Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типы и виды мышления




Сущность мышления как познавательного процесса.

Мышление - это обобщенное и опосредованное отражение чело­веком действительности в ее существенных связях и отношениях. Обобщенное отражение действительности, каким является мыш­ление, есть результат переработки не только опыта отдельного человека и его современников, но и предшествовавших поколе­ний. К опосредованному познанию человек прибегает в следую­щих случаях:

· непосредственное познание невозможно из-за наших анализа­торов (например, у нас нет анализаторов для улавливания рент­геновских лучей);

· непосредственное познание принципиально возможно, но не­возможно в данных условиях;

· непосредственное познание возможно, но не рационально.

Мышление дает возможность понять закономерности матери­ального мира, причинно-следственные связи в природе и в обще­ственно-исторической жизни, а также закономерности психики людей. Источником и критерием мыслительной действительнос­ти, а также областью для применения ее результатов является прак­тика.

Физиологическую основу мышления составляет рефлекторная деятельность мозга, те временные нервные связи, которые обра­зуются в коре больших полушарий. Эти связи возникают под воз­действием сигналов второй системы (речи), отражающих реаль­ную действительность, но при обязательной опоре на сигналы первой системы (ощущения, восприятия, представления). В про­цессе мышления обе сигнальные системы тесно связаны друг с другом. Вторая сигнальная система опирается на первую и обу­словливает непрерывную связь обобщенного отражения действи­тельности, каким является мышление, с чувственным познанием объективного мира путем ощущений, восприятий, представлений.

В своем становлении мышление проходит две стадии: допонятийную и понятийную.

Допонятийное мышление присуще ребенку до 5 лет. Оно харак­теризуется нечувствительностью к противоречиям, синкретизмом (тенденцией связывать все со всем), трансдукцией (переходом от частного к частному, минуя общее), отсутствием представления о сохранении количества (С.Рубинштейн).

Понятийное мышление развивается постепенно от простого скла­дывания ребенком предметов через установление сходства и раз­личия между ними до собственно понятийного, которое форми­руется к 16-17 годам.

Мыслительный процесс человека осуществляется в двух основ­ных формах: формирование и усвоение понятий, суждений и умозаключений и решение проблем (мыслительных задач).

Понятие - это форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношение предметов и явлений, которая выраже­на словом или группой слов. Например, в понятие «человек» входят такие признаки, как членораздельная речь, трудовая деятельность и производство орудий труда.

Понятия принято различать по степени отвлеченности (конкрет­ные и абстрактные) и по объему (единичные и общие). Когда из всех признаков предмета выделяется определенная совокупность при­знаков, характеризующая именно этот предмет или группу ему подобных, мы имеем дело с конкретным понятием (например, «го­род», «мебель»). Если же при помощи отвлечения в предмете выде­ляется определенный признак и этот признак становится предметом изучения и, кроме того, рассматривается как особый предмет, то возникает абстрактное понятие (например, «справедливость», «ра­венство»).

Суждение - это форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями действительности и их свой­ствами и признаками. К примеру, Земля вращается вокруг Солнца. Суждения образуются двумя способами: непосредственно, когда в них выражают то, что воспринимается, и опосредованно - пу­тем умозаключений или рассуждений.

Умозаключение - это форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается вывод. К примеру, все планеты Сол­нечной системы вращаются вокруг Солнца. Земля - планета Сол­нечной системы, значит, она вращается вокруг Солнца.

К умозаключению можно прийти методами индукции, дедук­ции или аналогии. Индукция - это логический вывод, отражаю­щий направленность мысли от частного к общему. Дедукция - это логический вывод, отражающий направленность мысли от обще­го к частному. Аналогия - это логический вывод, отражающий направленность мысли от частного к частному.

Каждый акт мышления представляет собой процесс решения какой-либо задачи, возникающей в ходе познания или практи­ческой деятельности человека. В качестве способов решения мыслительной задачи могут быть названы такие, как пассивное и активное использование алгоритма, целенаправленная трансформация условий задачи, эвристические способы решения задачи.

Процесс решения задач состоит из пяти этапов:

· мотивация (желание решить проблему);

· анализ проблемы;

· поиск решения проблемы на основе известного алгоритма, на основе выбора оптимального варианта и на основе принципиаль­но нового решения с учетом логических рассуждений, аналогий, эвристических и эмпирических приемов. Решению задачи зачас­тую способствует озарение;

· доказательство и обоснование правильности решения;

· реализация и проверка решения, а в случае необходимости и его коррекция.

Для того чтобы выявить объективные отношения и взаимосвя­зи между предметами и явлениями в ходе формирования поня­тий, суждений, умозаключений и решения мыслительных задач человек прибегает к мыслительным операциям - сравнивает, ана­лизирует, обобщает и классифицирует.

Обозначим суть основных мыслительных операций:

· анализ - мысленное расчленение целостной структуры объек­та отражения на составляющие элементы;

· синтез - воссоединение элементов в целостную структуру;

· сравнение- установление отношений сходства и различия;

· обобщение - выделение общих признаков на основе объедине­ния сущностных свойств или сходства;

· абстрагирование - выделение какой-либо стороны или аспек­та явления, которые в действительности как самостоятельные не существуют;

· конкретизация - отвлечение от общих признаков и подчерки­вание частного, единичного;

· систематизация, или классификация - мысленное распределе­ние предметов и явлений по группам и подгруппам.

Все эти операции, по мнению С.Л. Рубинштейна, являются раз­личными сторонами основной операции мышления - опосредова­ния (т.е. раскрытия все более существенных связей и отношений).

В определении типов мышления существуют различные подходы.

По степени развернутости решаемых задач выделяют мышле­ние дискурсивное (умозаключающее) и интуитивное - мгновен­ное, характеризующееся минимальной осознанностью.

По характеру решаемых задач мышление подразделяют на тео­ретическое (концептуальное) и практическое, осуществляемое на основе социального опыта и эксперимента.

По содержанию решаемых задач выделяют предметно-действен­ное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление.

Наглядно-действенное мышление опирается на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование ситуации в про­цессе действий с предметами. Наглядно-образное мышление характе­ризуется опорой на представления и образы. Его функции связаны с представлением ситуаций и изменениями в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию. В отличие от наглядно-действенного мышления оно пре­образуется лишь в плане образа (Ж.Пиаже). Словесно-логическое мыш­ление осуществляется при помощи логических операций с понятия­ми. Внутри этого типа различают следующие виды мышления: тео­ретическое, практическое, аналитическое, реалистическое, аутистическое, продуктивное, репродуктивное, непроизвольное и про­извольное.

Теоретическое мышление - это познание законов, правил, раз­работка концепций и гипотез.

Практическое мышление - это подготовка преобразования дей­ствительности (разработка цели, создание плана, схемы, провер­ка гипотез в условиях жесткого дефицита времени).

Аналитическое (логическое) мышление носит временной, струк­турный (этапный) и осознаваемый характер.

Реалистическое мышление направлено на внешний мир и регу­лируется законами логики.

Аутистическое мышление связано с реализацией желаний чело­века.

Продуктивное - это воссоздающее мышление на основе новиз­ны в мыслительной деятельности, а репродуктивное - это воспро­изводящее мышление по заданному образу и подобию.

Непроизвольное мышление предполагает трансформацию обра­зов сновидения, а произвольное - целенаправленное решение мыслительных задач.

Мышление имеет ярко выраженный индивидуальный характер. Особенности индивидуального мышления проявляются в разных соотношениях видов и форм, операций и процедур мыслитель­ной деятельности. Важнейшими качествами мышления являются следующие.

Самостоятельность мышления - умение выдвигать новые зада­чи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других людей.

Инициативность - постоянное стремление самому искать и на­ходить пути и средства разрешения задачи.

Глубина - способность проникать в сущность вещей и явлений, понимать причины и глубинные закономерности.

Широта - способность видеть проблемы многосторонне, во взаимосвязи с другими явлениями.

Быстрота - скорость решения задач, легкость в воспроизве­дении идей.

Оригинальность - способность производить новые идеи, от­личные от общепринятых.

Пытливость - потребность всегда находить наилучшее реше­ние поставленных задач и проблем.

Критичность - объективная оценка предметов и явлений, стремление подвергать сомнению гипотезы и решения.

Торопливость - непродуманность аспектов всестороннего ис­следования проблемы, выхватывание из нее лишь отдельных сто­рон, высказывание неточных ответов и суждений.

Мышление носит потребностно-мотивированный и целена­правленный характер. Все операции мыслительного процесса выз­ваны потребностями, мотивами, интересами личности, ее целями и задачами

По мнению Д. Гилфорда, творческое мышление имеет следую­щие особенности:

· оригинальность и необычность идей, их интеллектуальная новизна;

· способность проявления семантической гибкости, т.е. умение видеть объект под новым углом зрения;

· образная адаптивная гибкость, т.е. способность изменить воспри­ятие, чтобы видеть все стороны объекта, скрытые от наблюдения;

· семантическая спонтанная гибкость при сопоставлении различ­ных идей.

Условиями успешного решения творческих задач являются бо­лее частое обнаружение и применение новых способов; успешное преодоление сложившихся стереотипов; умение идти на риск, освободившись от страха и защитных реакций; сочетание опти­мальной мотивации и соответствующего уровня эмоционального возбуждения; разнообразие и разнонаправленность знаний и уме­ний, ориентирующих мышление на новые подходы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 1279; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.