагающей активности (у вэй, «недеяние»), достигает един­ства с природой и совершенства.

Дедукция – фундаментальный метод познания, вывод по пра­вилам логики; цепь умозаключений (рассуждение), звенья которой (высказывания) связаны отношением логического следования.

Деизм – распространенная в Новое время религиозно-фило­софская доктрина, которая признает Бога как мировой разум, скон­струировавший целесообразную «машину» природы и давший ей законы, но отвергает дальнейшее вмешательство Бога в дела мира и человека.

Демокрит из Абдер (ок. 460 – ок. 371 гг. до н. э.) – древнегре­ческий философ. Основатель атомизма. Учил, что все происходящее представляет собой движение атомов, которые различаются по форме и величине, месту и расположению, находятся в пустом про­странстве в вечном движении, и благодаря их соединению и разъ­единению вещи и миры возникают и приходят к гибели.

«Демографический взрыв» – резкое ускорение темпов роста населения. В развивающихся странах Азии, Африки и Латинской Америки в 50 – 60-е гг. XX в. был обусловлен снижением смертно­сти, особенно детской, при сохранении высокой рождаемости.

Детерминизм – философское учение закономерной взаимосвя­зи и причинной обусловленности всех явлений; противостоит инде­терминизму, отрицающему всеобщий характер причинности.

Диалектика (с греч букв. – «искусство вести беседу, спор») – фи­лософское учение о становлении и развитии бытия и познания и ос­нованный на этом учении метод мышления.

Дхарма – важнейшее понятие философии буддизма всех школ и направлений и религии индиузма. В буддизме: 1) синоним буддий­ского вероучения и 2) первичные элементы нашего сознания, соче­тания которых образуют иллюзию действительного существования внешнего мира и индивидуальной человеческой души.

Дуализм – философское учение, исходящее из признания равно­правными двух начал – духа иматерии. Противостоит монизму, раз­новидность плюрализма. Один из крупнейших представителей – Р. Декарт.

Естественное право – понятие политической и правовой мыс­ли, означающее совокупность принципов и прав, вытекающих из природы человека и независимых от социальных условий. Идея ес­тественного права возникает в античном мире и получает развитие в Новое время, становясь одной из основополагающих идей Про­свещения.

Закон – необходимое, существенное, устойчивое, повторяющее­ся отношение между явлениями в природе и обществе. Существуют три основные группы законов: специфические, или частные (напр., закон сложения скоростей в механике); общие для больших групп явлений (напр., закон сохранения и превращения энергии, закон естественного отбора); всеобщие, или универсальные, законы. По­знание закона составляет задачу науки.

Знание – проверенный практикой результат познания действи­тельности, верное ее отражение в голове человека.

Идеализм – самое распространенное и влиятельное течение в западной философии, определяющее объективно действительное как идею, дух, разум, рассматривающее даже материю как форму проявления духа.

Идеальное – способ бытия предмета, отраженного в сознании (в этом смысле идеальное обычно противопоставляется материаль­ному); результат процесса идеализации – абстрактный объект, кото­рый не может быть дан в опыте (напр., «идеальный газ», «точка»).

Идеология – система политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических и философских взглядов и идей, в кото­рых субъективным образом осознаются и оцениваются отношения людей к действительности.

Императив – общезначимое нравственное предписание в про­тивоположность личному принципу (максиме); правило, выража­ющее долженствование (объективное принуждение поступать так, а не иначе).

Индивидуальность – неповторимое своеобразие какого-либо явления, отдельного существа, человека; противоположность обще­го, типичного.

Индивидуум (индивид) – отдельный, самостоятельно сущест­вующий человек, рассматриваемый обособленно от других людей.

Индукция – фундаментальный метод познания, умозаключение от фактов к некоторой гипотезе (общему утверждению).

Интуиция – способность постижения истины путем непо­средственного ее усмотрения без обоснования с помощью доказа­тельств и осознания последовательности процесса ее получения.

Инь-ян – основные понятия древнекитайской натурфилосо­фии, универсальные космические полярные и постоянно переходя­щие друг в друга силы (женское – мужское, пассивное – активное, холодное – горячее и т. д.). Инь – ян понимаются как полярные мо­дальности единого субстанциального начала – пневмы (ци), а этапы их зрелости соотносятся с «пятью стихиями» (дерево, огонь – ян; земля – нейтральна; металл, вода – инь).

Истина объективная – соответствие знания действительности; объективное содержание эмпирического опыта и теоретического познания. В истории философии истина понималась как соответ­ствие знания вещам (Аристотель), как вечное и неизменное абсо­лютное свойство идеальных объектов (Платон, Августин), как со­ответствие мышления ощущениям субъекта (Д. Юм), как согласие мышления с самим собой, с его априорными формами (И, Кант).

История – 1) процесс развития природы и общества; 2) комп­лекс общественных наук (историческая наука), изучающих прошлое человечества в его конкретности и многообразии, исследующих факты, события и процессы на базе исторических источников, ко­торыми занимаются источниковедение и ряд вспомогательных ис­торических дисциплин.

Карма – одно из основных понятий индийской религии и фи­лософии. В широком смысле – общая сумма совершенных всяким живым существом поступков и их последствий, определяющая ха­рактер его нового рождения, перевоплощения. В узком смысле -влияние совершенных действий на характер настоящего и последу­ющего существования.

Категории – наиболее общие и фундаментальные философские понятия, отражающие существенные, всеобщие свойства и отноше­ния явлений действительности и познания. Категории образова­лись как результат обобщения исторического развития познания и практики.

Кордоцентризм – наиболее характерная черта украинской фи­лософии. Состоит в осмыслении человеком окружающего мира не столько мышлением («головой»), сколько «сердцем» – эмоция­ми, чувствами, здравым смыслом.

Культура – исторически определенный уровень развития обще­ства, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

Лао-цзы (II пол. VI – [ пол. V вв. до н. э.) – основатель философс­кой школы даосизма, чьи философские взгляды изложены в тракта­те «Дао дэ цзин» (IV – III вв. до н. э.), или «Книга о дао и дэ» («Книга о Пути и потенции»), написанном последователями философа.

Лейбниц Готфрид Вильгельм (1646 – 1716) – немецкий философ, математик, физик, языковед. В духе рационализма развил учение о прирожденной способности ума к познанию высших категорий бы­тия и всеобщих и необходимых истин логики и математики («Новые опыты о человеческом разуме», 1704).

Ли – одно из ключевых понятий древнекитайской философии, в частности, конфуцианства, которое обозначает освященные тра­дицией правила взаимоотношения между различными социальны­ми группами.

Либидо – одно из основных понятий психоанализа 3. Фрейда, оз­начающее преимущественно бессознательные сексуальные влечения, способные (в отличие от стремления к самосохранению) к вытесне­нию и сложной трансформации (например, сублимации и т. п.).

Личность – 1) человек как субъект отношений и сознательной деятельности; 2) устойчивая система социально значимых черт, ха­рактеризующих индивида как члена общества или общности. Поня­тие личности следует отличать от понятий «индивид» (единичный представитель человеческого рода) и «индивидуальность» (сово­купность черт, отличающих данного индивида от всех др.). Лич­ность определяется данной системой общественных отношений, культурой и обусловлена также биологическими особенностями.

Локк Джон (1632 – 1704) – английский философ, общественно-политический деятель, основоположник либерализма. В «Опыте о человеческом разумении» (1689) разработал эмпирическую теорию познания. Отвергая существование врожденных идей, утверждал: все человеческое знание проистекает из опыта.

Макиавелли Никколо (1469 – 1527) – итальянский политичес­кий деятель и историк, основоположник философии политики, ко­торую он базировал на принципе «цель оправдывает средства».

Материализм – влиятельное течение в западной философии, которое видит основу всей действительности в материальном нача­ле. Наиболее известны античный материализм (Демокрит, Эпикур), механистический материализм Нового времени и эпохи Просвеще­ния, диалектический и исторический материализм К. Маркса.

Метафизика – 1) философское учение о сверхчувственных (недоступных опыту) принципах бытия. Термин восходит к назва­нию, данному Андроником Родосским (I в. до н. э.) сочинению Арис­тотеля об умопостигаемых началах бытия. В современной философии термин «метафизика» часто употребляется как синоним философии; 2) противоположный диалектике философский метод, рассматрива­ющий явления в их неизменности и независимости друг от друга, отрицающий внутренние противоречия как источник развития.

Метод – способ достижения определенной цели, совокупность приемов и операций практического или теоретического освоения действительности.

Микрокосм и макрокосм – обозначение человека и мира как двух неразрывно связанных между собой частей. Микрокосм, ма­лый космос – человек как отражение, зеркало, символ, центр силы и разума мира как космоса (макрокосма, большого космоса).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 411; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.