Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ТЕМАТИКА 2 страница




Мировоззрение – система обобщенных взглядов на мир и мес­то человека в нем, на отношение людей к окружающей их действи­тельности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности.

Мифология – древнейшая форма мировоззрения и деятельности людей, которая основывалась не на разуме, а на чувствах и эмоциях.

Мышление – высшая ступень человеческого познания. Позво­ляет получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях ре­ального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания.

Наука – сфера человеческой деятельности, функция которой -выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания; вклю­чает как деятельность по получению нового знания, так и ее резуль­тат – сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира.

Необходимость – философская категория, выражающая объек­тивную закономерность и обусловленность явления, процесса или человеческого действия.

Николай Кузанский (Николай Кребс) (1401 – 1464) – философ, теолог, ученый, цсрковно-политический деятель. Ближайший со­ветник папы Пия II, кардинал (1448), в творчестве Николая Кузанского были заложены основы для пантеистического взгляда на мир и гуманистического взгляда на человека.

Нирвана – центральное понятие буддийской философии и рели­гии, означающее высшее состояние, цель человеческих стремлений. Психологическое состояние полноты внутреннего бытия, отсут­ствия желаний, совершенной удовлетворенности и самодостаточ­ности, абсолютной отрешенности от внешнего мира; в ходе разви­тия буддизма наряду с этико-психологическим понятием нирваны возникает и представление о ней как абсолюте.

Ноосфера – новое эволюционное состояние биосферы, при ко­тором разумная деятельность человека становится решающим фак­тором ее развития.

Общественный договор – получившая широкое распростра­нение в социально-политической мысли Нового времени (Т. Гоббс, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо) теория происхождения государства, в ре­зультате договора между людьми, в котором предусматривался добровольный отказ отдельных лиц от части их естественных прав в пользу государственной власти.

Общество (в широком смысле) – совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей; в узком смыс­ле – исторически конкретный тип социальной системы, определен­ная форма социальных отношений (например, общество, противо­поставленное государству, у Гегеля).

Объект – философская категория, выражающая то, что про­тивостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности. В качестве объекта может выступать и сам субъект.

Онтология – раздел философии, учение о бытии.

Ортега-и-Гассет Хосе (1883 – 1955) – современный испанский философ и публицист, представитель «философии жизни» и фило­софской антропологии.

Отчуждение – обозначение социального процесса, в котором деятельность человека и ее результаты превращаются в самостоя­тельную силу, господствующую над ним и враждебную ему. Выра­жается в отсутствии контроля над условиями, средствами и про­дуктом труда, в превращении личности в объект манипулирования со стороны господствующих социальных групп. Понятие О. было теоретически обосновано К. Марксом.

Пантеизм – религиозные и философские учения, отождествля­ющие Бога и мировое целое. Характерен для натурфилософии Воз­рождения и материалистической системы Б. Спинозы, отождест­вившего понятия «Бог» и «природа».

Парменид из Элей (период расцвета 504 – 501 гг. до н. э.) – древ­негреческий философ, основатель элейской школы. Первым провел принципиальное различие между умопостигаемым, неизменным и вечным («единым»), бытием (сфера истинного знания) и чувствен­но воспринимаемой изменчивостью и преходящей текучестью всех вещей (сфера «мнения»); сформулировал идею тождества бытия и мышления, тем самым став у истоков идеализма,

Позитивизм – направление в философии и науке (со времен Кан­та), которое исходит из «позитивного», т. е. из данного, фактическо­го, устойчивого, несомненного, и ограничивает ими свое исследова­ние и изложение, а абстрактные философские («метафизические») объяснения считает теоретически неосуществимыми и практичес­ки бесполезными. Система позитивизма была создана в I полови­не XIX в. О. Контом; известны «второй позитивизм» (Г. Спенсер, Дж. Ст. Милль), эмпириокритицизм (Э. Мах, Р. Авенариус), неопо­зитивизм (Л. Витгенштейн), постпозитивизм (К. Поппер).

Понятие – форма мышления, отражающая существенные свой­ства, связи и отношения предметов и явлений. Основная логичес­кая функция понятия – выделение общего, которое достигается посредством отвлечения от всех особенностей отдельных предме­тов данного класса.

Постмодерн – идейно-стилистическое направление, социокуль­турная ситуация и философское направление II половины XX ст.

Практика – целеполагающая деятельность людей; освоение и преобразование действительности.

Провиденциализм – истолкование исторического процесса как осуществления замысла Бога. Характерен для средневековой исто­риографии, философии и теологии (Августин и др.).

Прогресс – развитие человечества в направлении к лучшему, высшему, более совершенному как в материальном, так и духовном смысле состоянию.

Просвещение – вузком смысле течение в культурной и обще­ственно-политической жизни Западной Европы XVIII в., выдвигав­шее требование замены мировоззрения, основывающегося на рели­гиозном или политическом авторитете таким, которое вытекает из требований человеческого разума, и ратовавшее за преобразование всех сторон жизни современного ему общества на основе распро­странения знания и развития наук.

Противоречие – взаимодействие противоположных, взаимо­исключающих сторон объекта или системы, которые вместе с тем находятся во внутреннем единстве и взаимопроникновении, яв­ляясь источником самодвижения и развития объективного мира и познания человеком этого мира.

Протагор из Абдер (ок. 480 – ок. 410 до н. э.) – древнегреческий философ, виднейший из софистов. Утверждал субъективную обус­ловленность знания и выдвинул тезис: «Человек есть мера всех ве­щей, существующих, что они существуют, а несуществующих, что они не существуют». В Афинах Протагор обвинялся в атеизме.

Психоанализ – медицинский метод, психологическая теория и влиятельное философское направление, связанное с изучением скрытых связей и основ человеческой жизни.

Рационализм – философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей. Научное (т. е. объективное, всеобщее, необходимое) знание, согласно рационализму, достижи­мо только посредством разума – одновременно источника знания и критерия его истинности. Рационализм – ведущее направление фи­лософии Нового времени (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц) и один из философских источников идеологии Просвещения.

Религия – мировоззрение и мироощущение, а также соответ­ствующее поведение и специфические действия (культ), основана на вере в существование бога или богов, сверхъестественного.

Рефлексия – форма теоретической деятельности человека, направ­ленная на осмысление своих собственных действий и их законов.

Руссо Жан Жак (1712 – 1778) французский писатель, философ и просветитель («Об общественном договоре», «О причине нера­венства»).

Сансара – один из основных терминов индийской философии и религии, обозначающий бесконечную цепь все новых и новых рождений человеческой души или личности в различных образах (Бога, человека, животного) в зависимости от степени праведности текущей жизни.

Сартр Жан Поль (1905 – 1980) – французский философ, вли­ятельнейший представитель экзистенциализма.

Сверхчеловек – представление о совершенном человеке, явля­ющемся таковым не благодаря воспитанию его другими или само­воспитанию, а в силу присущей ему от рождения силы. Наибольшую известность получила концепция Сверхчеловека Фридриха Ницше.

Сверх-Я (супер-Эго) – у 3. Фрейда понятие, охватывающее один из компонентов организации человеческой психики, ее высшая ин­станция, выполняющая роль внутреннего цензора, совести и т, д.

Свобода – способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, осуществлять выбор.

Сенсуализм – направление в теории познания, согласно которо­му ощущения, восприятия – основа и главная форма достоверного познания. 11олучило распространение в механистическом материа­лизме французского Просвещения.

Синергетика – созданное профессором Штутгартского универ­ситета Германом Хакеном междисциплинарное направление, теория самоорганизации сложных систем, состоящих из многих подсистем различной природы (электронов, атомов, молекул, клеток, нейро­нов, механических элементов, органов животных, людей, транспорт­ных средств и т. д.). С. объясняет, каким образом взаимодействие таких подсистем приводит к возникновению пространственных, временных или пространственно-временных структур в макроско­пическом масштабе. Сегодня на основе теории С. создается новая научная картина мира.

Система – множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство.

Скептицизм – философская позиция, характеризующаяся сом­нением в существовании какого-либо надежного критерия истины (пример – позиция И. Канта). Крайняя форма скептицизма – агно­стицизм.

Сознание – одно из основных понятий философии, социологии и психологии, обозначающее человеческую способность идеаль­ного воспроизведения действительности в мышлении. Сознание – высшая форма психического отражения, свойственная обществен­но развитому человеку и связанная с речью, идеальная сторона целеналагающей деятельности. Выступает в двух формах: индивиду­альной (личной) и общественной.

Социальная философия – раздел философии, описывающий общество, его законы, его исторические формы, выявляющий логи­ку социальных процессов.

Софисты – в Древней Греции люди, сведущие в какой-нибудь области: профессиональные учителя философии и красноречия II половины V – I половины IV вв. до н. э. (Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт, Критий и др.). Для софистов характерно перемещение интересов от поисков абсолютной истины о космосе и бытии к выработке прагматических рецептов поведения челове­ка «без предрассудков» в обществе (критика традиционной морали, скептическая теория познания, риторическая, логическая и линг­вистическая теория «убедительной речи»), С критикой софистов выступили Сократ и Платон.

Софистика – способ рассуждения или ведения спора, предприни­маемый не ради выявления истины, а ради навязывания убеждения в собственной правоте, либо для упражнения в остроумии и находчи­вости, а потому ведется с сознательным нарушением законов логики.

Социоантропоцентризм – одна из характернейших черт мифо­логического сознания, заключавшаяся в переносе на окружающий человека мир в процессе его объяснения черт общества или самого человека.

Спиноза Бенедикт (Барух) (1632 – 1677) – нидерландский фи­лософ, пантеист. Сочинения: «Богословско-политический трактат» (1670), «Этика» (1677).

«Сродный труд» – в философской системе Г. С. Сковороды пред­расположенность человека к какому-либо роду деятельности, кото­рый будет ему удаваться и приносить моральное удовлетворение. «Сродность» устанавливается свыше (Богом или природой), одна­ко только от человека зависит, сумеет ли он найти свою сродность. У каждого человека есть сродность, но у разных людей разные сродности. Занятие «сродным трудом» по Сковороде – единственный способ достижения счастья в жизни.

Становление – процесс перехода от одного состояния бытия к другому, в широком смысле – процесс формирования, утвержде­ния кого-либо, чего-либо.

Сублимация – психоаналитическое понятие, означающее пси­хический процесс преобразования и переключения энергии аффек­тивных влечений на цели социальной деятельности и культурного творчества. Понятие введено 3. Фрейдом (1900), рассматривавшим сублимацию как один из видов трансформации влечений (либидо), противоположный вытеснению.

Субстанция – нечто неизменное, то, что существует благодаря самому себе и в самом себе, сущность, лежащая в основе всего су­ществующего.

Субъект – носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или социальная группа), источник активно­сти, направленной на объект.

Сущность – то, что составляет суть вещи, совокупность ее суще­ственных, основополагающих, наиболее принципиальных свойств.

Схоластика – последний и высший этап развития религиозной фи­лософии западноевропейского Средневековья, характеризующийся соединением теолого-догматических предпосылок с рационалисти­ческой методикой и интересом к формально-логическим проблемам.

Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и об­щественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, т. к. всегда предполагает творца – субъекта творчес­кой деятельности.

Теогония разновидность поздних мифов, в которых шла речь о происхождении богов. Многие теогонические мифы (напр., «Теого­ния» Гесиода) являются по своему содержанию предфилософскими.

Теология – совокупность религиозных доктрин и учений о сущ­ности и действии Бога. Предполагает концепцию абсолютного Бога, сообщающего человеку знание о себе в откровении. В эпоху запад­ноевропейского Средневековья понималась как высшая ступень че­ловеческого знания, по отношению к которой философия являлась всего лишь «служанкой».

Теоцентризм – основной принцип средневековой религиозно-философской картины мира, согласно которому центром мира яв­ляется Бог, который сотворил мир из ничего, предопределил его судьбу и судьбу человечества.

Тойнби Арнолд Джозеф (1889 – 1975) – английский историк и социолог. Выдвинул теорию круговорота сменяющих друг друга локальных цивилизаций, каждая из которых проходит анало­гичные стадии возникновения, роста, надлома и разложения; дви­жущая сила их развития – «творческая элита», увлекающая за собой «инертное большинство»; прогресс человечества – в духовном со­вершенствовании, эволюции от примитивных анимистических ве­рований через универсальные религии к единой религии будущего.

Точка бифуркации – в синергетике переломный момент в раз­витии системы, когда принципиально невозможно определить даль­нейшее направление ее функционирования.

Универсалии – общие понятия. Онтологический статус универ­салий – одна из центральных проблем средневековой философии (спор об универсалиях X – XIV вв.): существуют ли универсалии «до вещей», как их вечные идеальные прообразы (платонизм, край­ний реализм), «в вещах» (аристотелизм, умеренный реализм), «после вещей» в человеческом мышлении (номинализм, концептуализм).

Утопия – течение мысли, изображающее идеальное состоя­ние совместной жизни людей, преимущественно с гуманитарно-коммунистической окраской, произвольно сконструированный об­раз (идеал) желаемого общества. Прообразом всех утопий является «Государство» Платона. Слово и понятие «утопия» введены англий­ским гуманистом Томасом Мором (роман «Утопия», 1516).

Цивилизация – 1) синоним культуры; 2) уровень, ступень обще­ственного развития, материальной и духовной культуры (античная цивилизация, современная цивилизация); 3) крупное историческое образование с самобытным экономическим, политическим, соци­альным и духовным укладом (индийская цивилизация, цивилиза­ция инков).

Швейцер Альберт (1875 – 1965) – немецкий теолог, мыслитель, общественный деятель, лауреат Нобелевской премии мира 1952 года.

Шпенглер Освальд (1880 – 1936) – немецкий философ, историк, представитель «философии жизни». В своей работе «Закат Европы» развил учение о культуре как множестве замкнутых «организмов» (египетского, индийского, китайского и т. д.), выражающих коллек­тивную «душу» народа и проходящих определенный жизненный цикл, длящийся около тысячелетия.

Фалес (ок. 640 – ок. 546 гг. до н. э.) – древнегреческий философ и ученый, основатель так называемой ионийской (милетской) шко­лы, родоначальник античной философии и науки.

Фатализм – представление о неотвратимой предопределенно­сти событий в мире; вера в безличную судьбу (античный стоицизм), в неизменное божественное предопределение и т. п.

Феномен – материальная вещь или духовное образование, дан­ное нам в опыте чувственного познания, шире – уникальное явле­ние или событие.

Философия – фор­ма общественного сознания, мировоззрение, система идей, взгля­дов на мир и на место в нем человека; исследует познавательное, социально-политическое, ценностное, этическое и эстетическое от­ношение человека к миру,

Философия истории – раздел философии, занимающийся объяс­нением смысла, закономерностей, основных направлений истори­ческого процесса, поиском методов, средств и условий возможно­сти его познания, выявлением роли и места человека в истории.

«Философия жизни» – распространенное во II пол. XIX – нач. XX ст. философское направление (А, Шопенгауэр, Ф. Ницше, А. Бергсон), стремившееся понять действительность как жизнь, процесс непрерывных изменений и чувственных переживаний. Предшественница экзистенциализма.

Философская антропология (в широком смысле) – учение о природе (сущности) человека, раздел философского знания; в уз­ком смысле – идеалистическое течение в западноевропейской фи­лософии XX в., преимущественно немецкой, основанной в 1920-х гг. М. Шелером и X. Плеснером,

Философствование – форма философии, глубоко личностные размышления каждого человека о неповторимости его присутствия в окружающем мире,

Фромм Эрих (1900 – 1980) – американский психолог и социолог, один из самых известных представителей неофрейдизма.

Эгоцентризм – отношение к миру, характеризующееся сосредо­точенностью на своем индивидуальном «я»; в качестве особенности мифологического сознания заключался в представлении о мире по образу и подобию личного жизненного мирка каждого человека.

Эйдос – термин древнегреческой философии и литературы, оз­начавший у Платона идеи как идеальные первоосновы всего суще­ствующего в мире.

Экзистенциализм, или философия существования, – направ­ление современной философии, возникшее в нач. XX в. в России, после 1-й мировой войны – в Германии, в период 2-й мировой вой­ны – во Франции, а после войны – в других странах. Различают религиозный экзистенциализм (К. Ясперс, Г. Марсель, Н. А. Бердяев, Л. Шестов, М. Бубер) и атеистический (М. Хайдеггер, Ж. П. Сартр, А. Камю). Центральное понятие – экзистенция (человеческое су­ществование); основные модусы (проявления) человеческого суще­ствования – забота, страх, решимость, совесть; человек прозревает экзистенцию как корень своего существа в пограничных ситуациях (борьба, страдание, смерть).

Эмпиризм – направление в теории познания, признающее чув­ственный опыт единственным источником достоверного знания. Получил распространение в философии Нового времени (Ф. Бэкон, Д. Локк, Дж. Беркли, Д. Юм).

Эпикур (341 – 270 до н. э.) – древнегреческий философ, основопо­ложник собственной школы в Афинах. Философию делил на физику (учение о природе), канонику (учение о познании, в котором Эпикур придерживался сенсуализма) и этику. В физике Эпикур следовал атомистике Демокрита. Признавал бытие блаженно-безразличных богов в пространствах между бесчисленными мирами, но отри­цал их вмешательство в жизнь космоса и людей. Девиз Эпикура -живи уединенно. Цель жизни – отсутствие страданий, здоровье тела и состояние безмятежности духа (атараксия); познание природы ос­вобождает от страха смерти, суеверий и религии вообще,

Эстетика – учение о прекрасном, его законах, нормах, формах и типах, его отношение к природе и искусству, его происхождение и роль в художественном творчестве и наслаждении, раздел фило­софского знания.

Этика – учение о нравственности, морали; особый раздел фило­софского знания.

Юм Давид (1711 – 1776) – английский дипломат, историк, фило­соф эмпирического направления,

Юркевич Памфил Данилович (1826 – 1874) – профессор Ки­евской духовной академии и Московского университета. В своем произведении «Сердце и его значение в духовной жизни человека» обосновал кордоцентризм как одну из характерных особенностей украинской философской мысли.

Явление – вообще все, что чувственно восприниомаемо, осо­бенно бросающееся в каком-то отношении в глаза. С точки зрения теории познания явление есть выражение, свидетельство наличия чего-то другого; так, болезнь может проявляться через высокую температуру.

Язык – важнейшее средство человеческого общения. Язык нераз­рывно связан с мышлением; является социальным средством хране­ния и передачи информации, одним из средств управления челове­ческим поведением.

Ясперс Карл (1883 – 1969) – немецкий философ, представи­тель религиозного экзистенциализма, психиатр, автор концепции «осевого времени», согласно которой всемирная история облада­ет духовным единством, состоящим в попытке либо философским, либо религиозным путем осмыслить разрыв между человеком и миром, возникающий после упадка мифологического сознания, которое как раз и основывалось на чувстве сопричастности чело­века и мира.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 401; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.053 сек.