Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 8. Индивидуально-психологичеие особенности личности




План:

1. «Темперамент». Характеристика типов темперамента.

2. Понятие «характер». Черты характера.

3. Способности. Общие и специальные способности.

 

1. Понятие «темперамент». Характеристика типов темперамента.

Темперамент - индивидуально своеобразная, природно обусловленная совокупность динамических проявлений психики - ин­тенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и со­стояний.

Люди издавна пытались найти органическую основу темпера­мента. Известны три основные системы объяснений его сущности, где первые две имеют лишь исторический интерес.

Первая (гуморальная) система связывала состояния организма с соотношением в нем различных жидкостей, в связи с чем выде­лялись четыре типа темперамента. Считалось, что если преоблада­ет кровь (лат. «сангвис»), то темперамент будет сангвинистическим, если желчь («холе») - холерическим, если слизь («флегма») - флегматичным, а черная желчь («мелана холе») определяет меланхолический темперамент. Эти терминология и описание различ­ных типов темперамента возникли в V в. до н.э. (Гален, Гиппок­рат) и сохранились до нашего времени. При всей наивности объяс­нения феномена темперамента, верно была подмечена такая его особенность, как сочетание в психике человека всех типов темпе­рамента при преобладании одного из них.

Вторая (конституциональная) система, объяснявшая сущность темперамента, которая возникла в нашем столетии (Кречмер, Шелдон), связывала темперамент с телосложением человека. Глав­ная идея этой теории: структура тела определяет темперамент, который является его функцией.

Э. Кречмер выделял четыре конституциональных типа: лептосоматик, атлетик, пикник и диспластик.

Лептосоматик характеризуется хрупким телосложением, вы­соким ростом, плоской грудной клеткой. Плечи узкие, ноги длин­ные и худые.

Атлетик - человек с развитой мускулатурой, крепким тело­сложением, характерен высокий или средний рост, широкие пле­чи, узкие бедра.

Пикник - человек с выраженной жировой тканью, чрезмерно тучный, характеризуется малым или средним ростом, расплыв­шимся туловищем с большим животом и круглой головой на ко­роткой шее.

Диспластики - люди с бесформенным, неправильным строе­нием тела. Индивиды этого типа характеризуются различными деформациями телосложения (например, чрезмерный рост, не­пропорциональное телосложение).

С первыми тремя типами строения тела Э. Кречмер соотнес три выделенных им типа темперамента, которым он дал следующие наименования: шизотимик, иксотимик и циклотимик. Шизотимик, имеющий лептосоматическое (астеническое) телосложение, замкнут, склонен к колебаниям эмоций, упрям, малоподатлив к изменению установок и взглядов, с трудом приспосабливается к новой обстановке. В отличие от него, иксотимик, обладающий ат­летическим телосложением, проявляет себя как спокойный, маловпечатлительный человек со сдержанными мимикой и жеста­ми, с невысокой гибкостью мышления. Он часто характеризуется мелочностью. У циклотимика, который обладает пикническим те­лосложением, эмоции колеблются между радостью и печалью, он легко контактирует с людьми и реалистичен во взглядах.

Едва возникнув, конституциональные концепции стали объек­том острой научной критики. Основной недостаток этого подхода состоит в том, что в нем недооценивается, а иногда просто игно­рируется роль среды и социальных условий в формировании пси­хических свойств индивида.

Третий подход к объяснению сущности темперамента связыва­ет типы темперамента с деятельностью центральной нервной си­стемы. В учении И.П. Павлова о влиянии центральной нервной системы на динамические особенности поведения выделяются три основных свойства нервной системы - сила, уравновешенность, подвижность возбудительного и тормозного процессов. Силу воз­буждения и силу торможения ученый считал двумя независимы­ми свойствами нервной системы. Сила возбуждения отражает ра­ботоспособность нервной клетки. Она проявляется в функциональ­ной выносливости, т.е. в способности выдерживать длительное или кратковременное, но сильное возбуждение, не переходя при этом в противоположное состояние торможения. Сила торможения по­нимается как функциональная работоспособность нервной систе­мы при реализации торможения и проявляется в способности к образованию различных тормозных условных реакций.

Говоря об уравновешенности нервных процессов, И.П. Павлов имел в виду равновесие процессов возбуждения и торможения. Отношение силы обоих процессов определяет, является ли дан­ный индивид уравновешенным или неуравновешенным, когда сила одного процесса превосходит силу другого.

Третье свойство нервной системы - подвижность возбудитель­ного и тормозного процессов - проявляется в быстроте перехода одного процесса в другой. Подвижность нервных процессов про­является в способности к изменению поведения в соответствии с меняющимися условиями жизни. Мерой этого свойства нервной системы является быстрота перехода от одного действия к друго­му, от пассивного состояния к активному, и наоборот. Противопо­ложностью подвижности является инертность нервных процессов. Нервная система тем более инертна, чем больше времени или усилий требуется, чтобы перейти от одного процесса к другому.

Выделенные И.П. Павловым свойства нервных процессов об­разуют различные комбинации, которые и определяют тип не­рвной системы. Четыре основных типичных их сочетания пред­ставлены в виде четырех типов высшей нервной деятельности; сильный, уравновешенный, подвижный (сангвиник); сильный, уравновешенный, инертный (флегматик); сильный, неуравнове­шенный (холерик); слабый (меланхолик). Данные типы нервной системы не только по количеству, но и по основным характеристикам соответствуют четырем классическим типам темперамента.

Основные свойства темперамента:

Сензитивность определяется тем, какова наименьшая сила внешних воздействий, необходимая для возникновения этой реакции.

Реактивность характеризуется степенью непроизвольности ре­акций человека на внешние или внутренние воздействия одина­ковой силы (критическое замечание, обидное слово, резкий тон или звук).

Активность свидетельствует о том, насколько интенсивно (энер­гично) человек воздействует на внешний мир и преодолевает пре­пятствие в достижении целей (настойчивость, целенаправленность, сосредоточенность внимания).

Соотношение реактивности и активности определяет, от чего в большей степени зависит деятельность человека: от случайных внешних или внутренних обстоятельств (настроения, случайного события) или от его целей, намерений, убеждений.

Пластичность и ригидность свидетельствуют, насколько легко и гибко приспосабливается человек к внешним воздействиям (пла­стичность) или насколько инертно и косно его поведение (ри­гидность).

Темп реакции характеризует скорость протекания различных психических реакций и процессов (темп речи, динамику жестов, быстроту ума человека).

Экстраверсия-интроверсия определяет, от чего преимуществен­но зависят реакции и деятельность человека: от внешних впечат­лений, возникающих в данный момент (экстраверт), или от обра­зов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим (интроверт).

Эмоциональная возбудимость характеризуется минимальным воздействием, необходимым для возникновения у человека эмо­циональной реакции, и скоростью ее возникновения.

Все перечисленные свойства отражают психологические харак­теристики основных классических типов темперамента.

Каждому отдель­ному типу темперамента свойственны свои характерные особен­ности.

Холерик - это человек, нервная система которого определяет­ся преобладанием возбуждения над торможением. Вследствие это­го он очень быстро, причем часто необдуманно, реагирует на внеш­нее воздействие. Холерик нетерпелив, и если увлечется, то его трудно остановить. Ожидание способно вывести его из себя. Он проявляет порывистость, резкость движений и необузданность.

Сила нервной системы позволяет холерику в критические мо­менты работать долго и неудержимо. В это время его способность к концентрации сил очень высока. Однако неуравновешенность нервных процессов холерика предопределяет цикличность в смене его ак­тивности и бодрости: увлекшись каким-нибудь делом, он страст­но, с полной отдачей работает, но, как только силы истощаются, холерик дорабатывается до того, что ему все невмоготу. Появля­ются раздражение, плохое настроение, упадок сил, вялость. Чере­дование положительных циклов подъема настроения и энергич­ности с отрицательными циклами спада, депрессии обусловлива­ют неровность поведения и самочувствия, повышенную подвер­женность невротическим срывам и конфликтам. Вообще непосто­янство - характерная черта холерика. То он чересчур разговор­чив - не остановить, то слишком молчалив. Предсказать, как пове­дет себя холерик в новой обстановке, очень трудно.

Сангвиник - человек с сильной, уравновешенной, подвижной нервной системой. Он обладает быстрой скоростью реакции, его поступки обдуманны. Сангвиник жизнерадостен, благодаря чему ему свойственна высокая сопротивляемость трудностям жизни. Он любит шутку, часто становится заводилой, душой компании. Под­вижность нервной системы обусловливает изменчивость его чувств, привязанностей, интересов, взглядов, высокую приспособляемость к новым условиям. Это общительный человек, легко вступающий в контакт с новыми людьми, и поэтому у него широкий круг знакомств, хотя он и не отличается постоянством в общении и привязанностях. Сангвиник - продуктивный деятель, но лишь тог­да, когда много интересных ему дел, т.е. при постоянном возбуж­дении. В противном случае он становится скучным, вялым, отвле­кается. Сангвиник легко переключается с одного дела на другое. В стрессовой ситуации проявляет действует активно, сохраняет самообладание.

Флегматик - человек с сильной, уравновешенной, но инерт­ной нервной системой. Вследствие этого на внешнее воздействие реагирует медленно, неразговорчив. Эмоционально уравновешен, его трудно рассердить, развеселить. Настроение стабильное, ров­ное. Даже при серьезных неприятностях флегматик остается внеш­не спокойным. Флегматик обладает высокой работоспособностью, хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражи­телям, но не способен быстро реагировать в неожиданных труд­ных ситуациях. Он предпочитает завершить одно дело и только потом браться за другое. Флегматик - стратег, поэтому он посто­янно сверяет свой действия с перспективой. Флегматик прочно запоминает все усвоенное; с трудом отказывается от выработан­ных навыков и стереотипов; не любит менять привычки, распоря­док жизни, работу и друзей. Он трудно и медленно приспосабли­вается к новым условиям; нередко долго колеблется, принимая решение, но, в отличие от меланхолика, обходится без посторон­ней помощи.

Меланхолик - человек со слабой нервной системой, обладаю­щий повышенной чувствительностью даже к слабым раздражите­лям, а сильный раздражитель может вызвать срыв, рас­терянность. Именно поэтому в стрессовых си­туациях (экзамен, соревнование, опасность) результаты деятель­ности меланхолика могут ухудшаться по сравнению со спокойной привычной обстановкой. Его повышенная чувствительность при­водит к быстрому утомлению и падению работоспособности (тре­буется довольно продолжительный отдых). Даже незначительный повод может вызвать обиду, слезы. Его настроение очень измен­чиво, но обычно меланхолик старается скрыть, внешне не прояв­лять свои чувства, не рассказывать о своих переживаниях, хотя и склонен отдаваться им. Он часто грустен, подавлен, неуверен в себе, тревожен; у него могут возникнуть невротические расстрой­ства. Обладая высокой чувствительностью нервной системы, ме­ланхолики нередко имеют ярко выраженные художественные и интеллектуальные способности.

Темперамент выступает в качестве общей основы многих лич­ностных характеристик человека и прежде всего характера. Одна­ко темперамент нельзя путать с характером, который представля­ет собой сочетание наиболее устойчивых, существенных особен­ностей личности. Характер проявляется в поведении человека, в его отношении к миру и себе. Люди одного темперамента могут быть добрыми и жестокими, ленивыми и трудолюбивыми, аккуратными и неряшливыми. Темперамент задает лишь динамику пси­хического реагирования.

От темперамента зависят такие свойства личности, как впечат­лительность, эмоциональность, импульсивность и тревожность.

Впечатлительность - это сила воздействия на человека раз­личных стимулов, период их сохранения в памяти и сила реакций на них. Одни и те же стимулы на впечатлительного человека ока­зывают большее воздействие, чем на менее впечатлительного. Он дольше помнит воздействия на него и дольше сохраняет реакцию на них, кроме того, сила реакции у него значительно больше.

Эмоциональность - это скорость и глубина эмоциональной ре­акции человека на те или иные события. Эмоциональный человек придает большую значимость тому, что происходит с ним и вок­руг него. У него гораздо сильнее, чем у неэмоционального челове­ка, выражены всевозможные телесные реакции, связанные с эмо­циями. Эмоциональный человек почти не бывает спокойным, по­стоянно находится во власти каких-либо эмоций, в состоянии повышенного возбуждения или, напротив, подавленности.

Импульсивность проявляется в несдержанности реакций, в их спонтанности и появлении еще до того, как человек успевает об­думать сложившуюся ситуацию и принять разумное решение по поводу того, как в ней действовать. Импульсивный человек снача­ла реагирует, а потом думает, правильно ли он поступил, неред­ко сожалея о преждевременных и неправильных реакциях.

Тревожность. Тревожный человек отличается от малотревож­ного тем, что у него слишком часто возникают связанные с бес­покойством эмоциональные переживания: боязнь, опасения, стра­хи. Ему кажется, что многое из того, что его окружает, несет в себе угрозу для его собственного «я». Тревожный человек боится всего: незнакомых людей, телефонных звонков, экзаменов, ис­пытаний, официальных учреждений, публичных выступлений.

Сочетание описанных свойств и создает индивидуальный тип темперамента, поэтому, характеризуя его, приходится время от времени отступать от чисто динамических описаний и включать в них характерологические качества. Те проявления темперамента, которые в конечном счете становятся свойствами личности, зави­сят от обучения и воспитания, культуры, обычаев, традиций и многого другого.

Динамические черты личности человека выступают не только во внешней манере поведения - они проявляются и в умствен­ной сфере, в сфере побуждений, в общей работоспособности. Ес­тественно, особенности темперамента сказываются в учебных занятиях и трудовой деятельности. Так, при умственном труде тем­перамент проявится в таких характеристиках, как скорость, бег­лость умственных операций, устойчивость и переключаемость вни­мания, эмоциональное саморе­гулирование по ходу работы, та или иная степень нервного на­пряжения и утомляемости. Однако свойства темперамента, при­давая своеобразие манере, стилю деятельности, не предопределяют самих умственных способностей человека. Особенности темпе­рамента обусловливают пути и способы работы, но не уровень достижений. В свою очередь умственные возможности человека создают условия для компенсации недостатков темперамента,

В трудовой деятельности и личных взаимоотношениях большое значение имеет совместимость людей по темпераменту.

Знание особенностей своего темперамента, их учет в организа­ции своей жизнедеятельности, во взаимодействии с другими людь­ми, в самовоспитании и саморегуляции будут способствовать раз­витию позитивных проявлений, коренящихся в свойствах нервной системы.

2. Понятие «характер». Черты характера.

Свойства личности, выражающие отношение человека к действительности, всегда образуют некоторое своеоб­разное сочетание, представляющее не сумму отдельных особенностей данного человека, а единое целое, которое называют характером.

Характер - это индивидуальное сочетание существен­ных свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его поведении, в его поступках. Характер представляет собой неповторимое сочетание психологических качеств, индивидуальных осо­бенностей личности, именно характер дает основание для суждения о том, хороший ли это человек или нет.

Слова, движения, действия, отдельные поступки и поведение в целом позволяют понять характер человека, они как бы высвечивают его внутреннее, скрытое от по­сторонних глаз содержание. Но, с другой стороны, каждое свойство характера приводит в определенных условиях к совершению тех или иных поступков, накладывает печать на все действия, мысли и чувства человека. Особенно отчетливо подлинная сущность ха­рактера проявляется в трудных и критических ситуациях, например в несчастье, при аварии или пожаре.

Черты характера выражают отношение человека к дру­гим людям, к самому себе, к окружающему миру и дея­тельности.

Черты характера - это индивидуальные привычные формы поведения человека в соответствующих ситуаци­ях, в которых реализуется его отношение к действитель­ности.

Черт характера, или качеств личности, очень много. Весьма условно их можно разделить на две группы, кото­рые тесно между собой связаны, влияют друг на друга.

Группа первая - черты характера, в которых выражены убеждения и идеалы, направленность личности. Например: коллективизм (человек ставит интересы коллектива и об­щего дела выше узколичных интересов) и эгоизм (человек проявляет заботу, прежде всего, о личном благополучии, для него существуют только его личные потребности и желания); чуткость и грубость; общительность, аккурат­ность и безответственность, небрежность; инициативность, чувство нового и косность, консерватизм; бережливость и мотовство; помощь другим и хищническое отношение к людям; скромность, самокритичность и зазнайство; тре­бовательность к себе и заносчивость; чувство собственно­го достоинства и высокомерие и т.д. Эти черты характера, или особенности личности, яв­ляются моральными качествами и выступают либо добро­детелями, либо пороками человека.

Вторая группа - волевые черты характера. Они выража­ются в умении и привычке сознательно регулировать свое поведение, свою деятельность в соответствии с опреде­ленными принципами, преодолевать препятствия на пути к поставленной цели. Волю называют основой характера, его становым хребтом. Говоря о ком-либо «человек с ха­рактером», тем самым подчеркивают выра­женность волевых черт характера: целеустремленности, решительности, самообладания, выдержки, терпения, дис­циплинированности, мужества, смелости.

В истории психологии делалось немало попыток клас­сифицировать человеческие характеры или определить типы характеров. Однако удовлетворительной классификации и типологии характеров еще не создано. Поэтому при харак­теристике человека обычно указывают на одну или две наиболее выделяющиеся черты его характера. Одних мы называем людьми твердого, сильного характера, других - скромными, трудолюбивыми, третьих - добрыми, общи­тельными и т.п.

Черты характера, проявляющиеся у человека в его дея­тельности, в чувствах, в речи, в отношении к другим лю­дям, к самому себе, приобретают положительное или от­рицательное значение в зависимости от того, какими це­лями человек руководствуется в своей жизни, ради чего он живет, как осмысливает свою жизнь и свои поступки. Черты характера являются приобретенными и закреп­ленными свойствами личности, физиологическую основу характера составляют изменившиеся в процессе индиви­дуальной жизни особенности нервной системы.

Для понимания нервно-физиологической основы харак­тера большое значение имеет учение И.П. Павлова о вто­рой сигнальной системе. Вторая сигнальная система являет­ся физиологической основой мышления и речи и вместе с этим она регулирует поведение человека. Конечно, говоря о физиологических основах характе­ра, нельзя понимать дело так, что будто все черты характера определяются только особенностями нервной системы. Формируясь под влиянием окружающей среды, жизнен­ного опыта человека, его воспитания, характер каждого человека представляет собой единство индивидуального и типичного, возникающее под влиянием как общественно-исторических условий (определенный общественно-исто­рический строй, социальная среда), так и индивидуальных условий жизни и деятельности (жизненный путь человека).

Характер человека может быть определенным или не­определенным, цельным или противоречивым. Определенность характера зависит от того, насколько ясно выражены доминирующие, стержневые черты. Цель­ный характер - это единство мыслей, чувств и поведения, действий, поступков.

Характер взаимосвязан со всеми сторонами личности.

Воля определяет решительность, постоянство, самосто­ятельность и целенаправленность характера. Чувства в ха­рактере показывают эмоциональное отношение к людям, миру и к самому себе. Что человек любит или ненавидит, к чему остается равнодушным - все это проявляется в его характере, свидетельствуя о его отношении.

Характер тесно связан с темпераментом. От темперамента зависят многие черты характера, та­кие, как уравновешенность поведения, общительность, легкость или трудность включения в новую деятельность, выражение чувств. Однако тип темперамента не опреде­ляет сущности характера: флегматик может быть деятель­ным и трудолюбивым, а сангвиник суетливым и бесплод­ным.

Тесно взаимообусловлены ха­рактер и способности. Развитие способностей зависит от таких черт характера, как трудолюбие, трудоспособ­ность. Для развития способностей важны такие черты харак­тера, как самокритичность, требовательность к себе. Очень важна и такая черта характера, как скромность.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 371; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.